Culture and art

Культура и искусство

Адольф Менцель

Кузница (Современный циклоп) Адольф Менцель

Кузница (Современный циклоп) Адольф Менцель

Адольф Менцель

Адольф Менцель — знаменитый немецкий график и живописец XIX столетия. В истории искусства Германии он сыграл ту же роль, какую играл Курбе во Франции, Репин в России, но Менцель не поднялся до тех революционных выводов, к которым пришли Репин и Курбе на основе изучения современной им действительности. В этом принципиальное отличие искусства Менцеля от искусства Курбе и Репина, показавших разложение буржуазного общества и призывавших на борьбу с ним. Эти художники выражали свои симпатии, свое сочувствие трудовому народу, в нем они видели силу и будущее.

Несмотря на разносторонность познаний Менцеля, настойчиво изучавшего современность и историческое прошлое, на всем его искусстве лежит печать некоего безразличия, бытовизма: художник не делает выводов, обобщений; он как бы боится выйти за рамки личного быта человека, даже когда берется за исторические темы. Эта идейная ограниченность, при всем огромном таланте художника, не могла не сказаться на его искусстве, которое сейчас нас волнует уже не столько силой и яркостью изображенных человеческих характеров и поступков, значительностью обрисованных событий, сколько точностью описания быта эпохи, совершенством живописных и графических средств, большой наблюдательностью художника.
Как бы то ни было, значение Менцеля в истории искусства XIX века неоспоримо.
Ему принадлежит одно из первых мест среди мастеров графики и живописи XIX столетия. Менцель — художник универсальный: живопись маслом, акварель, гуашь, рисунок пером, карандашом, углем, все виды эстампа (гравюра на дереве, офорт, литография) — во всех этих техниках он был оригинальным автором, блестяще использовавшим преимущества каждой из них.
Жанры, разрабатываемые Менцелем, также весьма разнообразны. Историческая картина, батальная и бытовая живопись, портрет, групповой портрет, интерьер, пейзаж, натюрморт, орнаментика — в каждом из этих жанров он сказал свое слово. Менцель по праву считается выдающимся колористом в немецком искусстве; той свободы живописной лепки, звучности красочных сочетаний, которые мы находим в картинах Менцеля, Германия до него не знала.
Биография Менцеля небогата событиями. Родившись в год Венского конгресса и свержения Наполеона (1815), Адольф Менцель умер в год первой русской революции. Он неизменно и неутомимо занимался искусством. Помогая в работе отцу, владельцу маленькой литографской мастерской, Менцель рисует с двенадцатилетнего возраста; восемнадцати лет он выступает с самостоятельным альбомом иллюстраций к тексту Гёте, обративших внимание художников на молодого самоучку. Епрочем, он недолго посещал Академию художеств, где рисовал с античных образцов. Искусству точного, отчеканенного, несколько протокольного рисунка он учится на работах немецкого классика Ходовецкого и своего современника — тоже самоучки — Крюгера. Сильнейшее впечатление на Менцеля произвела выставка новатора в пейзажной живописи англичанина Джона Констебля, организованная в Берлине (1845). Двукратная поездка в Париж, в период расцвета творчества Курбе, поставила Менцеля, уже в значительной мере сформировавшегося графика и живописца, лицом к лицу с горячо пульсировавшей художественной жизнью этого города и также оставила несомненно глубокий след в его сознании.
Значительное место в творчестве Менцеля занимает иллюстрация. В 1835 году он издает карандашные литографии к „Истории Бранденбурга», в 1839—1842 годах делает гравюры на дереве к „Истории Фридриха II» Куглера, в 1843—1849 годах той же техникой иллюстрирует сочинения Фридриха II, в 1842—1852 годах — трехтомную историю Фридриха II (отпечатано всего тридцать экземпляров). В 1850 году выпускает альбом „Опыты на камне при помощи кисти и шабера» и ряд отдельных листов, исполненных тушью и пером и гравированных на дереве; в 1876—1877 годах он создает иллюстрации к драме Клейста „Разбитая кружка» и др. Для одних только гравюр на дереве им было исполнено свыше семисот рисунков. Количество его работ в Национальной галерее Берлина достигает 5699.
Его правилом было никогда не выходить из дому без альбома для зарисовок и не возвращаться домой, не заполнив хотя бы один новый лист в нем. Для иллюстраций исторического содержания, как он сам рассказывает в аннотациях к рисункам для книги Куглера, художник изучает старое вооружение, архивные документы, пересматривает все существующие портретные изображения, заруовывает на месте виды зданий, парков, интерьеров, отдельные аксессуары и прочее, как если бы перед нами был не художник, а историограф.
В тридцатые — сороковые годы Менцель, поглощенный работой над созданием фридриховского цикла иллюстраций, начинает первые живописные опыты; это главным образом интерьеры, жанровые сценки, портреты, очень свежие и непосредственные в передаче действительности. Завершающая этот период незаконченная картина „Похороны жертв мартовской революции 1848 года» в Берлине ценна для нас и как свидетельство демократических настроений молодого Менцеля и как один из немногих памятников революционной иконографии.
Пятидесятые годы в творчестве Менцеля проходят под знаком создания цикла живописных полотен, посвященных Фридриху II и как бы продолжающих графическую серию художника на ту же тему. В эти годы созданы лучшие картины этого цикла: „Ужин в Сан-Суси“, „Концерт в Сан-Суси“ и другие.
С конца пятидесятых годов художника увлекает новая тема — жизнь большого города: шумные улицы, сады, скверы, оживленные вечно движущейся толпой. В это же время Менцель работает над картинами, посвященными сценам труда, в которых его привлекают как социальные мотивы, так и моменты чисто художественного порядка: своеобразие профессиональных движений, новизна темы.

Адольф Менцель. Девушка со свечой

Адольф Менцель. Девушка со свечой

Менцель любил изображать жизнь городской толпы на бульварах Парижа („В Тюильрийском саду“, 1867), в немецких парках („Церковная служба в парке курорта Кезе“, 1868; „Курорт Киссинген“, 1884), на улицах („Караван верблюдов, 1884), на итальянских рынках, в театрах („Театр Жимназ“ в Париже, 1856). Написанная по памяти (по возвращении художника из поездки в Париж) картина „Театр Жимназ“ в Париже относится; к числу живописнейших произведений Адольфа Менцеля. Горячие тона — красные, желтые и коричневые — доминируют в картине, и тем интенсивнее сверкает на их фоне холодный голубой цвет платьев актрис. Единству колористической гаммы соответствует и превосходно сделанная пространственная композиция, объединяющая в одно целое зрителей партера, оркестр и актеров на сцене. Обнаруженное после смерти художника, это произведение обратило на себя всеобщее внимание живописной свежестью.
Однако было бы заблуждением думать, что исключительные живописные достоинства этих парижских картин были результатом прямого воздействия Курбе, Мане. У нас есть превосходное доказательство самобытности дарования Менцеля как живописца, а именно: его „Комната с балконом (1845), „Студия“ (того же года), „Натюрморт на стене мастерской и незабываемый по живописной силе и правде этюд маслом, изображающий бьющихся на фоне неба орлов. К этому можно присоединить ряд ранних пейзажей маслом и карандашом.
Семидесятые годы в творчестве Менцеля отмечены созданием таких монументальных картин, как „Железопрокатный завод» (1875), „Воспоминание о Люксембургском саде» (1872), „На стройке» (1875), „Сельская кузница с водяным молотом» (1879), и так называемого „Детского альбома» (1883) с акварельными и гуашными рисунками животных и птиц.
Как признанный и популярный в широких кругах художник массовых сцен Менцель получает заказ на изображение одного из железопрокатных заводов в Силезии. В 1875 году, выполняя этот заказ, он создает правдивую картину, лишенную какой бы то ни было идеализации и машинной поэзии. От его зоркого взгляда не ускользнули условия труда рабочих. Свободно и естественно размещая людей в пространстве огромного здания, он скомпоновывает в одно целое группы и множество отдельных фигур вокруг центрального пункта — сверкающей печи. „Железопрокатный завод» принадлежит к числу ценнейших художественных документов той эпохи. Это одно из самых ранних в мировом искусстве произведений на индустриальную тему.
Знаменитый русский критик В. Стасов писал: „Среди всех европейских живописцев XIX века Менцель — один из самых великих, среди же немецких — он первый и наивеличайший».