Culture and art

Культура и искусство

Алек­сандра Никитична Сахаровская

Алек­сандра Никитична Сахаровская

А. Сахаровская. Полдень. Литография. 1978.

Народный художник РСФСР Алек­сандра Никитична Сахаровская

Она родилась и живет в Бурятии. Здесь, на юге Восточной Сибири, трудятся, занимаются любимым делом, воспитывают детей, мечтают о будущем ее герои. Даже одни названия основных графических серий Сахаровской утверждают неразрывную связь с прошлым и настоящим края, свидетельствуют о постоянстве ее интересов, о верности одной, но большой и многогранной теме. Свою малую родину, равноправную и дорогую часть Советской России, Сахаровская воспела в линогравюрах по мотивам народного эпоса «Гэсэр», в фундаментальных, многожанровых сериях «История одного улуса», «История моего народа», «Бурятский спорт», «Моя Бурятия», «Саяны», «Будни села», «Край, где проходит БАМ».

В процессе работы над сериями, посвященными Бурятии, художница постоянно изучает национальную культуру автономной республики, ее революционную историю, традиции народа, старинные обычаи, детали быта, особенности костюма. Александра Никитична считает, что в каждом листе предметы, домашняя утварь несут большую смысловую нагрузку, помогают раскрытию характера человека, лирического образа. Она так объясняет свой метод:
Из всего увиденного — утварь, амбары, изгороди, дома, наличники окон, ворота — я стараюсь выделить самое характерное, чтобы подчеркнуть особенности жизни каждого района.

Алек­сандра Никитична Сахаровская

А. Сахаровская. Сенокос. Литография. 1973.

С исконной средой бурятского села в композициях Сахаровской сочетаются приметы современности — самолеты и вертолеты, автомобили и сельскохозяйственная техника, стальные магистрали и силуэты новостроек. Листы художницы одухотворены жизнью людей, активным ритмом. Конкретные места и люди, определенные взаимоотношения, характер труда или спортивного досуга составляют содержание гравюр. Обобщая натурные впечатления, компонуя по памяти, художница нередко вводит в серии мотивы, взятые из жизни. И они являют завершенный образ, дают точное представление о людях горного поселка, о заботах полевого стана, об удали национального спортивного праздника.
Бурятию называют солнечной республикой,— говорит она.— Но даже в самый ясный день, когда едешь по степи, она вся как бы покрыта дымкой, нет резких контрастов, переходы мягкие, фигуры, предметы как бы сливаются с окружающей средой. Литография лучше других техник может передавать это состояние.
Убедительно и поэтично передает А. Сахаровская это состояние в листах «Сенокос», «Полдень», «В горном районе», с любовью и волнением изображая своих современников и сородичей — сегодняшних тружеников Бурятии.