Culture and art

Культура и искусство

Александр Дейнека

Александр Дейнека

А. Дейнека.Юный конструктор. Масло. 1966.

Александр Дейнека

Творчество Александра Александровича Дейнеки — одно из крупнейших явлений отечественной культуры — еще при жизни мастера стало классикой искусства социалистического реализма.
С необычайной силой художник показал радостную и счастливую, трудную и суровую жизнь советских людей в самые напряженные моменты истории.

А. Дейнека. Будущие летчики. Масло. 1937.

А. Дейнека. Будущие летчики. Масло. 1937.

В его работах воплощены пафос борьбы, энергия созидания, дух индустрии, спорта, обновленной природы, ритмы и контрасты современного города, психология людей, в быт которых прочно вошли авиация, радио, автомобиль.
Мудрая скупость форм и напряженная динамика сюжетных решений, монументальная торжественность композиций, четкий ритм пространственных планов, чеканная пластика крупных живописных масс, орнаментальность силуэтов и звучная декоративность колорита определяют то, что характеризует стиль Дейнеки.
Он успешно работал в различных видах и жанрах искусства, создавал фрески и станковые картины, писал портреты и натюрморты, пейзажи и театральные декорации, занимался мозаикой, скульптурой и витражом, иллюстрировал книги и журналы.
Произведения мастера впечатляют широтой содержания, новизной формы. Но главное в них — неопровержимая правда жизни и любовь к Родине.

А. Дейнека. На юге. Масло. 1966.

А. Дейнека. На юге. Масло. 1966.

Утром, когда вода особенно замечательная и бирюзовая, я купаюсь и любуюсь красавцами самолетами. Пробежав положенные метры по воде, они взлетают, блестя белым корпусом на фоне розового облака, и так же плавно садятся. Как изменяется бухта, какой особой, маленькой она становится…
Жизнь картины совсем иная, чем жизнь человека. Она слагается из иной материи и живет иными категориями времени. Почти тридцать лет тому назад я написал в Крыму трех мальчиков, любующихся гидросамолетами. Я назвал картину «Будущие летчики». Тридцать лет. Но картина остается такой, как и в прошлые времена. Остались такими и ребята и море, только конструкция самолетов стала совсем иная.

А. Дейнека.Оборона Севастополя. Масло. 1942.

А. Дейнека.Оборона Севастополя. Масло. 1942.

После моих поездок по Донбассу, в колхозы, Крым накапливалась масса этюдов, набросков, заметок, но весь этот материал был далек от законченных журнальных рисунков, плакатов, картин, росписей. Из кип набросков надо было выбрать самое типичное, образное…
Это натолкнуло меня на новую трактовку заводского пейзажа, в результате появилась картина «На стройке новых цехов».
…Искусство — это прежде всего большие раздумья, большая связь с жизнью. Когда в результате таких раздумий вы нашли тему, «поймали» ее, картина обязательно получится. Почему бывает так, что иногда тема получается, а иногда нет?

А. Дейнека. У ткацкого станка. Краснопресненская Трехгорная мануфактура. Тушь, гуашь.

А. Дейнека. У ткацкого станка. Краснопресненская Трехгорная мануфактура. Тушь, гуашь.

…На свои картины я смотрю как на дневник матери, отмечающей рост своих детей. В молодости у меня было много настоящих друзей — людей большого мужества. Некоторые из них становились героями моих картин, их судьба волнует меня и теперь. Так было с товарищем Теодора Нетте, героическим участником гражданской войны Яном Шкуриным, позировавшим мне для лица командира отряда в «Обороне Петрограда».
Мои друзья — севастопольские моряки, летчики Качи вспомнились мне, когда я писал самую серьезную свою вещь — «Оборона Севастополя». Память сохранила знакомые черты, но мне хотелось дать в картине собирательный образ, крупным планом показать характер советского человека.

А. Дейнека. Мать. Масло. 1932.

А. Дейнека. Мать. Масло. 1932.

Строя композицию по законам батального жанра, я решил использовать прием панорамного изображения с резким приближением отдельных фигур к зрителю. Это дает возможность с ним близко познакомиться, судить о его состоянии не только по абрису фигуры, но и по выражению лица, глаз…
Можно себя приучить ко многому, что тебе несвойственно, но это не дает радости. В нем его человеческое оправдание.

А. Дейнека.Оборона Севастополя. Фрагмент.

А. Дейнека.Оборона Севастополя. Фрагмент.

А. Дейнека. Оборона Петрограда. Масло. 1928.

А. Дейнека. Оборона Петрограда. Масло. 1928.