Culture and art

Культура и искусство

Александр Шилов

Александр Шилов

А. Шилов. Портрет дважды Героя Советского Союза, летчика-космонавта СССР П. И. Климука. Масло. 1975.

Александр Шилов Маскович советский и российский художник

В 1977 году Александру Шилову была присуждена премия Ленинского комсомола за серию портретов летчиков- космонавтов СССР. Эти портреты знакомы теперь многим, но интересно, наверное, будет узнать, как создавал их молодой художник.

Понимая, что время у нас расписано по минутам, Шилов работал сразу, без предварительных набросков и эскизов. Мы, как могли, старались помочь ему. Очень серьезно отнесся к его работе, например, Петр Климук: после напряженных тренировок космонавт приходил в комнату, отведенную под мастерскую, терпеливо позировал, словно и не было у него усталости.
Как начинался путь Шилова в искусство? Ему повезло: опытный и внимательный педагог Василий Александрович Воронин заметил в нем способности. Пять лет учил он мальчика грамоте изобразительного искусства, а самое главное — сумел внушить, что труд — основа успеха в любом деле и без упорного каждодневного труда не может быть настоящего художника.
Однажды Воронин привел Сашу в мастерскую к известному живописцу Александру Ивановичу Лактионову. Тот похвалил работы паренька и принял живое участие в его судьбе. А она у Саши складывалась трудно: когда не стало отца, ему пришлось помогать матери. После восьмого класса школы он шесть лет работал грузчиком — не было специальности. А в свободное время рисовал. И, быть может, именно трудная школа жизни помогла становлению его таланта. Одержимость искусством, трудолюбие, вера в свое призвание позволили закончить вечернюю школу, поступить в Московский государственный художественный институт имени В. И. Сурикова.
И вот институт позади. Но Шилов продолжает пополнять знания. Он изучает натуру, рисует гипсы, копирует произведения выдающихся мастеров прошлого.

А. Шилов. Портрет народного артиста СССР, лауреата Ленинской премии М. А. Ульянова. Масло. 1977.

А. Шилов. Портрет народного артиста СССР, лауреата Ленинской премии М. А. Ульянова. Масло. 1977.

По-моему, не случайно Александр любит французского художника Энгра, которому принадлежат прекрасные слова: «Рисунок — это высшая честность искусства… Рисуйте долго, прежде чем приступить к писанию красками. Когда строишь на прочном фундаменте, можно спать спокойно».
Шилов постоянно укрепляет «фундамент», свое рисовальное мастерство. Однако мастерство как таковое у него не самоцель.
Художник не избегает деталей, но умеет подчинить их главному. А главное для него — показать внутренний мир героя, его психологию, убеждения.
«Когда встречаю интересного человека, — говорит Александр, — хочется побольше о нем узнать: чем он живет, какой вы особенности его характера, взаимоотношения с людьми, мир увлечений».
Нередко художники пишут «от себя», далеко отходят от натуры, серьезно не изучают ее и при этом заявляют: «А я так вижу».

А. Шилов. Пейзаж. Хмурый день. Масло. 1977.

А. Шилов. Пейзаж. Хмурый день. Масло. 1977.

Молодому живописцу близки традиции русской классической школы портрета, представители которой соединяли в своем творчестве правду жизни и художническую окрыленность. Он любит Д. Левицкого, О. Кипренского, К. Брюллова, А. Иванова. Иногда его упрекают в традиционности, в отсутствии так называемых новаторских приемов, широты живописного письма. Шилов отвечает:
Искусство, конечно, вечный поиск. Но если на полотне вместо человеческого лица я вижу нечто приблизительное, с отдаленными намеками на реальность, то можно ли вдохновиться подобным «новаторством»?!
Видимо, поэтому портреты, написанные им, нравятся и зрителям, и самим героям — могу с удовольствием это подтвердить.
Кого бы ни писал Шилов — космонавтов, рабочих, служащих, сельских тружеников, — он делает это с любовью, увлеченно, стремясь разглядеть человека в разные периоды его жизни, в совокупности граней характера.
Глядя на портреты Нины Тимофеевой, Ирины Архиповой, Николая Плотникова, Евгения Симонова, Николая Гриценко, мы узнаем в них лучшие черты героев, воплощенных артистами на сцене. Как бы соединились воедино облик реального человека с созданными им образами пьес и кинофильмов в портрете Михаила Ульянова.
Нравятся мне и пейзажи Шилова. Чувствуется, что ему дороги поля и рощи России; он умеет тонко передать красоту природы. Мы верим художнику. Как хорошо, что он не холодный наблюдатель, а добрый, зоркий исследователь, умеющий передать свои впечатления в ярких, запоминающихся художественных образах.
Когда мы говорим с ним о будущих планах, я — о космической науке, он — о живописи, приятно от него слышать слова:
Буду писать хороших людей! Рассказывать о красоте человека, родной земли».