Culture and art

Культура и искусство

Анджелико да Фьезоле

Анджелико да Фьезоле (фра Беат о). Мадонна с младенцем, святыми Домиником и Фомой Аквинским. Фреска. 1436

Анджелико да Фьезоле (фра Беат о). Мадонна с младенцем, святыми Домиником и Фомой Аквинским. Фреска. 1436

Анджелико да Фьезоле Мадонна с младенцем

Их белые одежды падают ровными крупными складками. Невольно при взгляде на них вспоминаются античные колонны, покрытые каннелюрами. Святые — опора, «столпы веры», и художник еще раз напоминает об этом зрителю.
Справа от мадонны — святой Фома Аквинский. Прижав к груди раскрытую книгу, он смотрит вниз из-под опущенных век. У него молодое полное лицо с плотно сжатыми губами и твердым волевым подбородком. Такое лицо может быть у человека замкнутого, непреклонного, умеющего во что бы то ни стало достичь поставленной цели. До нас дошли документы, которые подтверждают подобную характеристику. Стоящий слева святой Доминик старше, черты его лица красивы, тонки. Склоненная голова, задумчивое выражение лица говорят о лиричном и мягком характере. О Доминике также сохранилось немало сведений, а кроме того, его собственные сочинения, среди которых много стихотворных произведений. Главной их темой были описания рая, где вечно благоухают розы, гвоздики и цветут лилии.

Итак, перед нами словно реально существовавшие люди. И это не случайно. Культура раннего Возрождения открывает для себя человеческую личность. В представлении людей эпохи средневековья ценными в человеке были лишь те качества, благодаря которым он мог спасти свою душу и заслужить вечное блаженство: благочестие, вера, смирение. Теперь взгляды меняются: ценятся индивидуальность, сила характера, любовь к знаниям, благородство души. Можно родиться в бедной семье и добиться признания и славы с помощью своей энергии и разума. Не случайно в эпоху Возрождения создается огромное количество портретов. Своих современников художники изображают даже в картинах на исторические и религиозные сюжеты. Так, в блестящей процессии восточных мудрецов-волхвов,направляющейся на поклонение младенцу Христу, флорентийский художник Беноццо Гоццоли изобразил Козимо Медичи и членов его семьи, византийского императора Иоанна Палеолога и тут же, рядом, себя самого. Портретами известных граждан Флоренции полны картины другого мастера — Доменико Гирландайо. А Сандро Боттичелли пишет себя на первом плане в знаменитом «Поклонении волхвов» из галереи Уффици.
К ее образу обращались все мастера Ренессанса. Она была для них не далекой небесной царицей, а нежной матерью, символом всего прекрасного в человеке. Мадонна — это материнская доброта, самоотверженность, чуткость. Такой изображали ее Перуджино, Рафаэль, Леонардо, Боттичелли, Микеланджело. Прижав к себе младенца Иисуса, она как бы направляет его правую руку, благословляющую мир. Ребенок серьезен, он кажется не по возрасту мудрым: перед нами не просто дитя, а божественный сын. Однако, кроме серьезности, в нем ничего «божественного» нет. Обнаженное тельце, прикрытое прозрачной тканью, написано очень правдиво, а жест руки по-детски неуклюж.
При разглядывании колорит композиции не кажется таким блеклым, как с первого взгляда. Наш глаз начинает различать множество оттенков: сиреневых, голубых, серых и синих. Живопись на стене исполнялась в технике фрески — то есть по сырой штукатурке. Само слово «фреска» означает по-итальянски «свежий», «сырой». Для росписи стену подготавливали так. Сначала ее в несколько слоев покрывали грубой штукатуркой, так называемой «арричиато». Когда она затвердевала, сверху слоем в 1 — 1,5 см наносили «интонако» — штукатурку из мелкого песка и извести. Пока этот верхний слой был свеж, на него переводили с помощью кальки рисунок с картона, где была заранее продумана композиция. После этого можно было писать красками, которые разводили на воде. Вместе с водойкраска слегка впитывалась, входила в штукатурку. Вот почему такую роспись почти невозможно исправить. Но после высыхания фреску часто дорабатывали темперой — краской, растертой на яичном желтке. Именно так и выполнена эрмитажная роспись.