Culture and art

Культура и искусство

Андрей Пахомов

Андрей Пахомов

А. Пахомов. Девушка с цветами. Пастель.

Андрей Пахомов художник

Дважды произведения графика Андрея Пахомова были отмечены премиями Центрального Комитета ВЛКСМ. Недавно он во второй раз стал лауреатом смотра-конкурса творческой молодежи Ленинграда. Чем же привлекает его творчество?
Молодой художник прошел хорошую школу в мастерской отца, замечательного иллюстратора детской книги, педагога, народного художника СССР Алексея Федоровича Пахомова. Здесь он усвоил не только грамоту рисунка, но и получил ясное представление о смысле, назначении искусства.

А. Пахомов. Естествоиспытатель. Автолитография, подкраска.

А. Пахомов. Естествоиспытатель. Автолитография, подкраска.

Натюрморты были его первыми творческими работами после окончания Института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина. Постепенно мир вещей в творчестве Пахомова уступил место другим образам. И тогда по-настоящему определился круг интересов художника: он посвятил свое творчество детям. Пахомов иллюстрирует детские книги, его рисунки появляются в пионерских журналах. Художника привлекает жизнь ребят, их игры, отдых, увлечения. В облике юных современников он старается увидеть и передать черты человека завтрашнего дня.
С особой ответственностью Пахомов работает над детскими портретами. Рисовать детей нисколько не легче, чем взрослых. За ними, находящимися в постоянном движении, и уследить-то бывает трудно, а тем более почувствовать, чем они живут. Пытаясь уловить живое впечатление от натуры, главное внимание художник сосредоточивает на изображении лица: линия здесь становится тонкой, приобретает четкость, упругость. А очертания фигуры он обычно определяет несколькими широкими уверенными штрихами. И ему удается создать запоминающийся образ. Своей образностью и привлекает прежде всего творчество молодого ленинградца.
Мастерство художника особенно видно в его литографиях. Когда рисуешь графитным карандашом на бумаге, ошибку легко исправить резинкой. Значительно труднее исправить неверный штрих литографского карандаша на камне. При этом литограф должен учитывать, что отпечаток на бумаге будет обратным, зеркальным по отношению к изображению на камне. Здесь требуются и верность глаза, и известный навык.

А. Пахомов. Портрет с птицей. Автолитография, акварель.

А. Пахомов. Портрет с птицей. Автолитография, акварель.

Портреты Пахомова подчас заключают в себе и сюжетное начало. На одном листе представлен веснушчатый паренек с живым, чуть лукавым взглядом. Довольный, он держит на ладони лягушку. Называется лист «Естествоиспытатель». Кто знает, может, после таких наблюдений во время летних прогулок проснется в маленьком человеке большой интерес к серьезной науке о природе.
В последнее время художник все больше внимания уделяет той среде, обстановке, в которой живут его герои. Все чаще его привлекает тема строящегося города. Пахомов связывает с ней жизненные перемены, происходящие на наших глазах.
В композиции «Художник» он делит пространство на четкие планы, подчеркивая их разницей в тоне. Так рисовали когда-то старые мастера. Первый план образует дерево с расположившимся в его тени юным художником. Легким линейным контуром намечен второй план — пейзаж с новостройками.

А. Пахомов. Художник. Автолитография.

А. Пахомов. Художник. Автолитография.

Изобразительный язык Пахомова скуп и лаконичен, важна каждая деталь. Вот его работа «Лето», вся наполненная светом. По краям листа художник изобразил мальчика с букетом цветов и девочку. Показал обоих в профиль, стоящими по пояс в траве, сквозь высокие стебли которой проглядывают далекие, ставшие вдруг маленькими телеграфные
столбы. Так получилось потому, что автор низко расположил линию горизонта. Этот художественный прием позволил ему создать ощущение необъятности окружающего мира. Зрительно вырастают фигуры детей, на них сосредоточивается все внимание при рассматривании произведения.
С обширными планами вступил Андрей Пахомов в нынешний год — Международный год ребенка. Работая над полюбившейся темой, стремясь всякий раз запечатлеть своих персонажей по-иному, он остается верным избранному идеалу: его герои — всегда жизнерадостные и счастливые, мечтательные, полные надежд.