Culture and art

Культура и искусство

Анри де Тулуз Лортек

Анри де Тулуз Лортек Певица Иветт Гилбер. 1884. Картон, темпера. 0.57 х 0.42

Анри де Тулуз Лортек Певица Иветт Гилбер 1884

Анри де Тулуз-Лотрек по рождению принадлежал к старинному знатному роду графов Тулузских. Еще в детстве в результате падения и перелома у него перестали расти ноги. Физическое уродство стало источником глубоких душевных страданий художника, его трагической судьбы. Он учился в Париже в школе Бонна и в мастерской Кармона, но сам считал своим настоящим учителем Эдгара Дега. Однако при всем почитании этого мастера Лотрек будучи сильной художественной индивидуальностью, не стал его эпигоном.

Резко порвав со своим кругом, Лотрек целиком погрузился в жизнь французского полусвета с его обманчивыми радостями и едва маскируемой развращенностью. Он стал первым художником этого особого мира, в котором пошлость существовала рядом с нищетой и страданием. Чувствуя себя отринутым от общества, он отразил в своем искусстве трагизм падения многих, с которыми столкнула его судьба. Художник чутко улавливал драматизм жизни опустошенных и опустившихся людей, все оттенки вынужденной вульгарности под маской внешней бравады и мишурного великолепия. Искусство Лотрека пронизано беспощадной иронией.
Портрет певицы Иветт Гильбер, выступавшей в ресторанах Монмартра, сделан Лотреком в ноябре 1894 года для журнала «Смех». Он часто рисовал популярную тогда певицу во время представлений, метко схватывая характерную для нее повадку и выразительную остроту жеста. Оставленный чистым без всякого подмалевка желтый картон призван создать вокруг женской фигуры атмосферу, напоминающую сияние рампы. Белилами слегка намечены контуры изогнувшегося тела. Проработано только лицо, белое с голубыми тенями, обрамленное волосами цвета пшеницы, это — маска клоунессы, положенная на скрещенные пальцы рук в длинных черных перчатках.