Борис Владимирович Иогансон

Б. Иогансон (1893—1973). Автопортрет.
Б. Иогансон (1893—1973). Автопортрет.

Борис Владимирович Иогансон

Важно одно: трудиться с полной отдачей сил, с полной страстью. Только такая работа достойна нашей страны и нашего времени..
Б. Иогансон

Б. Иогансон, В. Соколов, Д. Тегин, Н. Файдыш-Крандиевская, Н. Чебаков. Выступление В. И. Ленина на III съезде комсомола. Масло. 1950.
Б. Иогансон, В. Соколов, Д. Тегин, Н. Файдыш-Крандиевская, Н. Чебаков. Выступление В. И. Ленина на III съезде комсомола. Масло. 1950.

Борис Владимирович Иогансон. Народный художник СССР, президент Академии художеств, крупнейший общественный деятель, видный педагог и теоретик искусства, он принадлежал к тем мастерам нашей культуры, чье творчество определяло характер развития искусства социалистического реализма. Лучшие полотна художника обошли весь мир, став художественными символами нашей эпохи. Все его творчество, утверждающее красоту и величие человека, наполнено ярким оптимизмом.
По складу своего таланта Иогансон тяготел к большим социальным темам. Строительство новой жизни, рождение человека социалистического общества — вот что целиком захватило художника. «Моя мечта — показать нового человека», — говорил он, справедливо полагая, что наивысшим итогом революции является человек коммунистической морали, переустраивающий мир.
Разговор о раскрытии духовного облика нового человека, о правде жизни в полотнах этого большого мастера нам хотелось бы начать с истоков, питавших его творческую силу, с его отношения к классическому наследию. Современник великих событий эпохи, художник совершенно нового типа, Иогансон сознательно учился у своих великих предшественников умению воплощать в искусстве подлинную жизнь, обнажать внутреннюю сущность человека, «его неугасимое стремление к правде, к переделке мира».
Борис Владимирович родился в июле 1893 года в Москве. Любовь к изобразительному искусству, пробудившаяся у мальчика еще в раннем детстве, получила могучий импульс от посещений Третьяковской галереи. По словам Иогансона, Третьяковка была местом его воспитания. В соприкосновении с великими произведениями русского искусства рождались мысли о назначении художника, о служении народу, о тайнах мастерства.
Из виденных картин больше всего поразил мальчика «Крах банка» В. Маковского, поразил действием и выполнением. Особенно он был удивлен, как в этой картине написано стекло на часах. В сложной, противоречивой обстановке, в потоке беспрерывно сменявшихся модных течений проходили годы учебы молодого живописца. К счастью, училище обладало тогда группой видных педагогов, известных художников-реалистов. Учителями Иогансона стали Н. Касаткин, Л. Пастернак, А. Архипов, С. Малютин. Впоследствии Иогансон не раз с благодарностью вспоминал имя своего учителя.
Но увлечение коровинской «музыкой живописи» не отбило интереса к передаче психологии образа, к глубине мысли больших реалистов прошлого. Теперь он увлекается жанровой картиной, творчеством П. Федотова, В. Перова, полотнами В. Сурикова, И. Репина. За годы пребывания в училище Иогансон пережил также увлечение великими мастерами мировой живописи, особенно искусством Рембрандта.

Борис Владимирович Иогансон
Б. Иогансон. На старом уральском заводе. Фрагмент. Масло. 1937.

«В чем можно подражать мастеру? — позже задавал вопрос художник и отвечал: — В его отношении к своему искусству, в бескорыстном служении ему, в железной дисциплине. Сохраняя себя… надо проверять лично на натуре ту вековую мудрость накопленных ценностей, которые сделали великие художники всех времен и народов. Тогда это будет твоя теория мастерства».
Иогансон окончил учебу в самом начале 1918 года. Захваченный бурными событиями гражданской войны, он покинул Москву и за четыре года проехал почти всю страну — от Красноярска до юга Украины. Это была настоящая школа жизни, период накопления творческого материала. Эти годы предопределили рождение в Иогансоне художника-гражданина.
Профессиональная работа в искусстве началась для Бориса Владимировича после революции. В произведениях, представленных на выставках начала 20-х годов, он открывается как художник, остро чувствующий характер новых человеческих отношений. Уже в первых жанровых полотнах ему удалось убедительно показать зрителю, как новое борется со старым и как выглядит это новое в жизни.
Такова и картина Иогансона «Рабфак идет», представленная в 1928 году на XI выставке Ассоциации художников революционной России. Содержание ее было злободневно и находило отклик у зрителей. Дело в том, что в первые годы Советской власти высшие учебные заведения страны были недоступны рабочим и крестьянам, не имевшим систематических знаний в объеме средней школы. С организацией рабочих факультетов (в конце 1920 года) резко изменился классовый состав учащихся советских вузов — рабочая и крестьянская молодежь, коммунисты и комсомольцы составили в них большинство. В трудных условиях разрухи формировалась новая, рабоче- крестьянская, подлинно народная интеллигенция.
Ключ к пониманию картины дает ее броская, лаконичная, на редкость удачная композиция. Идущие рядом, бок о бок, рабфаковцы слиты художником в единую, неразрывную группу. Она «читается» с дальнего расстояния. В центре — фигура юноши рабочего в черных брюках и темной распахнутой на груди рубашке. Не всякий художник решился бы начать тему о молодежи с развития мелодии черного цвета. Какая невыигрышная для живописца одежда, какой угрюмый цвет! Иогансон же не побоялся трудностей. Цветовая праздничность внесла бы фальшь в содержание картины. Художник сумел опоэтизировать черный цвет рабочей одежды, он придал всей фигуре рабфаковца благородство, человеческое достоинство.
Облик девушки со свободно откинутыми волосами и ее простая одежда типичны для 20-х годов. То было время своеобразного аскетизма в быту учащейся молодежи, опиравшегося на весьма скромные материальные возможности. У девушки на ногах простые тапки, а у ее товарищей сандалии. Вопреки подчеркнутой примитивности наряда в девушке-рабфаковке много чисто женского обаяния. Задумчивый взгляд широко раскрытых темных глаз выдает красоту ее чувств и отношения к жизни.
Третья фигура — подросток, еще по-детски непосредственный, хорошо дополняет тему молодости, вносит в нее еще один лирический мотив.

Б. Иогансон. Праздник Победы 9 мая 1945 года на Красной площади в Москве. Масло. 1947.
Б. Иогансон. Праздник Победы 9 мая 1945 года на Красной площади в Москве. Масло. 1947.

Легко намеченный индустриальный пейзаж оттеняет поэзию и человечность этой группы. Рабфаковцы устремлены вперед в едином порыве. Ясность цели, сильная воля и упорство в труде детей рабочего класса цементируют всю группу. У них одна твердая, уверенная поступь.
«Рабфак идет» — идет к серьезному овладению знаниями, к развитию своей духовной и производственной культуры, идет к будущим победам советской научно-технической мысли. Так воспринимается это произведение и в наше время, время великих достижений страны в науке и технике, промышленности и сельском хозяйстве. Силой горячей любви художника к своим героям жанровое полотно перерастает в картину-символ.
Обращенность к молодежи — одна из характерных особенностей творчества Иогансона. Мысли о суровой молодости и политической зрелости, о юности революции, о будущем искусства волновали художника постоянно. Они звучат во многих его полотнах. Недаром герои его великолепной картины «Допрос коммунистов» очень молоды. Характерно, что в процессе работы над картиной, в ходе уточнения ее замысла художник сделал героев-коммунистов значительно моложе.
Полотно это овеяно романтикой героической борьбы, борьбы за будущее, олицетворением которого для художника всегда была молодежь.
Тема эта еще со времени «Рабфаковцев» никогда не покидала его воображения, а возникший конкретный сюжет из года в год подогревал желание реализовать ее. Художник говорил: «Это будет картина о комсомольце, весне, молодости и той лирике, которая ни в какой мере не враждебна людям нашей эпохи». К этому сюжету художник возвращался в течение многих лет неоднократно, но, к сожалению, замысел так и не нашел композиционного выражения, удовлетворяющего автора.
С молодежью был связан Борис Владимирович и как замечательный педагог. Несмотря на колоссальную занятость, особенно в последние десятилетия своей жизни, Борис Владимирович всегда искренне делился личном творческим опытом с молодыми. Уже будучи известным мастером, он активно сотрудничал в предвоенном журнале «Юный художник», интересно рассказывая о своей работе и разбирая произведения начинающих.
Идея человека нового общества совершенно по- новому зазвучала в теме «Ленин и комсомол». Мысль написать такую картину у Иогансона зародилась давно. В начале 50-х годов он получил предложение написать картину «Речь В. И. Ленина на III съезде комсомола» коллективно, в соавторстве с молодыми живописцами В. Соколовым, Д. Тегиным, Н. Файдыш-Крандиевской, Н. Чебаковым. Иогансону принадлежали идея картины, ее композиционный замысел и колористический строй.

Б. Иогансон. Допрос коммунистов. Этюд к картине. Масло. 1933.
Б. Иогансон. Допрос коммунистов. Этюд к картине. Масло. 1933.

Основа идейного решения картины — ее композиция: Ленин в среде молодежи, в окружении комсомольских масс. Глаз охватывает картину всю сразу. Ее содержание четко и ясно. Изображенное историческое событие отражает целую эпоху с точными приметами времени. В обстановку зала введены выразительные предметы и детали. На дальней стене, на скромном кумачовом полотне, лозунг, портреты Маркса и Энгельса, а ниже плакаты, в числе которых «Ты записался добровольцем?» Д. Моора. Красноречивы детали и предметы первого плана картины. Тут и разностильная мебель, начиная с большого золоченого кресла, кончая простой скамьей, и рояль.
Художника чрезвычайно привлекала идея создать образ Ленина — мыслителя, воспитателя молодых поколений. Известно, что речь вождя потрясла логикой доводов, простотой и ясностью. Теория коммунизма была выражена им доходчиво и убедительно. Ленин словно бросил взгляд в будущее, намечая перспективы развития революции.
Весь силуэт фигуры Владимира Ильича, и выразительность лица, и разъясняющий жест руки — все говорит о великой простоте этого человека и вместе с тем о неотразимой силе его слов.
Однако конечная цель художника—воссоздать образ молодежи, слушающей речь вождя, показать идейно-воспитательный смысл выступления В. И. Ленина. Зритель воспринимает комсомол в картине именно как массу, как громадный резерв партии, как полную молодых сил часть народа. Перед нами обветренные, открытые лица детей рабочих и крестьян, прошедших суровую школу революции и гражданской войны. В этом зале, в этот момент рождается новое поколение советских людей, непосредственных строителей коммунистического общества, здесь оно получает от Ленина путевку в будущее. Это молодое поколение составит новые кадры на фабриках и заводах, в сельском хозяйстве, станет трудиться на стройках первых пятилеток. Эти юноши и девушки будут в первых рядах учащихся вузов и техникумов.
Известно, как трудно воспроизводить в живописи различные характеры молодежи. Молодость не дает для художника тех ясно выраженных черт, которые отличают индивидуальность человека в зрелом возрасте. Иогансон сумел в своей картине показать до сорока лиц юношей и девушек, отмеченных своеобразием индивидуальностей.
«Выступление В. И. Ленина на III съезде комсомола» — последнее большое историческое полотно художника. Оно обращено к будущим поколениям нашей молодежи. Оно призывает юношей и девушек страны Октября быть достойными подвигов отцов и следовать ленинскому завету «учиться коммунизму». Оно убеждает, потому что в нем талант и горячая любовь художника выразили правду истории, пафос нового человека.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Culture and art