Culture and art

Культура и искусство

Василий Касиян

Василий Касиян

В. Касиян. Артем. Гравюра на дереве. 1936.

Василий Касиян

Василий Ильич Касиян, замечательный украинский график, посвятивший творчество высшим идеалам народа, сумел почувствовать и воплотить прогрессивные тенденции развития общества.
В течение пяти десятилетий Касиян руководил графической мастерской Киевского художественного института и в значительной мере определил путь развития украинской советской графики, создав школу последователей. Сегодня трудно назвать украинского гравера, который не испытал бы влияния искусства Касияна.

В. Касиян (1896—1976). Автопортрет- Гравюра на дереве

В. Касиян (1896—1976). Автопортрет- Гравюра на дереве

На полонинахгорных лугахпели сопилки пастухов, в дни радости и горя в горах звучал торжественный голос трембит, а в песнях оживала память народа о героических днях, грусть и надежда.
Но настоящей суровой школой стала для Касияна первая мировая война. Именно на фронте пришла к нему ранняя духовная зрелость и убежденность в призвании. Двухлетнее пребывание в плену в Италии было полно раздумий о судьбах трудящихся своей страны и мира. Он жил среди обездоленных, оторванных от родины людей и стремился запечатлеть их безрадостный, нищенский быт. Недаром во время инспектирования лагеря Красным Крестом рисунки Касияна были названы «актом обвинения против попрания прав человека». Среди них акварель с изображением стоящих у кухни оборванных военнопленных, ожидающих объедков вместе с изголодавшейся собакой.

В. Касиян. Днепрострой. На штурм прорыва. Гравюра на дереве. 1934.

В. Касиян. Днепрострой. На штурм прорыва. Гравюра на дереве. 1934.

После освобождения Касиян поступает в пражскую Академию изобразительных искусств. В период учебы в Праге героями Касияна остаются обездоленные. Одна за другой появляются его ксилографии, офорты, литографии. Позже художник объединил их в цикл, названный «На Западе». На его листахмужчины, доведенные до отчаяния отупляющим трудом или готовые на любую, даже бессмысленную работу; женщины, изнуренные вечным полуголодным существованием
Перед художником стояло много задач. Он стремился к тому, чтобы не только сюжет, но и все изобразительные средстварисунок, композиция, цветбыли предельно заострены и напряжены. Только тогда воспроизведение психологического состояния униженных людей сможет превратиться в собирательный образ, раскрывающий жизнь рабочего люда на Западе.

В. Касиян. Иллюстрация к «Кобзарю» Т. Г. Шевченко. Тушь, перо, акварель. 1949.

В. Касиян. Иллюстрация к «Кобзарю» Т. Г. Шевченко. Тушь, перо, акварель. 1949.

Резкие контрасты черного и белого усиливают ощущение трагичности. В гравюре «После работы» художник помещает героев в стиснутое пространство, подобное тому узкому однообразному миру, в котором протекает изнурительный трудовой день. Художник приближает фигуры к зрителю для того, чтобы тот мог лучше рассмотреть лица, изборожденные ранними морщинами, натруженные, изработавшиеся руки. Ритмы движения грузчиков на втором плане создают атмосферу беспокойства и неустроенности жизни тех, кто нашел работу и живет под вечным страхом ее потери.
Серия «На Западе» заканчивается гравюрой «Забастовка». В ней показаны рабочие, которые вышли на улицы бороться за

В. Касиян. Крестьянка из Покутья. Гравюра на дереве. 1925.

В. Касиян. Крестьянка из Покутья. Гравюра на дереве. 1925.

будущее своих детей навстречу полицейским пулям.
Многое перенял Касиян от своего учителя, известного чешского художника Макса Швабинского. Но произведения Касияна характеризует не только привитое профессором понимание формы, линии, штриха, рисунка и техники гравирования. Творчеству его близки искания передовых европейских графиков Кете Кольвиц, Георга Гросса, Франса Мазереля, боровшихся своим искусством против капитализма.
В 1927 году Касиян возвращается на Родину. Даже в мечтах он не мог представить масштабов происшедших перемен. И его искусство, как всегда, чутко реагирует на увиденное. Потрясенный величием свершений революционного народа, художник в своем творчестве переживает события, участником которых ему не удалось быть.
Теперь это герои Перекопа, восставшие рабочие киевского «Арсенала», легендарные участники революции и гражданской войныАртем», «Портрет А. Иванова»). Меняется и пластика гравюр: Касиян часто строит композицию по диагонали, тем самым подчеркивая динамику, энергичнее становится штрих, собраннее, обобщеннее форма. Следом за героями приходит художник туда, где отчетливо слышится могучее дыхание эпохи, — на строительство Днепрогэса, первенца молодого Советского государстваСвое право на место в рабочих рядах он утверждал гравюрой «Художник на заводе». Тут, между людей, которые созидают новую жизнь, место художника.
Может быть, мысли о месте художника в рядах народатворца привели Касияна еще в предвоенные годы к созданию цикла портретов писателей, поэтов, композиторовтех, кто так же, как и он, служил трудовому народу.
Когда счастье мирных дней сменила страшная, кровопролитная война с фашизмом, художник, воспевавший героизм созидательного труда, обращается к самому массовому агитационному виду искусстваплакату. Плакат «В бой, славянезвучит как знаменитая песня Великой Отечественной войны «Идет война народная…». В нем словно сконцентрировалась вся сила духа прежних героев Касияна: мужество днепростроевцев, ненависть Шевченко к порабощению, национальная гордость гуцулов
В серии листовокплакатов «Гнев Шевченкооружие победы» художник открывает в поэзии Кобзаря новый неожиданный смысл, словно предназначенный для тех грозных дней.
Еще задолго до войны Касиян обратился к созданию образа В. И. Ленина, над которым работал и в последующие десятилетия. В лучших гравюрах серии художник утверждает значение ленинского учения для всех трудящихся.
На протяжении творческой жизни Касияна книги оставались его неизменными спутниками. В детстве он читал и узнавал то, чего не знал никто в деревне: о Рембрандте и Леонардо да Винчи, о Дюрере и Рафаэле. Книги учили его любить свой народ и ненавидеть угнетателей. Став мастером, он сам иллюстрирует книги, помогая авторам донести до читателя гуманистические идеи.
В одной из лучших работв иллюстрациях к «Кобзарю» — образы антикрепостнических поэм Шевченко, его лирика воплощаются в живую плоть. Непосредственность и простота рисунка, близкая изобразительной системе народного искусства, удивительно точно воссоздают стилистику произведений народного поэта.
Снова и снова возвращается Касиян к дорогим его сердцу Карпатам для того, чтобы вместе с писателями Советской Украины услышать, как поют в горах трембиты, оповещая людей о главном праздникеприходе новой жизни. Современность всегда оставалась его основной темой, а главным героемрабочий класс.

В. Касиян. Тарас Григорьевич Шевченко. Линогравюра. 1960.

В. Касиян. Тарас Григорьевич Шевченко. Линогравюра. 1960.

Мощные монументальные формы этих рисунков, казалось, сделаны рукой молодого человека. Но в действительности они принадлежали восьмидесятилетнему художнику. Просто молодость и чувство современности были сутью его искусства.
По рождению, мышлению, кругу тем, романтическому образному строю гравюр, рисунков, акварелей Касиянукраинский художник. Но его искусство интернационально, дорого всем, кто верит в гуманизм, мир, социальный прогресс.

В. Касиян. Бригадир Григорий Романович Замковой. Гравюра на дереве. 1960

В. Касиян. Бригадир Григорий Романович Замковой. Гравюра на дереве. 1960

В. КАСИЯН ОБ ИСКУССТВЕ
Процесс постепенного познания природы и отображения типического в ней на бумаге играет решающую, основную роль в активном творческом восприятии. Именно поэтому академический учебный рисунок должен проложить путь рисунку творческому.
…Есть немало критиков и художников, которые думают, что, создавая произведение искусства, нужно только верно списать или срисовать с натуры то, что видит глаз. Они считают, что все трудности в творческой практике заключаются в том, насколько удачно будет подобран в натуре желанный объект, остальное уже дело профессии — умения хорошо рисовать и писать людей. Такого рода художники не могут работать без натурщика и боятся что-либо сделать по воображению, чтобы не ошибиться.
Между тем известно, что немало прекрасных произведений изобразительного искусства, а также литературы и кино было создано с помощью воображения, творческой фантазии, когда жизненный факт, натура являлись лишь отправным толчком, началом, завязкой сюжета. В подобных случаях толчком к разработке темы и сюжета служат знание хотя бы небольшого кусочка жизни, воспоминания о пережитом, вдумчивые наблюдения окружающего, зрительная память.
Означает ли это, что, полагаясь на творческую фантазию, можно пренебрежительно относиться к работе с натуры, к сбору этюдного материала? Ничуть не бывало. Вся суть в том, чтобы не пассивно смотреть на жизнь и «списывать» отдельные ее куски, а уметь видеть в ней основное, ведущее, главное.
Художник должен воплощать в произведении искусства не случайный отрывок из всего многообразия жизни, а наиболее характерное. И вот тут-то в процессе отбора характерного выступает роль творческого воображения, которое отдельные куски превращает в целостный художественный образ.