Culture and art

Культура и искусство

Васнецов Богатыри

Васнецов Богатыри

Виктор Михайлович Васнецов Богатыри 1898. Холст, масло

Виктор Михайлович Васнецов Богатыри 1898

Виктор Михайлович Васнецов (1848—1926) в 1870-е годы получил широкую известность как автор жанровых картин, повествующих о жизни «маленьких» людей, но затем резко изменил характер своего творчества, обратился к сказочным, былинным образам, к далекому, окутанному поэтической дымкой прошлому России. Это было знамением времени, когда лучшие русские художники так или иначе отражали в своих произведениях новый этап общественного самосознания; когда предчувствие грядущих перемен привело к пониманию того, что именно народ в целом, а не отдельные выдающиеся личности — главный герой, двигатель истории.

Художники, обращаясь к исторической теме, стремились создать образы сильных, смелых, волевых людей, вышедших из народа. Обострился интерес к русской истории как подтверждению творческой энергии масс, усилилось увлечение прикладным искусством, фольклором, где воплотилось народное представление о красоте, о нравственном идеале. Тогда появились «Снегурочка» А. Н. Островского, «Богатырская симфония» и «Князь Игорь» А. Н. Бородина, оперы М. П. Мусоргского и Н. А. Римского-Корсакова, народные трагедии В. М. Сурикова, наконец «Аленушка» и «Богатырская сюита» В. М. Васнецова. Живописец говорил о себе: «Я — сказочник, былинник, живописный гусляр. Мое желание — показать, как народ мыслит и чувствует свое прошлое…».
«Богатыри» — вершина творчества В. М. Васнецова. Над созданием этой картины художник работал почти 20 лет. Чтобы полнее передать представление народа о мужестве, доблести, духовной красоте, он как бы сочиняет здесь новую былину (подобной сцены в эпосе нет). Главные герои народных сказаний — Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович, на конях, плечо к плечу, «стремя к стремени»,— зорко всматриваются вдаль, «нет ли где ворога, не обижают где кого». Каждый из них — носитель определенных высоких моральных качеств, типичных, в понимании В. М. Васнецова, для русского народного характера. А за спиной у кажущихся огромными богатырей, под клубящимися в небе облаками словно раскинулась вся Русь. Тут и северные леса дремучие, и южные степи ковыльные с курганами. В картине есть особая широта, величавость, напевность, истинная эпичность. Чувствуется, что нет силы, которая могла бы «великую заставу богатырскую» сломить.
В. М. Васнецов мастерски сочетает в изображении сказочность и реальность. Богатыри — это живые люди, но гораздо более могучие, мужественные и добрые, чем обычно. В. М. Васнецов выбирает нарядные, яркие, насыщенные краски, излюбленные в народном творчестве.