Culture and art

Культура и искусство

Чаша из Березова

Византийские серебряные чаши XII века

Чаша из Березова

Серебряная чаша (№ 4) с чеканкой, гравировкой и позолотой была найдена в середине прошлого века вблизи Березова в Зауралье. Хранится в Государственном Эрмитаже (инв. № о) 3). По форме, технике и стилю она близка чаше 3. Диаметр по венчику 18,4 см, высота 11,8 см, диаметр поддона 11 см, толщина верхнего края 0,3 см, вес около 1 кг. Полый внутри поддон с отогнутой наружу закраиной припаян. Тулово также имеет две стенки, спаянные по венчику: наружную, с чеканными рельефными изображениями, и внутреннюю, гладкую. Вся поверхность сосуда снаружи позолочена.
Звериный гон, гравированный по венчику на точечном фоне, аналогичен композиции на чаше 3. Тулово чаши разбито на семь горизонтальных поясов. Каждый пояс состоит Из 22 выпуклых клейм-арочек (всего 154 клейма на тулове и 10 — на поддоне). В каждом клейме, в рельефном ободке, заключено по одной чеканной фигуре человека, зверя или птицы на точечном фоне. Пояса идут в следующем порядке (сверху вниз): 1) пирующая царица в окружении слуг, музыкантов, акробатов и танцоров, 2) сирены и кентавры, 3) львы, барсы, медведи, волки и зайцы, 4) птицы и две львиные маски, 5) головы юношей и маски львов, грифонов, собак, 6) пальметки, 7) пальметки. В клеймах поддона попарно сопоставлены львы, сирены, волки, зайцы и птицы. Внутри, на дне сосуда,— позолочен­ный медальон с гравированным изображением св. : Георгия на коне. На дне снаружи процарапана русская надпись, упоминающая денежно-весовые единицы: „въ полъ четвърьта десате гривьнъ“, то есть ее стоимость на Руси достигала 35 гривен сере- бра(?).. Надпись по палеографии близка новгородским берестяным грамотам XII в. Буква „ч“ имеет форму бокальчика. У буквы ,,в“ обе треугольные половинки почти равны по размерам. Петли „ъ“ и ,,ь“ тоже треугольны. Совокупность признаков позво­ляет отнести надпись к XII в. Характерна буква „р“ в виде тросточки, у которой округлая головка не соприкасается внизу с мачтой. Такое „р“ встречено только па грамотах XII в., позже такое начертание неизвестно9. Первое описание „братины» (без научного коммен­тария) принадлежит А. А. Спицыну10. А. В. Банк обратила внимание на феодально­рыцарскую тематику композиций, но вопрос о ее происхождении оставила открытым1