Culture and art

Культура и искусство

Византийское искусство Руси

Византийское искусство Руси

Богоматерь с младенцем. Конец XV века, Крит.

Византийское искусство Руси

Самое древнее и самое долговечное средневековое государство, оно охватывало огромные территории Европы и Азии, а почти до середины VII века в нее входили также и Северо-Восточная Африка, и Палестина колыбель раннего христианства. Несмотря на тяжкий внутренний кризис, и кровавые междоусобия и бури варварских нашествий, государственная власть в ее пределах не рухнула в V-V1 веках, а в VII столетии, сохранив старые (римские) основы, отчасти реформировав их и дополнив новыми институтами, вступила на путь постепенного укрепления органов центрального и провинциальною управления.

Богоматерь с мледенцем. XV век, Крит. Из собрания Л.К. Зубалова.

Богоматерь с мледенцем. XV век, Крит. Из собрания Л.К. Зубалова.

Основой византийской культуры явилось органичное соединение римской имперской идеи, восточного христианства (православия) и античного культурного наследия. Однако степень этого культурного взаимодействия с окружающими странами и народами была разной, наиболее интенсивным оно было со странами православного мира (так называемого «паке ортодокса»).
Византийские мастера научили древних русов книжному искусству, умению иллюминировать книги красочными миниатюрами и орнаментом, строить каменные дворцы и храмы, украшать их молапками и фресками, писать иконы, парить стекло. Византийские авторы сделали и перные подробные описания древних славян и русой, когда те еще не умели сами писать и читать.
Переведенные с греческого на старославянский Новозаветные тексты и сочинения Отцов церкви стали для древних русов первым, освященным «божественным авторитетом» кодексом нравственности и катехизисом поведения в семье и обществе, а Ветхий Завет — позже, первым учебником но всемирной древней истории.

Триптих с пятью великими праздниками. XVI век. Крит. Из собрания Л.К. Зубалова.

Триптих с пятью великими праздниками. XVI век. Крит. Из собрания Л.К. Зубалова.

Византия погибла, но во множестве сохранились ее великолепные архитектурные памятники; византийские рукописные книги, иконы, шедевры прикладного искусства входят в ценнейший фонд книгохранилищ и музеев всего мира. Ряд богатейших и ценнейших коллекций живописи, рукописей и произведений пластики Византии принадлежит нашей стране.
В последней четверги XIX и начале XX века российское византиноведение находилось на уровне западноевропейского, а в ряде областей задавало тон в мировой науке. Работы таких византинистов, как В. Г. Васильевский. Ф. И.Успенский, П.П.Кондаков. Н.Л.Скабаланович цитировались в научных трудах исследователей всего мира. В российских университетах читались курсы но истории, литературе и искусству Византин. Греческий язык был обязательным к гимназии. О Византии ученики узнавали уже в первых классах приходской школы. В 1891 году в Константинополе был основан едва ли не единственный зарубежный принадлежащий России Русский археологический институт, просуществовавший до 1914 года.
После революции 1917 года одновременно с разрушением религии разрушилось н византиноведение как цельная наука.
Жестоким был удар и но самим византинистам. Одни из них (Д.Л. Васильев, Л.Грабарь. Д.Д.Оболенский, Г.Л.Острогорский и др.) эмигрировали, основав на чужбине — во Франции, Англии, Чехии. США — свои византпновелческне научные школы, другие подверглись репрессиям на родине (П.П.Лихачев, Г.Ф.Церетели. В.Н.Бенешевич и др.). Византинисты мира, где бы они ни жили, к какой бы конфессии или исследовательской школе ни принадлежали, давно пришли к согласованному, научно выверенному выводу: историческая роль Византии в судьбах Европы, Ближнего Востока. Но есть в ее наследии и то, что вызывает неприятие уже не первый век. налоговый гнет, прирученная церковь, свирепость тайного сыска, сервилизм и продажность интеллектуалов и деятелей искусства, в дарованном свыше праве владычествовать и поучать другие народы, то есть все то. что порой определяется как «византинизм». Но византийская культура отнюдь не исчерпывается этим понятием. И не только это « византийское наследство» было усвоено на Руси. А если и были в Киевской и Московской Руси, а затем в централизованном Российском самодержавном государстве некоторые черты сходства с перечисленными, византийскими, то на счет лишь ли византийского влияния мы можем этот факт отнести?
Ученые да и просто интеллигенция любой европейской страны тщательно выявляют и фиксируют элементы византийского культурного наследия в своей культуре. Мы же, о едва ли не больше всех зачерпнувшие из нее, подчас боимся признаться в этом даже самим себе, как будто нанесем ущерб своей национальной гордости. Иной была позиция наших предков: они ясно видели недостатки «греков», отвергали попытки диктата и гегемонии Империи, но они уважали Византию как первую учительницу, чтили ее духовный авторитет, смело брали и щедро получали из ее рук все полезное, адаптируя. развивая, преобразуя воспринятое.