Culture and art

Культура и искусство

Винсент Ван Гог Прогулка заключенных

Винсент Ван Гог Прогулка заключенных

Винсент Ван Гог Прогулка заключенных

Винсент Ван Гог Прогулка заключенных

Винсент ван Гог родился в Грут Зун-дерт (Нидерланды), умер в Овере (Франция). Сначала он был служащим в лондонском отделении фирмы Гупиль, продававшей произведения искусства. Затем в 1876 году, воодушевленный идеями христианства, стал проповедником в Боринаже. Конфликт, возникший у Ван Гога с церковными властями, заставил его отказаться от этой деятельности. Вскоре он начинает заниматься живописью.

В 1886 году Ван Гог приезжает в Париж, где вначале попадает под сильное влияние импрессионистов. В 1888 году он отправляется в Арль, где за год создает около 190 картин и более ста рисунков. В Арле здоровье Ван Гога резко ухудшается, душевная болезнь приводит его к трагическим вспышкам, и в июле 1890 года Ван Гог, находясь в Овере, кончает жизнь самоубийством. Картина «Прогулка заключенных» была написана в феврале 1890 года, когда художник находился в лечебнице Сен-Поль в Сен-Реми. Будучи некоторое время лишен возможности работать на открытом воздухе, Ван Гог использовал здесь в качестве мотива иллюстрацию к альбому «Лондон», рисунки для которого выполнял Гюстав Доре и гравировал Никола Пизан. Однако картину нельзя назвать живописной копией чужого рисунка. Несмотря на повторенную в основных чертах композицию Доре, картина об- тадает самостоятельным художественным решением. Как писал сам художник, «это скорее перевод на другой язык, язык красок, впечатлений, создаваемых черно-белой светотенью». Ван Гог решает цветовую композицию в сине-зеленой гамме с введением охристо-желтых тонов. Точка зрения сверху дает возможность мгновенно охватить всю композицию в целом. Небольшой тюремный двор уподоблен глубокому колодцу, верха которого не видно. Лишь две бабочки случайно залетели сюда, в это царство безнадежной обреченности и тоски.
Заключенные монотонно вышагивают в затылок друг другу. Среди них бредет человек с рыжими волосами, чем-то похожий на самого художника. Еле заметно высветляя в глубину голубые тона, Ван Гог добивается удивительной прозрачности и серебристой чистоты воздуха. Прямые цветные штрихи характеризуют твердость камня, в то время как изломанная гротескная линия контура очерчивает фигуры, передавая одновременно движение и состояние людей. Их съежившиеся тела с втянутыми в плечи головами, однообразие размеренно привычного шага, убивающее своей бессмыслицей, унылая повторяемость движений по кругу производят впечатление подлинной трагедии человеческого существования. Обреченные, погибшие существа вызывают глубокое сострадание и жалость в душе художника. Именно эта человечность вангоговского сопереживания, чувство подлинного одиночества, к которому он так и не смог привыкнуть, сознание гибельной обреченности, замыкающегося круга собственной жизни — эмоциональная основа и содержание этого произведения.