Culture and art

Культура и искусство

Владимир Лукич Боровиковский

Владимир Лукич Боровиковский

Портрет Гавриила Романовича Державина. 1795.

Владимир Лукич Боровиковский

Певец Фелицы

Николай Львов — интеллектуал, феноменально одаренный и широко образованный человек своего времени — играл ведущую роль в этом объединении. Львов сыграл большую роль в становлении искусства живописцев Левицкого и Боровиковского. Владимир Лукич прожил десять лет в доме Львова. Художник пользовался особым покровительством Львова и его друзей. Они содействовали Боровиковскому в получении заказов, а иногда сами служили моделью живописцу, еще не известному широкой публике.

Портрет Елены Александровны Нарышкиной. 1799

Портрет Елены Александровны Нарышкиной. 1799

Несмотря на то, что Боровиковский стремился показать Гавриила Романовича в домашней обстановке, он выглядит скорее просвещенным сановником, нежели автором многочисленных од и поэтических творений.

Персидский принц

Не исключено, что этим живописцем был Боровиковский, который спустя некоторое время приступил к написанию большого парадного портрета персидского принца.
Муртаза-Кули-хан происходил из древней персидской династии Каджаров. Будучи третьим сыном, он не мог претендовать на трон, который в 1795 году занял его старший брат Ага Мухаммедхан. Однако честолюбивый Муртаза-Кули-хан предпринял неудачную попытку переворота и вынужден был бежать из родной страны. Осенью 1795 года он оказался в Петербурге, где русская императрица приняла его под свое покровительство. Она же отмечала его пытливый и просвещенный разум, неподдельный интерес мусульманина к изобразительным искусствам. Возможно, именно Екатерине II пришла мысль заказать изображение восточного красавца. То, что персидский принц согласился позировать русскому православному художнику, было само по себе дерзким решением. По-видимому, произведение было создано весной 1796 года, так как уже в июле месяце Муртаза-Кули-хан выехал из России.
Перед Боровиковским встала новая задача — работа над большим репрезентативным изображением. Переход от миниатюрных и малоформатных портретов к большому полотну не сразу дался художнику. Существуют три варианта произведения. Самый ранний экземпляр, подписной и датированный (1796), приобретенный в свое время Третьяковым, по размеру является наименьшим. Первоначально художник мыслил изобразить опального перса на фоне горного пейзажа. Затем, по- видимому следуя пожеланию изображенного, Боровиковский написал на заднем плане конную группу сопровождающих принца персов. Следующим этапом работы стало создание промежуточного полотна и, наконец, большого парадного портрета, предназначенного для императорской коллекции.

Портрет Муртазы-Кули-хана. 1796

Портрет Муртазы-Кули-хана. 1796

Боровиковский сразу показал себя большим мастером парадной формы портрета. Он глубоко понял особенности этого вида портрета. Фигура Муртазы-Кули-хана великолепно выписана. Низкий горизонт, использованный художником, делает ее величественной и монументальной. Грустный и задумчивый взгляд Кули-хана заставляет вспомнить его печальную участь. Боровиковский уделил большое внимание тем деталям, которые обогащают представление зрителей о портретируемом человеке. Кинжал филигранной работы — неотъемлемая принадлежность восточного мужчины-воина, костяные четки свидетельствуют о правоверности мусульманина, красный маникюр ногтей подчеркивает царственное происхождение красавца-принца.
Красочная гамма также была не сразу найдена живописцем. Вначале он написан темно-синий халат и красный с золотом кафтан Муртазы-Кули-хана, затем в эскизе Русского музея заменил его зеленым халатом и золотисто-оливковым кафтаном, что более гармонировало с зелеными сафьяновыми туфлями. Всегда в соответствии с цветовыми сочетаниями костюма изменялась общая живописная гамма произведения. В большом парадном портрете сиреневый тон халата и темно-синий кафтан в контрасте с красными, черными и золотыми красками придают репрезентативному портрету яркость и декоративность.

Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке (с Чесменской колонной на фоне). 1794

Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке (с Чесменской колонной на фоне). 1794

Героини сентиментализма
Портреты были задуманы живописцем как парные изображения. Боровиковский выбрал одинаковый размер холста, повернул фигуры юных княжон навстречу друг другу, сделал идентичными фоны. Однако живописная гамма строится в портрете Александры Павловны на градациях красного и розового цветов, а в портрете Елены Павловны — голубовато-бирюзовых оттенков. Обе сестры представлены в придворных платьях, с лентами ордена Святой Екатерины и миниатюрными портретами Екатерины II на груди.
Портреты великих княжон получили одобрение и затем неоднократно варьировались мастером. Боровиковский написал еще одну пару портретов сестер для князя Александра Куракина, преданно почитавшего императора Павла I. Они висели в куракинском имении Надеждино в Саратовской губернии, которое славилось своей прекрасной коллекцией произведений искусства. Однако уже в начале XX века в Надеждино не оставалось значительных произведений, по крайней мере, портретов великих княжон уже не было. После революции 1917 года произведения были разобщены. Портрет Александры Павловны переходил из рук в руки, пока в 1985 году не попал в Третьяковскую галерею. На лицевой стороне холста сохранился номер куракинского собрания, а на подрамнике — фамильная печать князя. Портрет Елены Павловны был вывезен за границу и также переходил из одного собрания в другое. В 1990 году он был приобретен Министерством культуры для Третьяковской галереи. Так, после многих лет скитаний по свету полотно вернулось на родину и «встретилось» со своим парным произведение.
Термин происходит от французского слова «sentiment» (чувство, чувствительность), особое распространение он получил после выхода в свет романа английского писателя Лоренса Стерна Сентиментальное путешествие по Франции и Италии (первый русский перевод появился в 1793 году).

Портрет Павла I в белом далматике. 1799-1800

Портрет Павла I в белом далматике. 1799-1800

Вслед за «гражданином женевским» Жан Жаком Руссо в России просвещенные дворяне, литераторы, художники стремились показать ценность человеческой личности, провозглашали культ чувства, открывали красоту простой сельской природы, уединенной жизни.
Яковлевы, известные в России богачи и фабриканты, получили потомственное дворянство во второй половине XVIII столетия. Основателем нового рода был осташковский мещанин Савва Яковлевич Собакин, прибывший в Петербург, как гласит предание, «с полтиной в кармане и родительским благословением». В северной столице предприимчивый откупщик нажил большое состояние, затем умножил его, благодаря рудным и золотым промыслам. У знаменитого заводчика Павла Демидова Савва Яковлевич приобрел четыре уральских предприятия, стал владельцем двух огромных бумажных и полотняных мануфактур около Ярославля и таким образом занял видное место в российском обществе.
У Боровиковского сложились многолетние дружеские связи с семейством Яковлевых.
Начало их знакомства относится, вероятно, к периоду рубежа столетий. Это было время широкой известности мастера. Боровиковский получил многочисленные заказы на выполнение портретов крупных сановников и вельмож. Одновременно с Яковлевыми он писал семью «светлейшего князя» Лопухина, дочерей сенатора Гагарина. Братья Яковлевы жили вместе с семьями в собственном трехэтажном особняке на Гороховой улице.
Посещая богатый яковлевский дом, живописец в течение трех лет (1800-1802) написал три портрета. Тесные контакты Боровиковского с Иваном Михайловичем Яковлевым и его младшими братьями, судя по дневниковым записям художника, продолжались до последнего года его жизни. Богатые фабриканты, владевшие неплохой коллекцией картин, заказывали не только фамильные изображения, но и другие произведения. Часто они обращались к художнику с просьбой скопировать понравившиеся им оригиналы, а также написать иконы для домашних киотов.

Портрет Михаила Десницкого

Портрет Михаила Десницкого

Вчитываясь в крайне неразборчивые дневниковые записи старика Боровиковского, остро ощущаешь атмосферу повседневной неспешной жизни художника последних лет. Так, на одной страничке за февраль 1824 года записано: «В 5часов проснулся… идо утра спал до 7 часов, пил с Василием (сын художника Степана Щукина, помощник Боровиковского. — Л.М.) чай, палили с пушек в известие свадьбы Михаила Павловича. Писал на образе всех скорбящих, и довольно исполнялось, но вот в 1 часу и уснул, больше часа опочивал, да позднее является Сава Михайлович, не чаял об нем я, он просит убедительно скопировать Государя (император Александр I. — Л.М.), что у Ивана Михайловича и Марьи Тихоновны или как ее по отчеству, не помню, портрет, как побольше дни будут, я согласился, но чувствую не бывать сему». Самый ранний из серии портретов Яковлевых — изображение Ивана Михайловича (1800), сейчас находящееся в частном собрании в Париже. Боровиковский мастерски передал характерное лицо с решительно выступающим подбородком и прямым носом, твердо сжатыми губами. Яковлев принадлежал к новому поколению промышленников и фабрикантов. В отличие от своего отца, он был образован и, по- видимому, не чужд просвещенных взглядов. Боровиковский запечатлел в его облике не только черты делового человека, но и благородную простоту, высокое достоинство.
Боровиковский изобразил также старшего брата — Николая Михайловича Яковлева. «Муж кротости», он, в отличие от Ивана, был человеком мягким и покладистым, являя собой образец добродетельного семьянина, что в равной степени отвечало идеалам времени. В посмертной эпитафии говорилось, что он «нежный был супруг, отец чадолюбивый, родных своих любил, был чуждым друг нельстивый».
Незаурядная натура пробудила в художнике живой отклик. Мастер попытался представить нам человека с сильными чувствами. Здесь мы наблюдаем иное отношение живописца к художественным средствам выражения, к свету, который звучит определеннее и сильнее, к большему значению линии, к плотности мазка, помогающего выявить пластичность форм.
Самое позднее из рассматриваемых произведений — портрет старшей дочери Николая Михайловича и Дарьи Семеновны, написанный Боровиковским в 1812 году. Композиция портрета сходна с композициями портретов Маргариты Долгорукой и мадам де Сталь. Вместе с тем внутренняя характеристика образа Марии Николаевны значительно уступает образу умной французской писательницы.

Портрет князя Александра Борисовича Куракина. 1801-1802

Портрет князя Александра Борисовича Куракина. 1801-1802

Портрет Дарьи Яковлевой был приобретен в 2000 году известным парижским коллекционером Морисом Борюшем, который недавно предложил произведение к покупке в Третьяковскую галерею, где уже хранится портрет ее супруга.
Прекрасная Милена
С годами таяли физические силы художника, сокращался приток заказов, но оставались верными старые друзья, не прервались многолетние творческие связи. Так, в 1813 году Боровиковский написал портрет второй супруги Державина.
В 1794 году поэт потерял горячо любимую жену, Екатерину Яковлевну Бастидон. «Любезная Пленира», многократно воспетая в державинских стихах, умерла совсем молодой. По признанию самого литератора, между ними не было пылкой страсти, так как жениху исполнилось 52 года, а невесте шел 27 год.
Прежде чем дать положительный ответ, рассудительная и добродетельная девица потребовала от Державина приходные и расходные книги, чтобы убедиться, в каком состоянии находится материальное положение поэта. Впоследствии, как писал Гавриил Романович, «она своим хозяйством и прилежным смотрением за домом поправила доходы расстроенного состояния», а затем и приумножила его.

Портрет сестер Анны Гавриловны и Варвары Гавриловны Гагариных. 1802

Портрет сестер Анны Гавриловны и Варвары Гавриловны Гагариных. 1802

Святой Александр Невский . Икона

Святой Александр Невский . Икона