Culture and art

Культура и искусство

Выставка посвященная 60-летию Великой Октябрьской Революции

Выставка посвященная 60-летию Великой Октябрьской Революции

В. Громыко (Минск) Песня о моем отряде Масло. 1977.

Выставка посвященная 60-летию Великой Октябрьской Революции в Москве

Огромен Центральный выставочный зал Москвы — бывший Манеж. Но и он не вместил всех картин, произведений скульптуры, графики, декоративно-прикладного, монументального и театрально-декорационного искусства, присланных со всех концов страны на Всесоюзную художественную выставку «По ленинскому пути», посвященную 60-летию Великой Октябрьской социалистической революции. Праздничные экспозиции открылись также в столицах союзных республик, в крупнейших городах нашей Родины.

Выставка посвященная 60-летию Великой Октябрьской Революции

А. Ткачев, С. Ткачев, Московская область. Между боями. Масло. 1977

Юбилейный смотр явился ярким свидетельством расцвета советского многонационального искусства — искусства социалистического реализма, верного правде жизни, ленинским принципам партийности и народности. Оно прочно вошло в жизнь народа, стало действенным средством воспитания нового человека — гармонически развитой личности.
С творческим отчетом на выставке выступили мастера разных поколений — и старейшины советского искусства, и совсем молодые художники. Всех их объединяет стремление выполнить свой долг перед партией, Родиной — глубоко и правдиво отобразить революционную борьбу народа, славный шестидесятилетний путь Страны Советов, героические свершения наших дней.
Неразрывно связан с темой Великого Октября образ Владимира Ильича Ленина — неисчерпаемый, как сама жизнь. Разные грани деятельности великого вождя находят образное претворение во многих произведениях. Здесь и решения обобщенно-героического плана, и композиции, документально точно освещающие те или иные страницы биографии Ильича. Картина молодого горьковчанина В. Жемерикина «В. И. Ульянов в Нижнем Новгороде. 1893 год» воссоздает предгрозовую атмосферу конца прошлого столетия. Целеустремленный, полный энергии Владимир Ильич среди рабочих Сормова. Ярки, характерны образы людей, окружающих Ленина, нерушима их связь с вождем.
По невской набережной движется красногвардейский отряд. Резкий осенний ветер бьет в лицо, мешает идти. Движущийся навстречу волне легендарный крейсер усиливает пафос преодоления, устремленности в будущее, пронизывающий все полотно. Таким увидел Октябрь 1917 года туркменский живописец И. Клычев в картине «Аврора».
Величавым реквиемом звучит многофигурный горельеф «Бессмертие». Бакинец О. Эльдаров посвятил его героям революции.
Обобщенный образ разбуженных революцией бывших национальных окраин дал в эпичных композициях киргизский скульптор Т. Садыков.

Выставка посвященная 60-летию Великой Октябрьской Революции

Р. Смирнова Шкатулка «Ивановские Советы» Палех.

Привлекает внимание графическая серия рижанина Г. Кроллиса «10 дней, которые потрясли мир».
Вчера был бой, завтра тоже будет бой. Но сегодня короткая передышка — и красноармейцы засели за учебники. Их мечты — о мирных днях Родины… Таков сюжет картины братьев А. и С. Ткачевых «Между боями».
Революция открыла перед рабочим человеком невиданные доселе возможности образования, приобщения к прекрасному. Возвышенно-монументален строй картины Г. Коржева «Рабочая студия». Крупным планом дает автор своих героев — молодых художников, тех самых красноармейцев, которые в суровых боях гражданской войны отстаивали завоевания революции.
Духовный облик советского человека — внутренне богатого, страстно верящего в прекрасное будущее, труженика и энтузиаста — громадное завоевание Октября. Таковы люди первых пятилеток, находящиеся в центре многих работ. Таковы прославленные летчики, участвовавшие в спасении экипажа легендарного ледокола «Челюскин». Они запечатлены Ф. Решетниковым, участником этого «рейса смелых», в групповом портрете «Первые Герои Советского Союза».
Тема народного подвига глубоко развита в произведениях, посвященных Великой Отечественной войне. Беззаветно преданными Родине предстают перед нами ее защитники. Лучшие черты народных героев кристаллизованы в скульптурных портретах прославленных полководцев, изваянных Н. Томским, В. Цигалем.
Клубящиеся облака, силуэты коней и всадников в лунном свете… Полотно минчанина В. Громыко «Песня о моем отряде» — взволнованный, романтически приподнятый рассказ о легендарных белорусских партизанах.
Большое место на выставке заняли произведения о нашей современности, отображающие образы рабочих, колхозников, деятелей науки, борцов за мир.

Выставка посвященная 60-летию Великой Октябрьской Революции

Д. Умарбеков (Ташкент) Новый пейзаж Масло. 1977.

Духовную красоту, высокие нравственные качества, богатство внутреннего мира современника выявляют в своих портретных работах скульпторы М. Аникушин, С. Багдасарян, О. Комов. Душевная чистота, обаяние молодости, дерзновенная устремленность к победе — эти черты воплощены Л. Кербелем в скульптурном бюсте первого космонавта планеты Юрия Гагарина.
Лучшие качества человека особенно наглядно выявляются в труде — свободном, любимом, творческом. Такой труд определяет подлинную значительность человеческой личности. Вот почему художники — частые гости на заводах, стройках, в колхозах. Увидеть, понять и воспеть героев труда — увлекательнейшая задача, которую решают картины ленинградца Ю. Подляского «Байкало-Амурская магистраль», азербайджанского живописца М. Абдуллаева «Хлопок», скульптурная композиция О. Кирюхина «Монтажники».
Нетленна красота родной земли. Нежные ее отсветы словно озаряют молодую колхозницу, изображенную на полотне Т. Яблонской «Лен». Простирающееся до горизонта льняное поле, фигурки работающих вдали колхозников, машины — все здесь складывается в полную поэзии картину мирной жизни на свободной земле.
Любовью к Родине, восхищением перед красотой вечно обновляющейся природы пронизаны пейзажи среднерусской полосы А. Грицая, Е. Зверькова, В. Сидорова. Полнота бытия, гармония человека и природы подкупают в «Июле» О. Субби. Олицетворением молодости воспринимается эстонская девушка, изображенная на картине.
Произведений о молодежи, ее делах очень много на выставке. Молодые целинники — герои картин Д. Мочальского, живых и непосредственных. Молодые строители, водители машин, артисты — герои лиричных живописных новелл Ю. Пименова.
Среди авторов произведений, посвященных молодежи, немало молодых художников, активно заявляющих о себе особой зоркостью и свежестью восприятия жизни, уверенно идущих к идейной и творческой зрелости. В числе тех, кто успешно выступил на юбилейном смотре, молодой живописец Д. Умарбеков, скульпторы Я. Нейман и М. Переяславец, графики Ю. Басов, А. Пахомов, Е. Чернышева, театральный художник из Астрахани Л. Никаноров.
В разделе декоративно-прикладного искусства широко представлены керамика, изделия из стекла и фарфора, ювелирные украшения, лаковая миниатюра палехских мастеров, гобелены.

Выставка посвященная 60-летию Великой Октябрьской Революции

В. Шумилов (Калинин) Хлеб Масло. 1977

«Синяя птица» — так назвала А. Бриеде фигурку девочки, забавной и трогательной, исполненной с обостренным чувством жизненной правды, с высоким мастерством, которые всегда отличают работы этой латвийской художницы. Синяя птица счастья — в руках девочки, в руках всех детей нашей страны.
По-разному, но убедительно и ярко отражают советские художники правду наших дней, советский образ жизни, рассказывают о великих завоеваниях социализма, закрепленных в новой Конституции СССР.
Важнейшему в жизни нашего народа событию посвящена скульптурная композиция М. Бабурина «Слава Советской Конституции». Осененные знаменем Ленина, устремлены в будущее герои- труженики. В их волевом порыве, гармонической красоте, романтической окрыленности — выражение сущности нашего времени. Времени новых трудовых побед и свершений, озаренных немеркнущим светом Великого Октября.
Легкая фигура, словно бы вырастающая из земли, обрамлена белыми как снег и ажурными, как иней на морозном стекле, узорами. Это огромное кружевное панно названо авторами «Россия». Созданное на вологодском объединении «Снежинка», оно открывает Всероссийскую выставку-смотр изделий народных художественных промыслов на ВДНХ СССР.
Выставка посвящена 60-летию Великого Октября — факт глубоко символичный. К концу прошлого столетия многие традиционные российские промыслы пришли в упадок: кустарное производство не выдерживало конкуренции с капиталистическим, фабричным. А когда все же пыталось угнаться за фабрикой, дело оборачивалось пагубно для искусства: продукция обезличивалась, мастера теряли квалификацию…
Нынешняя выставка — первый после принятия постановления столь масштабный смотр художественных промыслов РСФСР. Здесь представлены почти все существующие сегодня центры и школы традиционного искусства. География экспозиции повторяет могучий размах Советской России — от Калининграда до Камчатки, от студеных северных морей до солнечного Дагестана.

Выставка посвященная 60-летию Великой Октябрьской Революции

П. Плахов Поднос «Букет цветов» Жостово.

У истоков народных промыслов стоит древнее и самобытное крестьянское искусство. Одно из важнейших его свойств — коллективность творчества. Народное искусство всегда было делом, которое вершилось всем «миром». Каждый вносит свою лепту: хотя бы одну новую порезку в традиционный орнамент, один неожиданный стежок в веками складывавшийся узор вышивки. Удачная находка прививается, обретает в творчестве других мастеров классическую законченность. Случайное, надуманное не выдерживает коллективной проверки, отмирает. Произведение народного искусства отражает духовный опыт народа.
Яркое, праздничное впечатление производит выставка. Давайте же совершим экскурсию по ее залам.
В основе знаменитой хохломской росписи по дереву лежат давние национальные традиции. Тут все свое, незаимствованное. И материал самый обычный для лесной Руси. И технология «золочения», когда после грунтовки порошком алюминия, росписи, покрытия специальным лаком и закалки посуда начинает сиять в незакрашенных местах точно золотая. И орнамент — стелется по донцу, карабкается по стенкам хохломская «травка».
Название промысла — от имени нижегородского села Хохломы, куда в прошлом веке свозили не окрашенную еще посуду.
На соседней витрине изделия дагестанских мастеров из села Унцукуль — декоративные вазы, блюда, тарелки. Они совсем непохожи на хохломские, хотя материал тоже дерево. Однако традиции орнамента, способы обработки дерева тут иные. Унцукульские мастера в совершенстве владеют техникой насечки. Металлическую проволоку, образующую узор, они забивают в углубления, выбранные на поверхности изделия специальным резцом — штихелем.

Выставка посвященная 60-летию Великой Октябрьской Революции

Р. Я у ш е в (Петропавловск- Камчатский) Вечер на буровой Гуашь. 1977.

И снова срединная Россия. Подмосковье, село Федоскино. Здесь в конце XVIII века была основана фабрика, выпускавшая изделия из папье-маше. Позже местные мастера начали украшать крышки лакированных табакерок, шкатулок, разнообразных коробочек живописными миниатюрами. Писали федоскинцы масляными красками в три-четыре слоя, причем каждый слой просушивали и покрывали прозрачным лаком. Готовое изделие полировали до зеркального блеска. И изображение приобретало необычайную, словно изнутри промытую глубину. Особо гордились здешние мастера так называемой живописью «по-сквозному». Прозрачные, лессировочные краски наносили они на подкладку из сусального золота или перламутра.
Еще в прошлом столетии славу федоскинским лакам принесли всевозможные «тройки», «чаепития», «танцы», «сенокосы» и другие сценки из крестьянской жизни. Подобные сюжеты и сегодня близки художникам Федоскина. А еще — русский пейзаж, народная сказка, песня. Прочное место в их творчестве заняла и тема современности.
Другие школы лаковой миниатюры родились в советское время. Палех, Мстера и Холуй издавна славились как центры иконописного мастерства. В 20—30-е годы нашего века здешние художники освоили миниатюрную живопись на папье-маше, соединив новые для себя темы с традиционным письмом яичной темперой, с древними приемами иконописи. Быль и сказка, ратные подвиги народа и трудовые его будни — все отразилось в их творениях, словно в волшебном зеркальце. Палехские, мстерские и холуйские миниатюры не раз получали призы на международных выставках.
А рядом букеты цветов, словно бы распустившихся на лакированных черных подносах. Это продукция Жостовской фабрики декоративной росписи. Несколькими выразительными и точными поворотами кисти умеют изобразить жостовские мастера живой, трепетный, как бы светящийся изнутри цветок.

Выставка посвященная 60-летию Великой Октябрьской Революции

А. Бриеде (Рига) Синяя птица Бронза. 1977.

Какой народ не имел глиняной посуды? За века она приобрела эстетически безупречную и в то же время идеально удобную форму, указывающую на единство в народном искусстве двух начал — утилитарного и художественного. Этими качествами обладают лучшие образцы художественной керамики, присланные на ВДНХ со всех концов России. И все же изделия гончаров из дагестанского села Балхар пользуются особенным успехом. Среди стройных балхарских кувшинов, напоминающих античные, нет, кажется, и пары одинаковых. А ведь орудие труда у мастериц (гончарным ремеслом здесь по традиции занимаются женщины) то же самое, что и столетия назад: ручной гончарный круг.
Да, и самая «умная» машина, когда речь идет о настоящем искусстве, не может заменить человека. Мастера. Вот почему ручной труд и сегодня остается основой производства на многих промыслах. Но и здесь техника приходит на помощь людям, используется на подготовительных и подсобных работах.
Дымковская игрушка… Отошли в прошлое все эти краснощекие барыни, лихие гусары, франты в костюмах первой половины XIX века, а возле нее всегда толпятся и взрослые и дети. Обобщенность силуэта, подчеркнутость деталей превращают ее в настоящую народную скульптуру, а яркая орнаментальная роспись делает понятной и близкой всякому. На родине дымковской игрушки, в Кирове, работают и опытнейшие мастера, такие, как О. И. Коновалова, Е. И. Косс- Деныпина, Е. 3. Кошкина, 3. В. Пенкина, и талантливые молодые игрушечники. Неторопливо, но прочно в мир игрушки входят новые темы. И вот уже рядом с лихим гусаром скачет на коне буденновец. Красногцекая детвора катится веселой гурьбой с ледяной горки. Бравые матросы чинно восседают за свадебным столом…

Выставка посвященная 60-летию Великой Октябрьской Революции

В. Анандаев Г. Гармаева М. Санжиев М. Эрдынеев Ювелирные изделия. (Бурятская АССР).

Ювелирные украшения прекрасно сочетаются с резными изделиями из камня и кости. На соседних витринах продукция старых русских промыслов — красносельская скань ростовская финифть, холмогорская резьба по кости и традиционное творчество мастеров из автономных республик: резные каменные фигурки из Тувы — коза с козленком, круторогий баран, оскалившиеся драконы, изделия бурятских ювелиров. Надолго посетители останавливаются перед серебряными декоративными кувшинами, чашами, блюдами дагестанца Р. Алиханова. Тончайший узор говорит об ажурной технике мастера, о глубоком знании свойств материала.
Широко представлены на выставке ткани. Узорное ткачество, вышивка, ковроделие — древние художественные ремесла. Ими занимались многие народы, живущие на территории России. А вот традиции художественной обработки стекла, фарфора зародились гораздо позже. И не в крестьянской избе, а на крупных для того времени промышленных предприятиях. Сегодня высокое это искусство служит всему советскому народу, смыкается по своим задачам с народным искусством художественных промыслов.
Работы мастеров, живущих на Крайнем Севере и Дальнем Востоке, собраны в особом зале. Разные ремесла, национальные традиции. Вот берестяные туеса, плетенные из прутьев корзинки. Резная солоница в форме плывущей птицы. Кованый подсвечник, напоминающий ветвистое дерево. А рядом царство меха — культура обработки этого материала веками складывалась в суровом северном крае. Ковры из меховых шкур, корякская меховая обувь, нанайская аппликация по меху, орнаментированная ненецкая одежда. Тут же знаменитая чукотская гравировка по моржовому клыку, якутская и тобольская резьба до кости.

Выставка посвященная 60-летию Великой Октябрьской Революции

В. Жемерикин (Горький)В. И. Ульянов в Нижнем Новгороде 1893 год Масло. 1977.

Всероссийская выставка-смотр показывает, как наша страна богата народными мастерами, творчеством которых восхищается весь мир. Она рассказывает об искусстве, которое создал наш напод. Искусство это живет и будет жить. Знать его не только важно, но и необходимо. Духовно созреть, стать в полном смысле слова гражданином, я уж не говорю — художником, может лишь тот, кто постоянно ощущает связь с землей отцов и дедов, с культурой родного народа.
Еще в прошлом столетии славу федоскинским лакам принесли всевозможные «тройки», «чаепития», «танцы», «сенокосы» и другие сценки из крестьянской жизни. Подобные сюжеты и сегодня близки художникам Федоскина. А еще — русский пейзаж, народная сказка, песня. Прочное место в их творчестве заняла и тема современности.
Другие школы лаковой миниатюры родились в советское время. Палех, Мстера и Холуй издавна славились как центры иконописного мастерства. В 20—30-е годы нашего века здешние художники освоили миниатюрную живопись на папье-маше, соединив новые для себя темы с традиционным письмом яичной темперой, с древними приемами иконописи. Быль и сказка, ратные подвиги народа и трудовые его будни — все отразилось в их творениях, словно в волшебном зеркальце. Палехские, мстерские и холуйские миниатюры не раз получали призы на международных выставках.
А рядом букеты цветов, словно бы распустившихся на лакированных черных подносах. Это продукция Жостовской фабрики декоративной росписи. Несколькими выразительными и точными поворотами кисти умеют изобразить жостовские мастера живой, трепетный, как бы светящийся изнутри цветок.

Выставка посвященная 60-летию Великой Октябрьской Революции

Л. Кербель Москва, Портрет Ю.А. Гагарина. Гипс. 1977

Какой народ не имел глиняной посуды? За века она приобрела эстетически безупречную и в то же время идеально удобную форму, указывающую на единство в народном искусстве двух начал — утилитарного и художественного. Этими качествами обладают лучшие образцы художественной керамики, присланные на ВДНХ со всех концов России. И все же изделия гончаров из дагестанского села Балхар пользуются особенным успехом. Среди стройных балхарских кувшинов, напоминающих античные, нет, кажется, и пары одинаковых. А ведь орудие труда у мастериц (гончарным ремеслом здесь по традиции занимаются женщины) то же самое, что и столетия назад: ручной гончарный круг.
Да, и самая «умная» машина, когда речь идет о настоящем искусстве, не может заменить человека. Мастера. Вот почему ручной труд и сегодня остается основой производства на многих промыслах. Но и здесь техника приходит на помощь людям, используется на подготовительных и подсобных работах.
Дымковская игрушка… Отошли в прошлое все эти краснощекие барыни, лихие гусары, франты в костюмах первой половины XIX века, а возле нее всегда толпятся и взрослые и дети. Обобщенность силуэта, подчеркнутость деталей превращают ее в настоящую народную скульптуру, а яркая орнаментальная роспись делает понятной и близкой всякому. На родине дымковской игрушки, в Кирове, работают и опытнейшие мастера, такие, как О. И. Коновалова, Е. И. Косс- Деныпина, Е. 3. Кошкина, 3. В. Пенкина, и талантливые молодые игрушечники. Неторопливо, но прочно в мир игрушки входят новые темы. И вот уже рядом с лихим гусаром скачет на коне буденновец. Красногцекая детвора катится веселой гурьбой с ледяной горки. Бравые матросы чинно восседают за свадебным столом…

Выставка посвященная 60-летию Великой Октябрьской Революции

Кружевное панно «Россия» Вологодское объединение «Снежинка».

Ювелирные украшения прекрасно сочетаются с резными изделиями из камня и кости. На соседних витринах продукция старых русских промыслов — красносельская скань ростовская финифть, холмогорская резьба по кости и традиционное творчество мастеров из автономных республик: резные каменные фигурки из Тувы — коза с козленком, круторогий баран, оскалившиеся драконы, изделия бурятских ювелиров. Надолго посетители останавливаются перед серебряными декоративными кувшинами, чашами, блюдами дагестанца Р. Алиханова. Тончайший узор говорит об ажурной технике мастера, о глубоком знании свойств материала.
Широко представлены на выставке ткани. Узорное ткачество, вышивка, ковроделие — древние художественные ремесла. Ими занимались многие народы, живущие на территории России. А вот традиции художественной обработки стекла, фарфора зародились гораздо позже. И не в крестьянской избе, а на крупных для того времени промышленных предприятиях. Сегодня высокое это искусство служит всему советскому народу, смыкается по своим задачам с народным искусством художественных промыслов.

Выставка посвященная 60-летию Великой Октябрьской Революции

О. Эльдаров (Баку) Бессмертие Медь. 1977.

Работы мастеров, живущих на Крайнем Севере и Дальнем Востоке, собраны в особом зале. Разные ремесла, национальные традиции. Вот берестяные туеса, плетенные из прутьев корзинки. Резная солоница в форме плывущей птицы. Кованый подсвечник, напоминающий ветвистое дерево. А рядом царство меха — культура обработки этого материала веками складывалась в суровом северном крае. Ковры из меховых шкур, корякская меховая обувь, нанайская аппликация по меху, орнаментированная ненецкая одежда. Тут же знаменитая чукотская гравировка по моржовому клыку, якутская и тобольская резьба до кости.
Всероссийская выставка-смотр показывает, как наша страна богата народными мастерами, творчеством которых восхищается весь мир. Она рассказывает об искусстве, которое создал наш напод. Искусство это живет и будет жить. Знать его не только важно, но и необходимо. Духовно созреть, стать в полном смысле слова гражданином, я уж не говорю — художником, может лишь тот, кто постоянно ощущает связь с землей отцов и дедов, с культурой родного народа.

Выставка посвященная 60-летию Великой Октябрьской Революции

В. Машков Ковш-скобкарь.

Выставка посвященная 60-летию Великой Октябрьской Революции

О. Субби (Таллин) Июль Темпера, масло. 1977.

Выставка посвященная 60-летию Великой Октябрьской Революции

Т. Хаханова (Саратов) Октябренок Масло. 1977.

Выставка посвященная 60-летию Великой Октябрьской Революции

Ю. Пименов (Москва) Самая модная водитель.,. Масло. 1975.

Выставка посвященная 60-летию Великой Октябрьской Революции

Ю. Подляский (Ленинград) Байкало-Амурская магистраль Масло. 1976—1977.