Culture and art

Культура и искусство

Вышивка на острове Сааремаа

Вышивка на острове Сааремаа

Кукехарьяд

Вышивка на острове Сааремаа

Крупнейший остров Эстонии — о. Сааремаа (бывш. Эзель) с Орисаарескнм и Кингисеппским районами —один из многих участков Эстонской ССР, где национальная вышивка сильно отличается от вышивки других районов республики. Исконным орнаментом сааремаской вышивки был геометрический орнамент, и в своих элементах и в построении узоров сааремаская вышивка сохранила архаические черты. Появившийся позже растительный орнамент был следствием влияний извне; постепенно приспосабливаясь к местным условиям, он приобрел характерное локальное своеобразие и, обогащаясь геометрическими элементами, преобразовался в особый сааремаский орнамент. Весьма декоративно выглядят крупные вышивки на головных уборах «тану», в орнамент которых входят сплошь вышитые мотивы, занимающие значительную часть украшаемой поверхности. В орнаментике сааремаских «тану» наблюдается своеобразие локального характера, причем следует отметить, что местные традиции вышивки сохраняются весьма устойчиво. Это можно сказать и о сааремаском геометрическом орнаменте. Он настолько устойчив, что проникает в растительный орнамент и подчиняет своему влиянию растительные мотивы, которые, в большей или меньшей мере, развиваются в направлении древних геометрических образов.
Из предметов народной одежды на о. Сааремаа вышивкой украшались женские и мужские рубахи, накладные воротники, передники, головные уборы «тану» и накладные карманы.

Женский костюм из Мустъяла о. Сааремаа

Женский костюм из Мустъяла о. Сааремаа

В костюме сааремаской женщины — женский костюм из Мустъяла) вышивка «тану» играла самую главную роль, оставляя в тени другую вышивку этой народной одежды, которая как по своим размерам, так и по красочности, была намного скромнее.
Сааремаские женские рубахи — или «кяйсед», как их здесь местами называют — шили с длинными рукавами и отложным или стоячим воротником, отороченным плетеным кружевом. Концы отложного воротника, стоячий воротник, наплечники и обшлага рубахи украшали вышивкой. Так как верхняя одежда была с длинными рукавами, то украшению рукавов рубахи не придавали никакого значения; необходим был украшенный воротник, ибо под распашной одеждой виднелась нагрудная верхняя часть рубахи. В этом случае применялся накладной воротник, который был одинакового покроя с отложным воротником; концы его также украшались вышивкой.
Передники носили исключительно замужние женщины. Вышивка передника состояла из бордюра, окаймляющего нижний край передника.

Тану из Мустъяла

Тану из Мустъяла

В праздничную одежду сааремаской женщины обязательно входил вышитый головной убор «тану», изготовленный на каркасе из картона. «Тану» восточных и западных районов острова различны по своей форме. «Тану» восточных районов значительно ниже высоких головных уборов западных районов острова. «Тану» из Карья, Пэйде и Пюха походят по своей форме на «тану» из Вальяла. «Тану» из Мустъяла отличаются своими большими размерами и своеобразной формой от других подобных головных уборов. Ширина верхнего и нижнего края их имеет соотношение 2:1. Наиболее старые «тану» из Мустъяла назывались «ныэлатану» (noelatanu, т. е. игольные тану). Вышивка здесь на протяжении всего узора была выполнена крестиком, а вышивка крестиком на местном наречии называлась швом «ныэлатагант» (noelatagant — через иголку — отсюда и название их «игольные чепцы»), Мустъялаские головные уборы более позднего времени назывались «раамтану» (raamtanu — рамочные чепцы). По своей форме «раамтану» походили на «ныэлатану», но отличались от них своей вышивкой. Ширина верхнего и нижнего края «тану» из Кихелькоииа не столь различна, как на «тану» из Мустъяла; «тану» из Каарма имеет цилиндрическую форму. «Тану» из Ямая в профиль имеет вид наружу выгнутой дуги. Дугу образует складочка, идущая от нижнего края «тану» между рисунком вышивки; складочка постепенно суживается и в верхней части «тану» расходится. Во всех сааремаских разновидностях «тану» форма устойчива, меняется иногда узор вышивки.
К поясу, охватывающему одежду, прикреплялся накладной карман, в котором хранились деньги, ключи, складной ножик, иголки и другие вещи, необходимые в домашнем обиходе. Накладные карманы имели форму четырехугольного мешочка, к верхним углам которого была прикреплена лента. Лицевая сторона кармана была богато расшита.

Вальяла головной убор «тану»

Вальяла головной убор «тану»

Сааремаская вышивка по характеру своего орнамента делится на две большие группы. К первой группе причисляются вышивки на рубахах, накладных воротниках и передниках, ко второй группе относятся вышивки на «тану», представляющие богатый выбор разнообразнейших узоров сааремаской орнаментики.
Узоры бордюров рубах, накладных воротников и передников носят геометрический характер. Построение узоров различное: использованы прямые линии и зигзаги, параллельные и пересекающиеся линии, а также простые геометрические плоскости.
Узоры некоторых рубах построены на зигзагообразной линии. Все эти узоры, за исключением воротников и обшлагов, основаны на принципе скользящего отражения. В некоторых узорах центральный рисунок дополняется каймой вверху или внизу. Узоры разделяются несколькими рядами строчек на полоски и образуют таким образом украшение, состоящее из пяти бордюров.
Узоры вышивок накладных воротников из Мустъяла, Карья и Яани, наплечников рубашек и обшлагов из Яани, а также узоры обшлагов из Пэйде-Яани основаны на схеме из ряда ромбиков. Часть этих узоров имеет кайму только вверху, часть — вверху и внизу. В узоре накладного воротника из Мустъяла ромбы чередуются с двумя другими мотивами, а в треугольники, образующиеся между ромбами, вкомпопован особый угловой мотив. На наплечниках рубах из Яани мотив ромба дополнен украшением из комбинированных зигзагов и параллельных линий. На обшлагах из Яани узор состоит из косого креста и ромба. Все мотивы ромбов имеют две оси.

Узоры Раамтану из Мустьяла

Узоры Раамтану из Мустьяла

Заметно отличаются от других узоров узоры двух накладных воротников из Пэйде. Оба показанных узора имеют внизу узкую кайму. В большом узоре повторяются два различных мотива, обнаруживающих влияние растительного орнамента. Прототипами этих мотивов вероятно послужили колокольчик и розетка. Узор ворота рубах из Пэйде-Яани имеет верхнюю и пижнюю кайму. Большой узор в этой вышивке образован повторяющимся мотивом восьмиконечной звезды с небольшими украшениями. Узоры, выполнены разноцветной гладью и крестиком.
Орнамент вышивки головных уборов «тану» по своему характеру подразделяется на геометрический и на растительный. В восточных районах острова узоры «тану» — геометрические, а в западных районах — растительного характера. И те и другие узоры встречаются в Карья и Вальяла. В узорах пэйдеских и мустъяласких «тану» растительный орнамент почти совершенно преобразовался в геометрический. Эти узоры являются переходными от растительных к геометрическим.
Геометрические узоры «тану» весьма плотные, фон ткани под вышивкой почти совершенно не виден. По размеру они меньше узоров растительного характера. Среди вышивок «тану» восточных районов мы встречаем немало монохроматических узоров.
В бордюрах геометрического характера отсутствует узкая верхняя и нижняя узорчатая кайма; основной узор окаймлен только вышивкой крестиком в виде прерывающейся линии. Исключением являются узоры «тану» из Мустьяла, которые, однако, уже следует причислить к узорам переходного типа. На этих «тану» крупный основной узор сверху и снизу окаймлен вышитой полоской.

Геометрические узоры бордюра

Геометрические узоры бордюра

Геометрический узор «тану» образован двумя различными чередующимися прямоугольными мотивами, имеющими две оси. В каждом из этих прямоугольников имеется косой крест. Вообще в основу многих геометрических узоров бордюра положен ряд косых крестов, контуры которых образуют ромбики.
Растительный орнамент «тану» представляет собой ряд крупных мотивов цветка, заполняющих украшаемую поверхность так густо, что почти не остается просветов ткани. Между крупными цветочными мотивами нередко для контраста размещены маленькие растительные мотивы или отдельные элементы их (например, стебель), которые заполняют небольшую еще свободную поверхность украшаемой ткани.
Большой узор бордюра растительного характера скомпонован из двух различных мотивов цветка, которые попеременно чередуются. Цветочный мотив имеет либо- одну, либо две оси. Часто встречается и следующая комбинация двух цветочных мотивов: один цветок является центральным мотивом, а мотив второго цветка повторяется по обе его стороны. Узенькая верхняя кайма состоит из повторения одного или двух различных чередующихся мотивов.
В основу растительного орнамента легли следующие элементы: колокольчик, розетка, гвоздика, пальметта и т. д. Встречающийся в сааремаских бордюрах колокольчик по своей структуре отличается от колокольчика северо-эстонского растительного орнамента. В последнем насчитывается больше лепестков, которые к тому же и более пластичны. Розетка, состоящая из четырех или восьми крупных лепестков и маленькой круглой сердцевины, более плотная, чем северо-эстонская. В узорах каармаеких «тану» первого типа основной мотив образован дугообразно расположенными зигзагами, изображающими цветок гвоздики. В сааремаских узорах «тану» отсутствуют характерные для узоров материка пышные лозы; их здесь заменяют тоненькие стебли.

Мустъяла женская рубаха

Мустъяла женская рубаха

Растительные мотивы обогащают строгий по своему характеру геометрический орнамент. На вышивках «тану» можно проследить, как растительный элемент, проникая в геометрический орнамент, постепенно переходит в формы, соответствующие традициям исконных сааремаских геометрических узоров.
Помимо разделения по характеру орнамента, украшения сааремаских головных уборов «тану» по своим локальным особенностям делятся еще на отдельные группы, за которыми сохранились названия прежнего административного деления — приходов Вальяла, Карья, Пэйде, Пюха, Мустъяла, Кихелькоииа, Каарма и Ямая. Узоры растительной тематики характерны для вышивки «тану» последних трех местностей. В остальных из названных групп преобладает геометрический орнамент, однако параллельно встречаются также вышивки растительного характера и переходные узоры.
Приведем характеристику узоров этих территориальных групп:
В Вальяла и Карья геометрические узоры головных уборов весьма сходны. Небольшие геометрические фигуры образуют в прямоугольном мотиве косой крест, разделяющий прямоугольник на треугольники. Прямоугольники расположены тесно один подле другого, вследствие чего между косыми крестами из двух треугольников двух различных мотивов образуется ромбик. Своеобразие этого ромбика заключается в том, что один из составляющих его треугольников заполнен густым узором, а другой — более редким. Вышивки этих «тану», выполненные крестиком, бывают одноцветными и многоцветными.
В Пэйде узоры «тану» по своей композиции сходны в основном с геометрическими узорами из Вальяла. В узоры пэйдеских «тану» входят отчасти и растительные мотивы. Растительные элементы, однако настолько в них стилизованы, что уже переходят в геометрический узор- Такому процессу геометризации узора благоприятствует применяемая при вышивке техника — крестики, которые вышиваются по отсчитанной нитке ткани. Композиция растительного узора здесь в основном такая же, как и в больших узорах растительной тематики на сааремаских «тану» вообще. Растительные мотивы на вышивках пэйдеских «тану» — производные от колокольчика и розетки. Растительные мотивы постепенно подвергаются влиянию стойкой местной традиции геометрического узора. В центральном мотиве цветка исчезло изображение колокольчика, а в розетке все яснее вырисовывается мотив косого креста. Центральный мотив в пэйдеском узоре «тану», по своей форме уже приближается к форме шестиугольника или ромба. Таким образом, этот узор по своей основной схеме очень близок к вальяласкому геометрическому узору.
Растительный элемент внес оживляющее разнообразие в строгие, симметричные геометрические узоры, уменьшил их монотонность.
В Пюха узоры «тану» во многом отличаются от остальных сааремаских узоров геометрического характера. Узоры шохаских «тану» отличаются от описанных выше бордюрных узоров тем, что они располагаются на головном уборе пе сплошной каймой, а отдельными мотивами, вышитыми на сравнительно большом расстоянии один от другого. В узоре «тану» чередуются три крупных и два небольших осевых мотива. Этот тип узоров построен не по схеме, обычной для других геометрических узоров, хотя в его мотивах и встречаются элементы ромба и косого креста. Центральная часть мотива — ромб сплошь вышит, причем главным элементом является помещенная в ромбе восьмиконечная звезда. Вокруг ромба и в верхнем его углу вышит небольшой, тонкий узор, который выходит за пределы верхнего угла ромба. Характерным для всех узоров «тану» является оформление верхушки главного мотива в виде устремляющихся за контуры этого мотива ломаных линий.
В Мустъяла «тану» отличаются особенно крупными размерами и ширина украшающей их вышивки доходит до 23 см. Узор этой вышивки является переходным, соединяя в себе как геометрические, так и растительные элементы. Мы видим в нем геометризированное изображение растительного мотива. Что в основу этих узоров легли растительные образы явствует из наиболее старых сохранившихся вышивок головных уборов «ныэлатануд» (noelatanud). Орнамент и его композиция в основном такие же, как и во всех узорах «тану», построенных на растительных мотивах. В вышивках мустъяласких «тану» имеется кайма вверху и внизу. Верхняя кайма на всех мустъяласких «ныэлатануд» однородна и состоит из комбинаций косых крестов и ромбов. Верхняя кайма на «раамтану» (raamtanu) несколько отличается от описанной выше общей схемы окаймляющих узоров. Нижняя кайма на всех головных уборах состоит из повторяющегося мотива треугольника.
Большой узор на одном «тану» из Мустъял образован с помощью двух чередующихся мотивов колокольчика и розетки. Внизу в виде ломаной линии изображена лоза, соединяющая цветочные мотивы.
На другом «тану» из Мустъялаи орнаменте большого узора колокольчик заменен восьмиугольником, в котором находится восьмиконечная звезда. Оба мотива имеют две оси. Рудименты стебля сохранены внизу и повторяются в пустом верхнем углу.
В третьем «тану» из Мустъяла исчезла и четырехлепестковая розетка. Большой узор построен на переносе восьмиугольного мотива: на свободном фоне между восьмиугольниками, наверху и внизу, вышиваются (как и в предыдущих орнаментах) ломаные линии, которые соединяются между собой. Полученный узор несколько походит на изображение косого креста.
В узорах «раамтану» из Мустъяла вместо восьмиугольника имеется аппликация в виде овала из красного сукна. Посередине овала вышит мотив, слегка напоминающий восьмиконечную звезду. Вместо заполнявших промежуточные поверхности ломаных линий, мы видим мотив круга с тремя листиками.
Узоры «тану» всех последующих типов построены на растительных элементах.
В Каарма узор «тану» состоит из крупных и маленьких цветочных мотивов. Большой узор состоит из трех цветков с вертикальной осью, между которыми расположена ветка с маленькими цветочками. Веточки с небольшими цветочками более гибкие и трактовка их более реалистическая. Этот узор «тану» имеет и верхнюю и нижнюю кайму. Верхняя кайма образована переносом мотивов колокольчика и пальметты. Пальметта задумана полурозеткой, которая получается путем семикратного вращения изображения листа, овального вверху и суживающегося книзу. Нижняя кайма, как и все остальные нижние окаймления, представляет ряд треугольников, заполненных сеткой. В каармаских «тану» встречаются два типа узоров.
Основным мотивом рисунка первого типа являются дугообразно одна над другой расположенные поверхности, ограниченные ломаными линиями и разделенные на пять лепестков. Между этими так называемыми «кукехарьяд» (kukeharjad -петушиными гребешками) расположены колокольчики с веточками.
Основной мотив узора второго типа — колокольчик. Из трех колокольчиков, входящих в узор, средний колокольчик имеет индивидуальное оформление. Между этими тремя как бы главными колокольчиками расположены одна веточка с гвоздикой и двумя колокольчиками и другая веточка только с одной гвоздичкой. Остающиеся просветы ткани заполняются мотивами листиков и ростков. Кое-где фон заполняется вышивкой двойным крестиком. Вышивка эта по своему характеру очень плотная; выполнена она гладью и стебельчатым швом.

Узоры вышивок накладных воротников

Узоры вышивок накладных воротников

Узоры из вальяла

Узоры из вальяла

В Кихелько и на узор «тану» содержит три крупных мотива цветка; между двумя розетками вышит колокольчик. Узор с обеих сторон заканчивается изображением половинок колокольчика, которые при сшивании «тану» почти соединяются; при надевании «тану» этот сшитый колокольчик приходится на затылок. Ряд кругов под средним мотивом колокольчика изображает стебель. Мотивы цветов так близко расположены один подле другого, что почти не остается просветов ткани. Центральный мотив колокольчика заметно отличается от всех других мотивов колокольчика и является типичным именно для кихельконнаской вышивки головных уборов. Лепестки колокольчика подковообразно охватывают чашечку цветка и, не выгибаясь наружу, вертикально устремляются вверх. Тычинки наверху сворачиваются в спираль. Розетка состоит из восьми тесно сплоченных лепестков. Кружки на лепестках розетки заменяют тычинки. Узор верхней каймы геометрический и образован путем повторения двух чередующихся мотивов, напоминающих косой крест. Один из этих мотивов на протяжении всего узора не меняет своего вида: это — горизонтально пересеченный косой крест.
Центральный мотив в узорах кихельконнаских «тану» постепенно видоизменяется. В связи с этим меняется и второй мотив верхней каймы. В большом узоре второго варианта этого узора лепестки центрального мотива-колокольчика — укорачиваются, а кончики их утолщаются. Чашечка цветка уменьшается, и тычинки принимают форму колеса со спицами. Второй мотив верхней каймы заменяется мотивом четырехлепесткового цветка, а иногда мотивом колеса со спицами.
В третьем варианте узора кихельконнаского «тану» число так называемых колесных спиц сократилось до четырех. Розетка приняла форму прямоугольника. Ограниченные контуром поверхности различного цвета представляют собой отдельные части цветка. Второй мотив верхней каймы образован в виде овала.
В Ямая узор «тану» представляет композицию из колокольчикообразного мотива, по обе стороны которого повторяются мотивы розетки. Узор заканчивается повторением половины центрального цветка. Лепестки центрального мотива колокольчика — треугольные, с небольшим наклоном наружу. Лепестки на большой плоской поверхности розетки имеют форму вертикального или диагонального креста и группируются вокруг маленькой круглой сердцевины цветка. Концы креста заканчиваются полукругом, вышитым нитками более темного цвета. В большом узоре под крупным центральным мотивом цветка располагаются характерные для сааремаского растительного орнамента тоненькие веточки, листочки и бутоны. Верхняя кайма состоит из ряда треугольников. Треугольники обведены контуром; от контура каждого второго треугольника отходят ростки. Тринадцать средних треугольников вышиты синими нитками, остальные треугольники — черными. Ростки и контуры средних треугольников — красные, а треугольников, расположенных с обеих сторон их, — синие. В Ямаяских узорах «тану» преобладает красный цвет.
На табл. приведена вышивка, узор которой образован по мотивам узоров Кихельконна и Ямая в соответствии с традициями сааремаских растительных узоров «тану».
В Карья в построении растительных узоров господствует чередование двух мотивов. Верхняя кайма состоит из ряда треугольников с выгнутыми наружу катетами, причем поверхность треугольника заполнена декоративной сеткой и гладью. Эти узоры носили местное название «тор- нид» и «сыэлапыхьялисед» (tornid, soelapohjaliseci — то есть «башни» и «решетины»).
Прототипом узора карьяского «таиу» является по всей вероятности рисунок, изображенный на таблице. Основной узор этого «тану» представляет лозу с пятью цветками, из которых три цветка — колокольчики. Колокольчики этого узора походят на колокольчики, знакомые нам по цветочным узорам Северной Эстонии. Производные от этого основного рисунка узоры значительно интереснее и совершеннее по своей композиции. Они были искусно развиты мастерами народного искусства, при соблюдении издавна существующих местных традиций орнаментации одежды.
Во втором варианте карьяского «тану» колокольчики сохранены, но остальные два цветка заменены мотивом розетки. Лоза как таковая отсутствует, однако сохранены ее отдельные части или фрагменты, а также каплеобразные листья. Лепестки колокольчика удлинены и дугообразно склоняются книзу. Розетки четырехлепестковые, с чашелистиками.
В третьем варианте карьяского «тану» мотив розетки видоизменился. Лепестки и чашелистики преобразовались в прямолинейные геометрические поверхности.

Мустъяла

Мустъяла

Пэйде накладной воротник

Пэйде накладной воротник

В Вальяла растительный узор «тану» вышит белыми нитками. Узор, как и в Карья, составлен из трех колокольчиков и двух розеток; из тонкого волнистого стебля вырастают каплеобразные листья. Верхняя кайма точно такая же, как в растительных узорах карьяских «тану». Форма «тану» восточных районов острова подчеркивается прерывающейся линией верхней и нижней каймы, выполненных черной шерстяной ниткой крестиками. Этот узор очень похож на цветочный узор Северной Эстонии как по общему впечатлению, так и по орнаменту и. технике выполнения.
Кроме «тану» и рубашек вышивкой украшались также накладные карманы. Накладные карманы носили в середине прошлого столетия одновременно с юбками в продольную полоску, называющимися «кюйткууб» (kutitkuub). Украшения этих карманов являются одним из позднейших видов женского рукоделия. Узоры, вышитые на них, не имеют никакой генетической связи с каким бы то ни было орнаментом сааремаской вышивки. Карманы из Кярла украшались аппликацией и расшивались бисером. Некоторые карманы из Ансекюла также выполнены в технике аппликации. Для аппликации использовался галун, позумент и лоскутки цветного сукна. На аппликации из сукна часто нашивались еще блестки. Приведенный нами в качестве примера карман Ансекюла носили во время траура и поэтому в его украшении отсутствует красный цвет.
Сааремаская народная одежда изготовлялась в домашних условиях. И тканье, и шитье производились дома, собственными силами, однако необходимые подготовительные работы к шитыо делала так называемая «лейкая» (leikaja — закройщица), ходившая из дома в дом. Еще в середине XIX века жители островов при изготовлении одежды довольствовались домотканиной, и ничего к ней не покупали, за исключением металлических украшений. Сааремаские рубахи шили из льняной ткани, иногда с надставкой, то есть использовали для подола рубах более грубую ткань. Самые бедные крестьяне, не имевхние возможности приобрести что-нибудь получше, носили рубахи из совсем грубой жесткой, посконной ткани. Накладные воротники обычно изготовлялись из тонкой льняной ткани. В более позднее время накладные воротники стали изготовлять также из фабричной хлопчатобумажной ткани.
При украшении вышивкой всех перечисленных выше предметов одежды на о. Сааремаа употреблялась преимущественно шерсть. Имеются и вышивки, выполненные льияпыми или бумажными нитками; последние в вышивке головных уборов «тану» почти нигде не встречаются (за исключением отдельных «тану» восточной части острова). Следует отметить, что шелковые нитки для вышивки на о. Сааремаа не употреблялись. Вышивка аппликацией на мустъяласких «раамтану» выполнена из лоскутков красного сукна. Для того, чтобы головные уборы сверкали, на некоторые сааремаские «тану» поверх вышивки накреплялись блески (в Пэйде, Карья), металлические нитки (Ямая), галун (Пэйде). Иногда нашивали также бусины.
Техника и орнамент находятся в тесной взаимосвязи. Техника воздействует на характер рисунка, она имеет свою определенную роль и значение при формировании орнаменту. В свою очередь орнамент влиял на технику, вызывал ее изменение. Сааремаский ‘геометрический орнамент вышивался крестиками по счетной нитке ткани. Вышивки на мустъяласких рубахах и передниках выполнены исключительно крестиком; среди них мы имеем образцы весьма тонкой работы. На рубахах вышивка крестиком дополнялась часто другими приемами рукоделия: навивными узелками, строчкой, двух- или трехрядным тамбурным швом и вышивкой «кадрид»—декоративной сеткой (kadrid). Воротники и обшлага на рубахах вышивали на полуострове Сырве многорядным тамбурным швом, комбинированным с мережкой-перевитью. Вышивка «кадрид» — обработка поверхности декоративной сеткой, в которой точки пересечения нитей скрепляются узелком. Эта сетка обведена и пересечена (по продольной нитке ткани) двух-или трехрядным тамбурным швом. «Кадрид» с двухрядным тамбурным швом украшают стоячий воротник кихельконнаской рубахи. Концы воротников рубах в Карья, Вальяла, Пэйде и Яани украшены разноцветной вышивкой крестиком и гладью. В этих же районах наплечники и обшлага на рубахах расшиты одноцветным крестиком — черным или темносиним и только иногда в вышивку введено и немного красной шерсти.
В восточных районах о. Сааремаа вышивка головных уборов «тану», за редким исключением, выполнена крестиком. В этих весьма плотных вышивках не встречаются узоры таких крупных размеров, как, например, в западной части острова, где «тану» расшивались не крестиком, а другой техникой. Исключением является более древний узор мустъяласких «тану», который по тематике и размерам близок к украшениям головных уборов западной части острова, но выполнен крестиком. На мустъяласком «тану» мотивы, вышитые крестиком, или части этих мотивов обведены контуром стебельчатым швом ниткой того же цвета или другого тона.
В западных районах Сааремаа (в Кихельконна, Каарма, Ямая) орнамент на «тану» вышит по рисунку, то есть без отсчета нитей ткани. Плотные, крупные узоры «тану» выполнены большими стяжками глади, которые в середине закреплены стежками строчевого или стебельчатого шва. Контур узора обычно обведен стебельчатым швом нитками того же цвета, иногда другого тона. Большой узор мустъяласких «раамтану» выполнялся не крестиком, а аппликацией, причем поверхность узора расшивалась гладью или стебельчатым швом.

Растительные мотивы в Пэйде

Растительные мотивы в Пэйде

Узор вышивок из Пэйде-Яани

Узор вышивок из Пэйде-Яани

Ткани и нитки окрашивались растительными красителями. Фабричная краска на о. Сааремаа была впервые применена в середине прошлого столетия. Сааремаская вышивка по сроим цветовым тонам довольно яркая, красочная, это особенно заметно по головным уборам западных районов острова. В украшениях сааремаских рубах цветная вышивка преобладает над белой. Белую вышивку мы встречаем на рубахах и передниках в Мустъяла и в других западных районах острова. В восточной части о. Сааремаа — в Карья, Вальяла, Пэйде — узоры па концах воротников рубах вышиты разноцветными нитками; во всех вышивках, как правило, встречается красный, синий и зеленый цвета. Наплечники и обшлага на рубахах расшивались черной или темносиней шерстью; иногда добавлялось немного ниток красного или синего цвета.
Ввиду того, что головные уборы в восточной части острова по своей форме меньше западных сааремаских «тану», то, естественно, и вышивка на них по своим размерам меньше. Благодаря применяемой здесь технике вышивки крестиками детализация мотивов здесь более богатая, а в связи с этим и отдельные цветовые поверхности не так велики. Несмотря на вполне достаточную в общем интенсивность красок, эти плотные небольшие цветные поверхности не имеют того эффекта красочности, которым отличаются западно-сааремаские «тану» с их крупными цветовыми поверхностями.
Красные, синие, голубые и черные тона вышивки головных уборов в Карья, Вальяла, Пэйде и Пюха кажутся тусклыми рядом с украшениями западно-сааремаских «тану». Часть вышивок на головных уборах в восточной части острова одноцветная — черная или темносиняя.
Сильное впечатление оставляют своей красочностью вышивки растительного орнамента на «тану» западных районов острова Мустъяла, Кихельконна, Каарма, Ямая. Яркий крупный растительный орнамент этих головных уборов выглядит празднично-торжественно. В них преобладают красные цветовые тона (например, в Кихельконна, Ямая и др.). Контуры отдельных мотивов и деталей обведены нитками того же или контрастного цвета. В вышивку деталей мотива цветка входят красносиние, краснозеленые, краснокоричневые и другие топа. Нередко, однако, мотив цветка довольно произвольно делился па отдельные цветовые поверхности и поэтому он только отдаленно походил на цветок с его деталями.
В узорах мустъяласких «тану» основным тоном был красный. Только в вышивках на траурной одежде отсутствовал красный цвет. Как в рисунке орнамента, так и в применении цветовых тонов строго соблюдались существующие издавна традиции. На всех головных уборах из Ямая, например, контуры центральных синих треугольников узора обведены красными нитками, а контуры крайних черных треугольников — синими.
Сааремаский орнамент наиболее консервативный во всей эстонской народной вышивке; в нем сохранены исконные традиции эстонского народного творчества, пронесенные через столетия. Растительные элементы существенно обогатили орнамент вышивки и придали сааремаским головным уборам особую декоративность. Благодаря своей живописности и красочности тонов, сааремаская народная одежда, в частности же костюм из Мустъяла, пользуется особой любовью и успехом на всех эстонских народных празднествах.

Каарма

Каарма

Кихельконна

Кихельконна

Кихельконна

Кихельконна

Узоры Тану в Пюха

Узоры Тану в Пюха

Ямая

Ямая