Culture and art

Культура и искусство

Вышивка на острове Хииу

Вышивка на острове Хииу

Женский костюм с о. Хийу

Вышивка на острове Хииу

Жители о. Хийу (бывш. Даго) еще в конце прошлого столетия носили народную одежду, хотя к этому времени многие из них предпочитали городскую одежду.
В наиболее старом костюме хийуской женщины украшали вышивкой входящие в его комплекс блузку «кяйсед» и головной убор. Начиная примерно с 70-х годов XIX века вышивка постепенно уступает место менее сложным видам рукоделия, а также различным фабричным украшениям. Иногда украшений этих на головных уборах нашивалось столько, что они выглядели смешно. Однако, о том, что жители о. Хийу не были лишены вкуса, говорят сохранившиеся старинные вышивки, а также высокая оценка, данная хийуским народным узорам мастерами кярдлаской мануфактуры, собиравшими народные узоры для тканья больших платков.

Вышивка — самое красивое украшение хийуской народной одежды. В ней нашли свое отражение подлинный, природный вкус обитателей острова, и это делает ее для нас особенно ценной. Дошедшие до нас вышивки свидетельствуют о том, что хийуские женщины умели искусно выполнять очень тонкую работу.
На о. Хийу одежда украшалась вышивкой не так обильно, как в описанных ранее местностях. Здесь мы встречаем вышивку только на блузках «кяйсед», на накладных воротниках и на головных уборах. «Кяйсед»
хийуской женщины имеют стоячий отложной воротник, к которому прикреплена также стоячая кайма, называвшаяся «лийгкраэ» (liigkrae — лишний воротник). Воротник, а также «лийгкраэ», наплечники и обшлага блузки расшиты, но нижний край «кяйсед» не имеет никакого украшения.

Эммасте блузка «кяйсед»

Эммасте блузка «кяйсед»

Головные уборы «тану» хийуской женщины по своей форме разделяются на несколько типов. Все без исключения «тану» выкроены из одного куска ткани. В Эммасте были распространены четырехугольные «тану», называвшиеся в зависимости от способа ношения «лапититану» (lapititanu) или «пюститану» (piistitanu). Первые носили сплющенными, вторые — стоячими. От других хийуских чепцов отличается головной убор «раагтаиу» (raagtanu), дуга которого образует почти полный круг.
Нижний край всех «тану» и так называемый «муртус» расшиты (murlus означает, собственно, край очелья, под который пришивается прорезанная наголовная часть чепца, но обычно под этим названием понимают все очелье).
Мужчины с о. Хийу иногда вместо рубах носили подшитые к верхней одежде накладные воротники из белой льняной ткани и белые подрукава, вшитые у кисти в рукава «ватт» (vatt — род куртки). Отгибаемый край накладных воротников и белые вшивные подрукава отделывались вышивкой.

Эммасте головной убор «тану»

Эммасте головной убор «тану»

На всех больших островах Эстонии в вышивке, как уже указывалось, параллельно с геометрическим орнаментом, применялся и растительный орнамент. В вышивках же о. Хийу мы видим исключительно геометрические узоры. В орнаменте и в расцветке вышивки эти узоры имеют локальное своеобразие. Высота бордюра в скромных хийуских вышивках от 1,5 до 5 см. Основным приемом композиции всех хийуских бордюров является перенос одного мотива, построенного на двух осях (исключение составляют узоры на «тану» из Рейги). Наблюдается некоторое своеобразие масштабных соотношений отдельных частей узора, что, однако, не влияет на общее построение рисунка.
Несложные узоры — такие, например, как на узкой кайме воротника и на обшлагах — составляются из прямых линий и зигзагов или из ряда ромбиков, расположенных между несколькими прямыми. На узорах «лийгкраэ» встречается повторение одного, но более крупного мотива.

Кайма воротника

Кайма воротника

Украшения накладных воротников и обшлагов мужских рубах носят в основном тот же характер, что и украшения на воротниках женских блузок «кяйсед». Так как мужские воротники по своим размерам больше, то и в узорах встречается соответственно больше рядов прямых линий, зигзагов и повторяющихся мотивов.
Наиболее богатыми в хийуской вышивке являются вышивки бордюров «тану»: она крупнее по размеру, интереснее по форме и разнообразнее по расцветке. Два вида этих бордюров построены на повторяющемся двухосевом мотиве: один бордюр представляет собой ряд восьмиконечных звезд), другой — ряд ромбиков с различным заполнением внутри их.
В большинстве из этих узоров просветы между мотивами образуют своеобразные узоры, которые местные жители называют «люхтрид» (luhtrid — люстра). Эти «люхтрид» реже встречались в узорах, построенных на ряде ромбиков. Очень часто мы видим их на «тану» из Эммасте. Интересно отметить, что узоры, состоящие из восьмиконечных звезд в комбинации с «люхтрид», встречаются также в Новгородской области и в других областях РСФСР как в вышивках, так и в узорах тканых изделий. Узоры головных уборов в Кяйна и Пюхалепа составлены из этих же элементов, которые иногда, однако, несколько видоизменены. Совершенно своеобразны как в построении узора, так и по своей тематике, узоры чепцов из Рейги; узоры эти построены по принципу скользящего зеркального отражения треугольного мотива. В узорах этих прослеживаются также некоторые элементы растительного характера.
Узор хийуских «тану» имеет верхнюю кайму, образованную зигзагом или переплетением зигзагов, которая называлась «вянк» (vank).

Люхтрид

Люхтрид

Вышивки выполнены по холсту. В Эммасте и Кяйна женские блузки «кяйсед» шили из грубой ткани, которая расшивалась цветной шерстью. Некоторые вышивки на рубахах и на очельях «тану» выполнены льняными нитками. В местной вышивке встречаются и бумажные нитки. Ими пользовались преимущественно в окрестностях Эммасте. В результате развития промышленности выбор тканей и других фабричных изделий расширяется, и в конце прошлого столетия «кяйсед» изготовляются уже из хлопчатобумажной ткани. Иногда нижний край этих «кяйсед» также украшается вышивкой, однако узор ее не имеет уже ничего общего с традиционным орнаментом хийуских «кяйсед» и «тану». Для украшения одежды стали применять и такие фабричные изделия, которые снижали художественное качество украшаемых предметов (например, ситцевые полоски, пуговицы и т. п.).
Узор выводился непосредственно на ткани, по счетной нитке. В выполнении хийуской вышивки мы не видим той предельной точности, столь характерной для мухуских рукоделий. Узоры на стоячих воротниках, как и на обшлагах — ряды синих и красных ромбиков и цветочков, расположенных между двумя обводами — выполнялись крестом и росписью; прямолинейная синяя кайма вышивалась крестом и строчевым швом. Фти узоры дополнялись вышивкой рядов навивных узелков и уголков, выполненных петельным швом синими льняными или бумажными нитками. Эти уголки местные жители называли «аасик» (aasik — петельки).
Очелье «муртус» украшали рядами вышивки «калароод» (kalarood — позвоночник рыбы), выполненными швом «козлик». Нередко в дополнение к этому узору встречаются ряды «перевитого козлика», крестиков и строчки. Край очелья украшали также уголками «аасик». Очелья рейгиских головных уборов имеют более богатую вышивку и отличаются и по технике выполнения.
На о. Хийу при окраске ниток мало применялись химические краски, и большинство ниток для вышивания окрашены растительными красителями. О применении растительных красителей говорится в одной песне, которую мы слышали от хийуской женщины:
Встань, ромашка золотая,
Из родной, сырой земли!
В фартучек тебя сберу я,
Нитки выкрашу свои.
Кроме местных растительных красителей употреблялись здесь также и привозные.
Вышивка на острове Хииу «кяйсед» и «тану» выполнялась синими и красными нитками; исключением является головной убор из Рейги, очелье которого вышито белыми нитками. Вышивки накладных и «лишних» воротников обогатились желтым и зеленым тонами. Обычно применялись эти основные цвета, т. е. красный, синий, желтый и зеленый. Тональность их зависела от применяемого красителя. Для вышивки головных уборов обычно употреблялось больше тонов, причем доминировали названные выше цвета. Правильное распределение цветов в вышивке было особой проблемой: характерная для геометрических рисунков симметрия еще не обязательна в распределении цветовых тонов. Разнообразием цветовых поверхностей вносилось необходимое оживление и простой мотив. Часто один и тот лее мотив при повторении имеет новое цветовое решение. Гамма цветов хийуской вышивки по своим тонам мягкая и теплая.

Рейги

Рейги

Описанные выше вышивки встречаются только на более древних «кяйсед» и на головных уборах; в конце прошлого столетия они уже больше не применялись. Расшитые блузки «кяйсед» к этому времени уже вышли из повседневного обихода; их можно было видеть на женщинах только на свадьбах. «Кяйсед» и передники в конце прошлого века стали украшать кружевом вязаным крючком. Особенно заботливо кружевом ручной вязки украшали передники, и чем богаче была женщина, тем роскошнее ее передник был украшен прошивками.
В настоящей работе мы познакомили читателя с эстонской народной вышивкой, встречающейся в северной части республики. По этнографическому делению территории в этот раздел вошли вышивки Северной Эстонии и северных районов Западной Эстонии. Второй частью обзора будут охвачены народные вышивки этнографической территории южных районов Западной Эстонии и Южной Эстонии, которые также отличаются, большим своеобразием и свидетельствуют о многогранном и самобытном искусстве эстонской народной вышивки.