Culture and art

Культура и искусство

Ганс Гейнрих Тиссен-Борнемиса

Ганс Гейнрих Тиссен-Борнемиса

Несессер
Коробка лакированная японским лаком, содержащая сосуды из горного хрусталя оправленные в эмалированное золото. Французский. Париж, октябрь 1750 — октябрь 1756. Коробка: 18 см. Вышины, 23,5 см. Длины, 21.4 см. Толщины.
Содержание этого несессера: четыре бутылки, две фляжки, воронка, чашка и ложка. Все это предназначалось не для туалета, но по-видимому для спиртных или целебных напитков, вроде стимулирующих сердечных средств, ликеров и т.п. Купец Лазар Дюво (Lazare Duvaux) поставил несколько таких несессеров своим клиентам : напр., 18 июня 17 50 г., некоему Дюфло (Duflot), чей несессер содержал бутылки из горного хрусталя, а также туалетный прибор — коробочка для мыла, щипчики, и приспособление для про — глаживания языка.
Этот несессер принадлежал русским царским коллекциям, но был продан в 1928 году.

Ганс Гейнрих Тиссен-Борнемиса сокровища из золота и серебра

За исключением некоторых золотых шкатулок которые были показаны фирмой Соутби в Нью-Йорке в октябре 1984 г., экспонаты настоящей выставки нигде еще не были экспонированы. В отличие от произведений живописи старых мастеров, находящихся в картинной галерее построенной отцом нынешнего барона — галерея примыкающая к зданию «Вилла Фаворита» в Лугано и доступная для публики коллекция золотых и серебряных изделий рассеяна по жилым помещениям « Виллы Фавориты » и загородного имения барона « Дейлсфорд Хауз » в Англии.

Посол СССР в Швейцарии И.И. Ипполитов и посол Швейцарии в СССР К. Фритши оказали нам всё возможное содействие. То же касается X.X. Абдикеева из советского посольства в Берне, и г-жи М, фон Грюнинген, г-на Э. Пирхера и г-на Ж.-Ф. Кам.мера из швейцарского посольства в Москве. Особенно благодарны мы г-же Анне Сомерс Кокс, из лондонского музея им. Виктории и Альберта, за ее содействие в подборе экспонатов, и за ее авторство настоящего каталога.
Г-жа Ганнелора Мюллер из « Штедтлихе Кунстзаммлунген » в Аугсбурге тоже оказала нам всякую помощь.
Также как во время первых культурных обменов между советскими музеями и коллекцией « Тиссен-Борнемиса » в 1983 г., содействие г-жи Кристины Бшер-Гмуж:инской было и на сей раз особенно ценным.
Г-н Массимо Витта Дзельман, директор издательства « Электа Эдитриче » в гор. Милане, и его компететные сотрудники не поскупились на никакие усилия чтоб обеспечить своевременный выход этого каталога.
Даниил Львович Шер основательно потрудился над подготовкой русского перевода в жёсткий предельный срок.
Симон де Пюри Хранитель коллекции « Тиссен-Борнемиса».

Кружка, пивная, высокая Позолоченное серебро, с прибавленным украшением из коралла с рубинами и изумрудами, а также с половиной жемчужины и бриллиантами. Немецкая. Нюрнберг, прибл. 1550 года. Изготовлена ювелиром из кружка Венцеля Ямницера (Wenzel Jamnitzer) Вышина: 17.5 см. Нижний диаметр; 12 см К122 Крышка - с чеканным изображением Похищения Европы и путешествия Посейдона по морю. Все поющие и играющие Музы по сторонам заимствованы от декоративных тарелок Петера Флетнера (Peter Flotner), известных из различных литейных изделий. Эти тарелки часто служили как модели для литья в мастерской выдающегося нюрнбергского ювелира Венцеля Ямницера, а также и другим мастерам, обрабатывавших различные материалы. Кружка эта находилась в Эрмитаже, в Ленинграде, но она была приобретена отцом барона до 1937 года.

Кружка, пивная, высокая
Позолоченное серебро, с прибавленным украшением из коралла с рубинами и изумрудами, а также с половиной жемчужины и бриллиантами. Немецкая. Нюрнберг, прибл.
1550 года. Изготовлена ювелиром из кружка Венцеля Ямницера (Wenzel Jamnitzer)
Вышина: 17.5 см.
Нижний диаметр; 12 см К122
Крышка — с чеканным изображением Похищения Европы и путешествия Посейдона по морю. Все поющие и играющие Музы по сторонам заимствованы от декоративных тарелок Петера Флетнера (Peter Flotner), известных из различных литейных изделий.
Эти тарелки часто служили как модели для литья в мастерской выдающегося нюрнбергского ювелира Венцеля Ямницера, а также и другим мастерам, обрабатывавших различные материалы. Кружка эта находилась в Эрмитаже, в Ленинграде, но она была приобретена отцом барона до 1937 года.

Кубок, крытый, на длинной ножке Позолоченное серебро, со вделанными гранатами. изумрудами, сапфирами и рубинами. Немецкий. Нюрнберг, прибл. 1565 г. Изготовитель: Файт Морингер (Veil Moringer) (мастер с 1535 года). Вышина: 35 см. Диаметр ножки: 11, 5 см. диаметр кромки: 13,1 см К194с Это - один из многих парадных, обрядовых кубков, сделанных в Гермаиии, в особенности в Аугсбурге и Нюрнберге в шестнадцатом веке и в начале семнадцатого века. Бордюр что вокруг середины чаши заимствован из мотива часто встречающегося в мастерской наиболее вьдающегося нюрнбергского ювелира того времени, Венцеля Ямницера (Wenzel Jamnitzer). В начале девятнадцатого века, кубок этот принадлежал одному из наиболее проницательных английских коллекционеров изделий раннего романтизма, Уилъяму Бекфорду (William Beckford), и по всей вероятности тогда же он был украшен драгоценными камнями.

Кубок, крытый, на длинной ножке
Позолоченное серебро, со вделанными гранатами.
изумрудами, сапфирами и рубинами.
Немецкий. Нюрнберг, прибл.
1565 г. Изготовитель: Файт Морингер (Veil Moringer)
(мастер с 1535 года).
Вышина: 35 см. Диаметр ножки: 11, 5 см. диаметр кромки: 13,1 см К194с
Это — один из многих парадных, обрядовых кубков, сделанных в Гермаиии, в особенности в Аугсбурге и Нюрнберге в шестнадцатом веке и в начале семнадцатого века. Бордюр что вокруг середины чаши заимствован из мотива часто встречающегося в мастерской наиболее вьдающегося нюрнбергского ювелира того времени, Венцеля Ямницера (Wenzel Jamnitzer).
В начале девятнадцатого века, кубок этот принадлежал одному из наиболее проницательных английских коллекционеров изделий раннего романтизма, Уилъяму Бекфорду (William Beckford), и по всей вероятности тогда же он был украшен драгоценными камнями.

Кубок, двойной, на длинной ножке Позолоченное серебро Немецкий. Аугсбург, прибл. 1565 года. Пометка изготовителя не отождествлена: изображение дома. Вышина: 58 см. Диаметр ножки: 14.5 см KI42 Двойные кубки были распространены в Германии от пятнадцатого по семнадцатый век, как подарки в торжественных обстоятельствах, и поэтому они бывали зачастую величественного творческого замысла. Они cчитaлиcь особенно подходящими для свадебного подарка в связи с тем, что две одинаковые их половины сочетаются в единое целое. Разновидность этих кубков, в которой - как в настоящем - наблюдается разделение на доли, происходит из Нюрнберга, но оно распространилось главным образом из Ayгсбурга в конце шестнадцатого столетия. Как и кубок № 5, так и этот принадлежал в семнадцатом веке графу Ласло Ракоци де Фельшё Вадац (Ladislaus Rakoszy de Felso Vadacz) (умер в 1644 году) и графине Эржебет Банфи де Наджь (Erzsebet Banffy de Nagy), инициалы которых находятся на двух долях каждого из этих кубков.

Кубок, двойной, на длинной ножке
Позолоченное серебро Немецкий. Аугсбург, прибл. 1565 года. Пометка изготовителя не отождествлена: изображение дома. Вышина: 58 см. Диаметр ножки:
14.5 см KI42
Двойные кубки были распространены в Германии от пятнадцатого по семнадцатый век, как подарки в торжественных обстоятельствах, и поэтому они бывали зачастую величественного творческого замысла. Они cчитaлиcь особенно подходящими для свадебного подарка в связи с тем, что две одинаковые их половины сочетаются в единое целое. Разновидность этих кубков, в которой
— как в настоящем — наблюдается разделение на доли, происходит из Нюрнберга, но оно распространилось главным образом из Ayгсбурга в конце шестнадцатого столетия.
Как и кубок № 5, так и этот принадлежал в семнадцатом веке графу Ласло Ракоци де Фельшё Вадац (Ladislaus Rakoszy de Felso Vadacz) (умер в 1644 году) и графине Эржебет Банфи де Наджь (Erzsebet Banffy de Nagy), инициалы которых находятся на двух долях каждого из этих кубков.

Кубок, формы кокоса Кокосовый орех, оправленный в позолоченное серебро. Немецкий. Аугсбург, прибл. 1570 года. Без пометки производителя. Вышина: 32.7 см. Диаметр подножки: 8.3 см. Диаметр ободка: 8.1 см К174 В орехе выгравировано сотворение Евы, а также грехопадение и изгнание из рая. « Сотворение Евы» аккуратно заимствовано из « Библии Ветхого и Нового Заветов » (Biblia beider Allt unnd Newen Testamenten) (Майнц, 1534 г.).

Кубок, формы кокоса Кокосовый орех, оправленный в позолоченное серебро.
Немецкий. Аугсбург, прибл.
1570 года. Без пометки производителя.
Вышина: 32.7 см. Диаметр подножки: 8.3 см.
Диаметр ободка: 8.1 см К174
В орехе выгравировано сотворение Евы, а также грехопадение и изгнание из рая. « Сотворение Евы» аккуратно заимствовано из « Библии Ветхого и Нового Заветов » (Biblia beider Allt unnd Newen Testamenten) (Майнц, 1534 г.).

Два кубка, складывающиеся вместе, с декорациями на тему марта и ноября месяцев Позолоченное серебро. Немецкие. Аугсбург, прибл. 1580 года. Изделие Грегора Баира (Gregor Bair), мастер с 1566 г. Вышина обоих: 8.6 см. Диаметр мартовского: 9 см, ноябрьского - 8.9 см. К183а Мартовский кубок - с литьевым бордюром изображающим полевые работы этого месяца: уход за деревьями и их подрезание, с астрологическим знаком, Овен, и латинской надписью MARTIUS . Ноябрьский кубок изображает двух женщин обрабатывающих лен, уборку сена и охоту на кабана, со знаком Стрелец, и надписью NOVEMBER. Эти кубки наверное были частью набора который состоял из двенадцати кубков, по одному на каждый месяц, и которые складывались между собой.

Два кубка, складывающиеся вместе,
с декорациями на тему марта и ноября месяцев
Позолоченное серебро.
Немецкие. Аугсбург, прибл.
1580 года. Изделие Грегора Баира (Gregor Bair), мастер с 1566 г. Вышина обоих: 8.6 см.
Диаметр мартовского: 9 см, ноябрьского — 8.9 см.
К183а
Мартовский кубок — с литьевым бордюром изображающим полевые работы этого месяца: уход за деревьями и их подрезание, с астрологическим знаком, Овен, и латинской надписью MARTIUS . Ноябрьский кубок изображает двух женщин обрабатывающих лен, уборку сена и охоту на кабана, со знаком Стрелец, и надписью NOVEMBER.
Эти кубки наверное были частью набора который состоял из двенадцати кубков, по одному на каждый месяц, и которые складывались между собой.

Кубок, ракушечный, формы лебедя, на длинной ножке Раковина Наутилус, оправленная в позолоченное серебро. Немецкий. Аугсбург, прибл. 1595. Изготовитель - по всей вероятности Мельхиор Баир (Melchior Bair) (.мастер с 1576 года, умер в 1634 ГОД)'). Вышина; 26.1 см. Дно: 13.8 на 10.1 см K189e В шестнадцатом и семнадцатом столетиях немецкие ювелиры часто придавали форму животных сосудам для питья. В Оружейной Палате, в Москве, находится особенно много изделий из раковин формы животных, немецкого производства в коллекции Избирателей Саксонии, в Дрездене. Следует заметить что тот же мотив морского животного среди камышей и волн появляется в рельефной форме также на ножке кубка и - как выгравированное украшение - на самой раковине.

Кубок, ракушечный, формы лебедя, на длинной ножке
Раковина Наутилус, оправленная в позолоченное серебро. Немецкий. Аугсбург, прибл. 1595. Изготовитель — по всей вероятности Мельхиор Баир (Melchior Bair) (.мастер с 1576 года, умер в 1634 ГОД)’).
Вышина; 26.1 см.
Дно: 13.8 на 10.1 см K189e
В шестнадцатом и семнадцатом столетиях немецкие ювелиры часто придавали форму животных сосудам для питья. В Оружейной Палате, в Москве, находится особенно много изделий из раковин формы животных, немецкого производства в коллекции
Избирателей Саксонии, в Дрездене. Следует заметить что тот же мотив морского животного среди камышей и волн появляется в рельефной форме также на ножке кубка и — как выгравированное украшение — на самой раковине.

Чарка, на длинном ножке Позолоченное серебро. Немецкий. Аугсбург, прибл. 1600. Изготовитель: Мельхиор Баир (Melchior Bair) (мастер с 1576 года, умер в 1634 году). Вышина: 50 см. Диаметр ножки: 12.2 см. К125Ь Сосуд такого типа был распространен в южной Германии, и в особенности в Аугсбурге, в конце шестнадцатого века. В настоящем изделии наблюдается хорошо известное чередование орнамента в виде завитков, гроздей фруктов, птиц и масок из шпатлевки, в перемежку с плоскостями покрытыми изображениями полулежачих животных на фоне скорей стандартизованных пейзажей. В данном случае, конь является зеркальным вариантом эстампа Йоста Аммана (Jost Amman) в его Thierbucli (Франкфурт, 1579), а олень заимствован из гравюры на дереве в книге Thierbuch (Цюрих, 1563).

Чарка, на длинном ножке
Позолоченное серебро.
Немецкий. Аугсбург, прибл. 1600.
Изготовитель: Мельхиор Баир (Melchior Bair) (мастер с 1576 года, умер в 1634 году).
Вышина: 50 см. Диаметр ножки: 12.2 см.
К125Ь
Сосуд такого типа был распространен в южной Германии, и в особенности в Аугсбурге, в конце шестнадцатого века. В настоящем изделии наблюдается хорошо известное чередование орнамента в виде завитков, гроздей фруктов, птиц и масок из шпатлевки, в перемежку с плоскостями покрытыми изображениями полулежачих животных на фоне скорей стандартизованных пейзажей. В данном случае, конь является зеркальным вариантом эстампа Йоста Аммана (Jost Amman) в его Thierbucli (Франкфурт, 1579), а олень заимствован из гравюры на дереве в книге Thierbuch (Цюрих, 1563).

Беллармин (пузатый кувшин с узким горлышком) Серебро, позолоченное изнутри. Немецкий. Аугсбург, прибл. 1625. Изготовитель: Мельхиор Гельб (Melchior Gelb) (мастер с 1616 года, умер в 1654 году). Вышина: 25.8 см. Диаметр базы: 12.2 см К321а Кувшин этой формы, названный именем кардинала на которого он (предположительно) походил, был разработан гончарами в Кельне, и в первую половину шестнадцатого столетия встречался почти исключительно среди керамических изделий рейнской области. Имитации с применением драгоценных металлов были очень редки, и в данном случае производитель. Мельхиор Гельб, был несомненно одним из ювелиров специализировавшихся на их изготовлении.

Беллармин (пузатый кувшин с узким горлышком)
Серебро, позолоченное изнутри. Немецкий. Аугсбург, прибл. 1625. Изготовитель: Мельхиор Гельб (Melchior Gelb) (мастер с 1616 года, умер в 1654 году).
Вышина: 25.8 см. Диаметр
базы: 12.2 см
К321а
Кувшин этой формы, названный именем кардинала на которого он (предположительно) походил, был разработан гончарами в Кельне, и в первую половину шестнадцатого столетия встречался почти исключительно среди керамических изделий рейнской области. Имитации с применением драгоценных металлов были очень редки, и в данном случае производитель. Мельхиор Гельб, был несомненно одним из ювелиров специализировавшихся на их изготовлении.

Кубок, подвижной Позолоченное серебро. Немецкий. Аугсбург, примерно 1630 г. Изготовитель: Якоб Гольгаген (Jakob Hollhagen) (мастер с прибл. 1627 года, умер в 1637 году). Вышина: 18.3 см. диаметр ободка: 7.8 см К161 Это - одна из разновидностей кубка предназначенного для игры, распространение которой приходится на вторую половину шестнадцатого века. Игра заключалась в следующем: дама держит высоко над собой .маленький кубок, подвешенный на горизонтальной оси, на которой он может вращаться. В этот кубок вливается жидкость с расчетом чтоб только затем она выливалась на юбку дамы. Не только в Германии, но и в Англии производились такие кубки, и их последние Аугсбургские образцы приходятся прибл. на 1650 год.

Кубок, подвижной
Позолоченное серебро.
Немецкий. Аугсбург, примерно 1630 г. Изготовитель: Якоб Гольгаген (Jakob Hollhagen)
(мастер с прибл. 1627 года, умер в 1637 году).
Вышина: 18.3 см. диаметр
ободка: 7.8 см
К161
Это — одна из разновидностей кубка предназначенного для игры, распространение которой приходится на вторую половину шестнадцатого века. Игра заключалась в следующем: дама держит высоко над собой .маленький кубок, подвешенный на горизонтальной оси, на которой он может вращаться. В этот кубок вливается жидкость с расчетом чтоб только затем она выливалась на юбку дамы. Не только в Германии, но и в Англии производились такие кубки, и их последние Аугсбургские образцы приходятся прибл. на 1650 год.

Кубок, ракушечный, формы лебедя Раковина Наутилуса оправленная в позолоченное серебро, с некоторыми деталями из эмалевой краски. Раковина выгравирована голландцем Корнелисом Белле- кином (Cornells Beltekm), прибл. в 1650-1675 годах; оправа - немецкая (Аугсбург?), 1710-1720 г. Высота: 28.8 см. База: 16 на 12.5 см. К170а Корнелис Беллекин, чья подпись поставлена на этой раковине, был выдающимся гравером и резчиком по раковинам; его настоящее изделие изображает, в изящной гризали с красноватыми оттенками, продвижение Нептуна и Амфитриона по волнам, и Вакханалию. Очень часто его раковины, которые были предназначены для горок коллекционеров, были оправлены намного позже их изготовления. В данном случае оправа особенно натуралистична.

Кубок, ракушечный, формы лебедя
Раковина Наутилуса оправленная в позолоченное серебро, с некоторыми деталями из эмалевой краски.
Раковина выгравирована голландцем Корнелисом Белле- кином (Cornells Beltekm), прибл. в 1650-1675 годах; оправа — немецкая (Аугсбург?), 1710-1720 г. Высота: 28.8 см. База: 16 на
12.5 см.
К170а
Корнелис Беллекин, чья подпись поставлена на этой раковине, был выдающимся гравером и резчиком по раковинам; его настоящее изделие изображает, в изящной гризали с красноватыми оттенками, продвижение Нептуна и Амфитриона по волнам, и Вакханалию. Очень часто его раковины, которые были предназначены для горок коллекционеров, были оправлены намного позже их изготовления. В данном случае оправа особенно натуралистична.

Кувшин и таз Позолоченное серебро. Немецкие. Аугсбург, прибл. 1730 г. Изготовитель: Готтлиб Менцель (Gottlieb Menzel) (мастер с 1709 года, умер в 1757 году). Вышина кувшина: 23.7 см. Диаметр таза; 49.8 ал. К 122а Ко времени производства этого изделия, умывание рук за столом стало редкостью, но кувшины и тазы продолжали изготовляться для показа в буфетах. Литой центральный рельеф таза изображает Венеру и Амфитриона в ракушечной колеснице. Рельефы .меньших размеров изображают аллегории четырех .материков, а также богов и героев классической мифологии; те которые на шлеме, из путти, изображают игру на музыкальных инструментах, и являются аллегориями Европы и Америки.

Кувшин и таз
Позолоченное серебро.
Немецкие. Аугсбург, прибл.
1730 г. Изготовитель: Готтлиб Менцель (Gottlieb Menzel)
(мастер с 1709 года, умер в 1757 году).
Вышина кувшина: 23.7 см. Диаметр таза; 49.8 ал.
К 122а
Ко времени производства этого изделия, умывание рук за столом стало редкостью, но кувшины и тазы продолжали изготовляться для показа в буфетах. Литой центральный рельеф таза изображает Венеру и Амфитриона в ракушечной колеснице. Рельефы .меньших размеров изображают аллегории четырех .материков, а также богов и героев классической мифологии; те которые на шлеме, из путти, изображают игру на музыкальных инструментах, и являются аллегориями Европы и Америки.

Супница с подставкой Серебро. Французская. Париж, 1734 - раннее 1740 г. Автор композиции Жюст Орель Мейсоньер (Juste Aurele Meissonier) (1695-1750); осуществитель супницы - Анрн Аднет (Henry Adnet), а подставки - Пьер Франсуа Бонестрен (Pierre Francis Bonnestrenne) (по произношению того времени). Длина подставки: 45.6 см. Ширина: 37.9 см Вышина супницы: 35.4 см. Длина: 38.8 слг. K121d Супница и подставка эти - одна из пары (вторая находится в Кливлендском Музее искусства, США) предназначенной для второго герцога Кингстонского (Duke of Kingston) (1712-1773), и они являются одним из наилучших сохранившихся образцов стиля Рококо . Они воспроизведены в рисунке Мейсоньера (Париж, Национальная библиотека) рядом с массивной орнаментальной вазой для стола, и снова - с вариантами - в гравюре работы Юкъе (Huquier) на основе этого рисунка. Из надписи ясно, что две супницы уже были налицо, но ваза была лишь рисунком. В этих изделиях проявляется совершенное владение ассиметричного росчерка Рококо, вместе с натурализмом который был отличительной чертой данного стиля. Мейсоньер имея в виду чтоб они рассматривались скорее как скульптура чем столовое серебро практического назначения, и действительно гравюра Юкъе называется «проект серебряного изваяния...». Неясно какова точно была роль Мейсоньера в осуществлении этих изделий, но несомненно он рассматривал их как свое собственное произведение, в связи с тем что как на супнице так и на подставке стоит его подпись; та, что на подставке гласит: FAIT- тельную часть своего существования в России, оказавшись вместе с женой герцога в Петербурге. В конце восемнадцатого века они принадлежали князю Александру Безбородко, и они остались в России до начала двадцатого века.

Супница с подставкой
Серебро.
Французская. Париж, 1734
— раннее 1740 г. Автор композиции Жюст Орель Мейсоньер (Juste Aurele Meissonier) (1695-1750); осуществитель супницы — Анрн Аднет (Henry Adnet), а подставки — Пьер Франсуа Бонестрен (Pierre Francis Bonnestrenne)
(по произношению того времени). Длина подставки: 45.6 см. Ширина: 37.9 см Вышина супницы: 35.4 см.
Длина: 38.8 слг.
K121d
Супница и подставка эти — одна из пары (вторая находится в Кливлендском Музее искусства, США) предназначенной для второго герцога Кингстонского (Duke of Kingston) (1712-1773), и они являются одним из наилучших сохранившихся образцов стиля Рококо . Они воспроизведены в рисунке Мейсоньера (Париж, Национальная библиотека) рядом с массивной орнаментальной вазой для стола, и снова — с вариантами — в гравюре работы Юкъе (Huquier) на основе этого рисунка. Из надписи ясно, что две супницы уже были налицо, но ваза была лишь рисунком.
В этих изделиях проявляется совершенное владение ассиметричного росчерка Рококо, вместе с натурализмом который был отличительной чертой данного стиля. Мейсоньер имея в виду чтоб они рассматривались скорее как скульптура чем столовое серебро практического назначения, и действительно гравюра Юкъе называется «проект серебряного изваяния…». Неясно какова точно была роль Мейсоньера в осуществлении этих изделий, но несомненно он рассматривал их как свое собственное произведение, в связи с тем что как на супнице так и на подставке стоит его подпись; та, что на подставке гласит: FAIT- тельную часть своего существования в России, оказавшись вместе с женой герцога в Петербурге. В конце восемнадцатого века они принадлежали князю Александру Безбородко, и они остались в России до начала двадцатого века.

Пробор для путешествия Позолоченное серебро и фарфор, в деревянном ящике покрытым кожей. Немецкий. Аугсбург, прибл. 1750. Большинство предметов, по всей вероятности, сделаны Христианом Фридрихом Винтером (Christian Friedrich Winter). Изготовители остальных - Иоганн Ф. Бекерт, Иоганн Христоф Энгельбрехт, Иоганн Яков Адам, Авраам Вармбергер, Каспар Корнманн (Johann V. Beckert, Johann Christoph Engelbrecht, Johann Jakob Adam, Abraham Warmberger, Caspar Kornmann), a также и некоторые неотождествленные. Вышина ящика: 47 см. Ширина: 97 см. Глубина: 69 см. K200g Содержание: кофейник, чайник, горелка, миска для еды на одного человека, пара маленьких покрытых блюд, бокал с крышкой, нож, вилка, ложка, ложечка для извлечения мозга из костей и вилка с лезвием, рюмка для яйца, четыре ложечек для кофе, небольшая мелкая миска, тарелка, четыре маленьких подноса, поднос на ножках для писем, шкатулка для пряностей, чашка с опорой, щипцы для снятия нагара со свечей с ящичком, кувшин и таз, зеркало, восемь шкатулок, две щетки, подушечка для булавок, два подсвечника, письменный прибор , воронка. Отдельные фарфоровые предметы составляют серию, с плетенным рельефным мотивом на кромке, который был изобретен в Мейссене в 1735 году. Это - один из многочисленных « приборов для путешествия » в которых имеются как туалетные принадлежности так и настольная посуда, сделанные в Аугсбурге в конце семнадцатого и в восемнадцатом столетиях. Хотя они и назывались « приборы для путешествия », их настоящее назначение было исполнение великосветской роли в торжественном обряде церемонии утреннего выхода, который совершался в спальне. Столвая утварь предназначалась главным образом для завтрака, который подавался в частных покоях.

Пробор для путешествия
Позолоченное серебро и фарфор,
в деревянном ящике покрытым кожей.
Немецкий. Аугсбург, прибл. 1750. Большинство предметов, по всей вероятности, сделаны Христианом Фридрихом Винтером (Christian Friedrich Winter). Изготовители остальных
— Иоганн Ф. Бекерт, Иоганн Христоф Энгельбрехт, Иоганн Яков Адам, Авраам Вармбергер, Каспар Корнманн (Johann V. Beckert, Johann Christoph Engelbrecht, Johann Jakob Adam, Abraham Warmberger, Caspar Kornmann), a также и некоторые неотождествленные.
Вышина ящика: 47 см. Ширина: 97 см. Глубина: 69 см.
K200g
Содержание: кофейник, чайник, горелка, миска для еды на одного человека, пара маленьких покрытых блюд, бокал с крышкой, нож, вилка, ложка, ложечка для извлечения мозга из костей и вилка с лезвием, рюмка для яйца, четыре ложечек для кофе, небольшая мелкая миска, тарелка, четыре маленьких подноса, поднос на ножках для писем, шкатулка для пряностей, чашка с опорой, щипцы для снятия нагара со свечей с ящичком, кувшин и таз, зеркало, восемь шкатулок, две щетки, подушечка для булавок, два подсвечника, письменный прибор , воронка. Отдельные фарфоровые предметы составляют серию, с плетенным рельефным мотивом на кромке, который был изобретен в Мейссене в 1735 году. Это — один из многочисленных « приборов для путешествия » в которых имеются как туалетные принадлежности так и настольная посуда, сделанные в Аугсбурге в конце семнадцатого и в восемнадцатом столетиях. Хотя они и назывались « приборы для путешествия », их настоящее назначение было исполнение великосветской роли в торжественном обряде церемонии утреннего выхода, который совершался в спальне. Столвая утварь предназначалась главным образом для завтрака, который подавался в частных покоях.

Брелок Эмалированное золото, со вделанными рубинами и бриллиантами, агатовая головка прикреплена к агатовой спинке. Бриллианты и цепочка, по всей вероятности, добавлены позже. Наверное французский, середины шестнадцатого века. Вышина без цепочки: 4.5 см. Ширина: 3.8 см. К 128а Мавританские камеи пользовались большим успехом под конец шестнадцатого столетия т.к. в них очевидна естественная бороздчатость камня, а также потому что они изображают экзотическое разнообразие природы. Изящная эмалировка мавританского стиля на кромке - того же типа что и на серии подобных предметов, находящихся в Венском Музее Искусств (Kunsthistorischers Museum), французское происхождение которых установлено.

Брелок
Эмалированное золото, со вделанными рубинами и бриллиантами, агатовая головка прикреплена к агатовой спинке. Бриллианты и цепочка, по всей вероятности, добавлены позже.
Наверное французский, середины шестнадцатого века. Вышина без цепочки: 4.5 см. Ширина: 3.8 см.
К 128а
Мавританские камеи пользовались большим успехом под конец шестнадцатого столетия т.к. в них очевидна естественная бороздчатость камня, а также потому что они изображают экзотическое разнообразие природы. Изящная эмалировка мавританского стиля на кромке — того же типа что и на серии подобных предметов, находящихся в Венском Музее Искусств (Kunsthistorischers Museum), французское происхождение которых установлено.

Брелок религиозного назначения Агатовый шарик, оправленный в эмалированное золото, со вделанными рубинами и жемчужиной. Из северо-западной Европы, середина шестнадцатого века. Вышина: 10.1 см. Диаметр; 3.1 см. К 134s При раскрытии шарика, появляется изображение Поклонения пастухов и Благовещения. Подобные шарики, обнаруживающие при раскрытии малюсенькие сцены, имеются также из древесины самшита, голландского производства того времени. Наблюдается сходство изобразительного стиля с изделиями английского производства, а с другой стороны подобные изделия записаны и в инвентаре драгоценностей французской короны 1560 года, так что точное место происхождения данного изделия остается неопределенным .

Брелок религиозного назначения
Агатовый шарик, оправленный в эмалированное золото, со вделанными рубинами и жемчужиной.
Из северо-западной Европы, середина шестнадцатого века. Вышина: 10.1 см. Диаметр; 3.1 см. К 134s
При раскрытии шарика, появляется изображение Поклонения пастухов и Благовещения. Подобные шарики, обнаруживающие при раскрытии малюсенькие сцены, имеются также из древесины самшита, голландского производства того времени. Наблюдается сходство изобразительного стиля с изделиями английского производства, а с другой стороны подобные изделия записаны и в инвентаре драгоценностей французской короны 1560 года, так что точное место происхождения данного изделия остается неопределенным .

Брелок, крестообразный Эмалированное золото, со вделанными бриллиантами и с подвешенными жемчужинами. Повидимому южно-германский, третьей четверти шестнадцатого столетия. Высота: 7 см. Ширина; 4.9 см. К134Ь Конструкция этого изделия типична для .метода выработанного по-видимому в Мюнхене и Аугсбурге, и применявшегося между прибл. 1550 и 1580 годами. Он охарактеризован литьевым орнаментом, переплетающимся или же в виде завитков, обычно с фигурками или гроздями фруктов или масок. Драгоценные камни составляют отдельный элемент, нередко с эмалировкой выдержан - ной в мавританском стиле по сторонам глубоких оправок, а тыловая сторона покрыта отдельной, слегка выпуклой пластинкой.

Брелок, крестообразный
Эмалированное золото, со вделанными бриллиантами и с подвешенными жемчужинами. Повидимому южно-германский, третьей четверти шестнадцатого столетия.
Высота: 7 см. Ширина; 4.9 см. К134Ь
Конструкция этого изделия типична для .метода выработанного по-видимому в Мюнхене и Аугсбурге, и применявшегося между прибл. 1550 и 1580 годами. Он охарактеризован литьевым орнаментом, переплетающимся или же в виде завитков, обычно с фигурками или гроздями фруктов или масок. Драгоценные камни составляют отдельный элемент, нередко с эмалировкой выдержан — ной в мавританском стиле по сторонам глубоких оправок, а тыловая сторона покрыта отдельной, слегка выпуклой пластинкой.

Брелок формы оленухи Эмалированное золото, со вделанной жемчужиной. Испанский, прибл. 1570 года. Вышина: 8.5 см. Ширина « подушки »: 4.6 см. К 129а Брелки формы животных были особенно распространены в Испании; свидетельством тому - книга в Городском Историческом Музее (Museo de la Historia de la Ciudad) Барселоны, в котором находятся и многочисленные проекты соискателей звания мастера. Среди этих проектов - собака, кошка и обезьяна, все на « подушке » вроде настоящей.

Брелок формы оленухи
Эмалированное золото, со вделанной жемчужиной. Испанский, прибл. 1570 года. Вышина: 8.5 см. Ширина « подушки »: 4.6 см.
К 129а
Брелки формы животных были особенно распространены в Испании; свидетельством тому — книга в Городском Историческом Музее (Museo de la Historia de la Ciudad) Барселоны, в котором находятся и многочисленные проекты соискателей звания мастера. Среди этих проектов — собака, кошка и обезьяна, все на « подушке » вроде настоящей.

Брелок формы корабля Эмалированное золото, со вделанными жемчугами. Район Средиземного моря, вторая половина шестнадцатого столетия. Корпус заменен в восемнадцатом веке, по всей вероятности ювелиром - изготовителем шкатулок. Вышина, без кольца для подвешивания: 7.5 см. Длина: 7 см. K127h Хотя несомненно что художник не намеревался дать реалистическое изображение корабля той эпохи, он все же достаточно точно воспроизвел его характерные черты чтоб можно было заключить что это скорее галеон чем карак. Филигранная эмаль, как та что в данном образце, производилась во многих местах, в том числе в Испании, Италии, на берегах Адриатического и Эгейского морей, и в Центральной Европе, в особенности в Венгрии. Брелки формы корабля пользовались успехом в конце шестнадцатого века, и еще производились в районе Эгейского моря в восемнадцатом столеТИИ

Брелок формы корабля
Эмалированное золото, со вделанными жемчугами.
Район Средиземного моря, вторая половина шестнадцатого столетия. Корпус заменен в восемнадцатом веке, по всей
вероятности ювелиром — изготовителем шкатулок.
Вышина, без кольца для подвешивания: 7.5 см.
Длина: 7 см.
K127h
Хотя несомненно что художник не намеревался дать реалистическое изображение корабля той эпохи, он все же достаточно точно воспроизвел его характерные черты чтоб можно было заключить что это скорее галеон чем карак. Филигранная эмаль, как та что в данном образце, производилась во многих местах, в том числе в Испании, Италии, на берегах Адриатического и Эгейского морей, и в Центральной Европе, в особенности в Венгрии. Брелки формы корабля пользовались успехом в конце шестнадцатого века, и еще производились в районе Эгейского моря в восемнадцатом столеТИИ

Брелок с медалью Эмалированное золото Немецкий (Саксония), датирован 1604 годом. Вышина: 10 см. Ширина: 4.7 см. К138 Медаль была выбита в 1603 году, чтоб отметить раздел Саксонии между герцогом Иоганном цу Сак- сен-Веймар и детьми его старшего брата, Фридриха Вильгельма в Саксен-Веймаре и Саксен-Альтенбурге. Герцог Иоганн изображен на лицевой стороне, а его жена, Доротеа Мария из Ангальта, на оборотной стороне. Геральдический герб показывает территории подчиненные династиям Саксонии и Ангальта. Медали смонтированные в брелки были специфически немецким изделием; они выдавались принцами и сановниками как знак почтения важным гостям, и как награда нотаблям и подданным.

Брелок с медалью
Эмалированное золото Немецкий (Саксония), датирован 1604 годом.
Вышина: 10 см. Ширина: 4.7 см. К138
Медаль была выбита в 1603 году, чтоб отметить раздел Саксонии между герцогом Иоганном цу Сак- сен-Веймар и детьми его старшего брата, Фридриха Вильгельма в Саксен-Веймаре и Саксен-Альтенбурге. Герцог Иоганн изображен на лицевой стороне, а его жена, Доротеа Мария из Ангальта, на оборотной стороне. Геральдический герб показывает территории подчиненные династиям Саксонии и Ангальта. Медали смонтированные в брелки были специфически немецким изделием; они выдавались принцами и сановниками как знак почтения важным гостям, и как награда нотаблям и подданным.

абакерка Перламутр, вделанный в золото, с инкрустацией из сердолика. Французская. Париж, октябрь 1744 г. и октябрь 1750 г. Изготовитель: Пьер Эмё Жубёр (Pierre Ауте Joubert) (мастер с 1735 года). Вышина: 3.6 см. Длина: 7.7 см. Толщина: 5.7 см. K189d Золотые шкатулки с инкрустацией из перламутра были среди изделий пользовавшимися наибольшим спросом в Париже между началом восемнадцатого столетия и 1760ми годами.

абакерка
Перламутр, вделанный в золото, с инкрустацией из сердолика. Французская. Париж, октябрь 1744 г. и октябрь 1750 г. Изготовитель: Пьер Эмё Жубёр (Pierre Ауте Joubert)
(мастер с 1735 года).
Вышина: 3.6 см. Длина: 7.7 см. Толщина: 5.7 см.
K189d
Золотые шкатулки с инкрустацией из перламутра были среди изделий пользовавшимися наибольшим спросом в Париже между началом восемнадцатого столетия и 1760ми годами.

Табакерка Эмалированное золото. Французская. Париж, октябрь 1747 — октябрь 1750. Эмалирована, возможно, Луи-Франсуа Обёром (Louis-Fran- gois Aubert) (мастер с 1748 года, умер в 1755 году). Вышина: 3 см. Длина: 7.2 см. Толщина: 5.3 см. K160d Стиль Обера как эмалировщика был вполне знаком его современникам, и в королевском инвентаре описана шкатулка его производства, эмалированная рельефными цветами на матовом грунте со шлифованными кромками. Обера, и поэтому закономерно приписать ему эмалировку этой шкатулки. Она носит и шведские пометки, что свидетельствует о том, что ее импортировали в Швецию между 1753 и 1777 годами.

Табакерка
Эмалированное золото. Французская. Париж, октябрь 1747 — октябрь 1750. Эмалирована, возможно, Луи-Франсуа Обёром (Louis-Fran- gois Aubert) (мастер с 1748 года, умер в 1755 году).
Вышина: 3 см. Длина: 7.2 см. Толщина: 5.3 см.
K160d
Стиль Обера как эмалировщика был вполне знаком его современникам, и в королевском инвентаре описана шкатулка его производства, эмалированная рельефными цветами на матовом грунте со шлифованными кромками.
Обера, и поэтому закономерно приписать ему эмалировку этой шкатулки. Она носит и шведские пометки, что свидетельствует о том, что ее импортировали в Швецию между 1753 и 1777 годами.

Суперобложка (записной книжки) Эмалированное золото. Французская. Париж, июль 1750 - октябрь 1756 г. Изготовитель: Жан Дюкролё (Jean Ducrollay), (мастер с 1734 года). Длина: 9.6 см. Ширина: 6.3 см. Толщина: 1 см. К189Ь Полупрозрачная эмаль - тех же цветов что и экспонаты.

Суперобложка (записной книжки)
Эмалированное золото. Французская. Париж, июль 1750 — октябрь 1756 г. Изготовитель: Жан Дюкролё (Jean Ducrollay), (мастер с 1734 года).
Длина: 9.6 см. Ширина: 6.3 см. Толщина: 1 см.
К189Ь
Полупрозрачная эмаль — тех же цветов что и экспонаты.

Табакерка Фарфор, в золотой оправе. Немецкая. Фарфор из Мейссена (Meissen), прибл. 1755 года, оправа того же времени. Вышина: 4.8 см. Длина: 8.2 см. Толщина: 4.6 см. К190е Сохранилось несколько мейссенских шкатулок в форме мопса. Эта собака приобрела особенное значение в Европе после того, как Римский папа воспретил католикам, в 1738 году, участие в масонских орденах. Вследствие этого запрета, многие из католическом знати объединились в ложи сходные с .масонскими, избрав себе символом именно мопса. В противоположность .масонам, они принимали и женщин в свои ложи. Посвященным в это общество вменялось в обязанность брать мопса на свои собрания, и коробка вроде настоящей выполняла это условие. Несомненно она служила и опознаванию ее обладателя перед другими членами Ордена Мопсов.

Табакерка
Фарфор, в золотой оправе. Немецкая. Фарфор из Мейссена (Meissen), прибл. 1755 года, оправа того же времени.
Вышина: 4.8 см. Длина: 8.2 см. Толщина: 4.6 см.
К190е
Сохранилось несколько мейссенских шкатулок в форме мопса. Эта собака приобрела особенное значение в Европе после того, как Римский папа воспретил католикам, в 1738 году, участие в масонских орденах. Вследствие этого запрета, многие из католическом знати объединились в ложи сходные с .масонскими, избрав себе символом именно мопса. В противоположность .масонам, они принимали и женщин в свои ложи. Посвященным в это общество вменялось в обязанность брать мопса на свои собрания, и коробка вроде настоящей выполняла это условие. Несомненно она служила и опознаванию ее обладателя перед другими членами Ордена Мопсов.

Табакерка Золото с вделанными полудрагоценными камнями; содержит миниатюру и платиновую полоску, обрамленную драгоценными камнями. Немецкая. Дрезден, прим. 1770-80 г. Работы, очевидно, Христиана Готлиба Штиля (Christian Gottlieb Stiehl) (1708-92 г.). Без пометки. Вышина: 3.7 см. Длина: 8.8 см. Толщина: 6.6 см. Это табакерка типа « штейн-кабинет » вроде той что была произведена в первый раз Нойбером (Neuber) (см. экспонат № 105), в которой использованы полудрагоценные камни из Саксонии в наибольшем, по возможности, количестве. Внутри находятся два рукописных каталога, один на французском языке а другой на немецком, перечисляющие все 180 использованных минералов соответственно их номерам. По извилистым кривым оправ можно предположить, что данная табакерка - изделие Штиля, скорее чем Нойбера, который предпочитал геометрические узоры.

Табакерка Золото с вделанными полудрагоценными камнями; содержит миниатюру и платиновую полоску, обрамленную драгоценными камнями.
Немецкая. Дрезден, прим.
1770-80 г. Работы, очевидно, Христиана Готлиба Штиля (Christian Gottlieb Stiehl)
(1708-92 г.). Без пометки. Вышина: 3.7 см. Длина: 8.8 см. Толщина: 6.6 см.
Это табакерка типа « штейн-кабинет » вроде той что была произведена в первый раз Нойбером (Neuber) (см. экспонат № 105), в которой использованы полудрагоценные камни из Саксонии в наибольшем, по возможности, количестве. Внутри находятся два рукописных каталога, один на французском языке а другой на немецком, перечисляющие все 180 использованных минералов соответственно их номерам. По извилистым кривым оправ можно предположить, что данная табакерка — изделие Штиля, скорее чем Нойбера, который предпочитал геометрические узоры.

Несессер Агат в золотой оправе, с эмалью и нажимной кнопкой с бриллиантом. Английский. Около 1765 года. Без пометки. Вышина: 5.9 см. Ширина: 5.1 см. Толщина: 4.6 см. Kl67d Надпись, по-французски, гласит: L'ESPOIR DE ТА FIDELITE FAIT MA SEULE FEUdE (« Надежда на твою верность - это мое единственное счастье »). В несессере - пластинки из слоновой кости, два стеклянных флакона для духов, пилочка для ногтей и заодно щипчики, штопор с иглой, карандаш, ложка, инструмент для чистки зубов и ушей, и зеркальный ларец из синего стекла в золотой оправе. Несколько несессеров этой формы, обладающие достаточно схожими общими свойствами чтоб рассматривать их как производство одной и той же мастерской, известны в настоящее время (напр., в парижском музее Лувр имеются трое таковых). Неясно, однако, кто именно изготовил их.

Несессер
Агат в золотой оправе, с эмалью и нажимной кнопкой с бриллиантом.
Английский. Около 1765 года.
Без пометки.
Вышина: 5.9 см. Ширина: 5.1 см. Толщина: 4.6 см.
Kl67d
Надпись, по-французски, гласит: L’ESPOIR DE ТА FIDELITE FAIT MA SEULE FEUdE (« Надежда на твою верность — это мое единственное счастье »). В несессере — пластинки из слоновой кости, два стеклянных флакона для духов, пилочка для ногтей и заодно щипчики, штопор с иглой, карандаш, ложка, инструмент для чистки зубов и ушей, и зеркальный ларец из синего стекла в золотой оправе.
Несколько несессеров этой формы, обладающие достаточно схожими общими свойствами чтоб рассматривать их как производство одной и той же мастерской, известны в настоящее время (напр., в парижском музее Лувр имеются трое таковых). Неясно, однако, кто именно изготовил их.