Culture and art

Культура и искусство

Герард Терборх Портрет Дамы

Герард Терборх Портрет Дамы

Герард Терборх 1617—1681. Портрет Дамы. Холст, масло. 0,62 X 0,46

Герард Терборх Портрет Дамы. 1617—1681

Герард Терборх пользовался заслуженной славой не только у себя на родине, но и в странах, где он работал,— в Англии, Франции, Германии и особенно в Испании. Его учителями были его отец и Питер Молейн. Живописец с огромным художественным вкусом, тонкий мастер композиции, Терборх посвятил свою палитру изображению быта богатых горожан Голландии. Его искусство тяготеет, с одной стороны, к реалистическому воспроизведению действительности, с другой — создает прекрасную иллюзию жизни, идеальный ее аспект, некий совершенный образ бытия, пришедший по сердцу его современникам. Терборх известен не только как мастер жанровых сцен, но и как портретист.

В жанре портрета проявился своеобразный характерный стиль художника. Он предпочитает уменьшенный тип парадного портрета. Репрезентативность портретного образа достигается чрезвычайно скупыми средствами. Среда, которую Терборх портретировал,— верхушка бюргерства — при всех притязаниях на аристократизм желала сохранить тот дух бережливой строгости и скромности, в конечном счете определявший быт и служивший основой благосостояния зажиточных голландцев.
Терборх изображает фигуру портретируемой им молодой женщины в полный рост, искусно находя ее срединное положение в пространстве и на плоскости картины. Нейтральный оливково-серый фон и ничем не заполненный интерьер создают атмосферу значительности образа. На женщине надето праздничное платье, в руках веер и перчатки. Однако поза ее кажется неловкой и скованной. По всей видимости, добившись сходства в портрете, художник не обращал больше внимания на мало занимавшую его модель. Все свое мастерство он устремил на решение общей цветовой гаммы, найдя изысканные красочные созвучия серого, белого и черного, а также нежный эффект просвечивания черного цвета платья сквозь прозрачный белый цвет тонкой накидки. Несколько штрихов красного оживляют строгую гамму портрета. Эта картина, несомненно, может быть отнесена к числу самых замечательных созданий Терборха. Поступила в Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в 1924 году из Румянцевского музея.