Culture and art

Культура и искусство

Гоген

«Роща и дома» 1879 Нортгемптон Массачусетс

«Роща и дома» 1879 Нортгемптон Массачусетс

Поль Гоген Французский художник

Застенчивость и замкнутость затрудняют Гогену общение с друзьями, усугубляя ощущение одиночества и обостряя его чувствительность. На экзаменах в мореходное училище Поль провалился и был зачислен матросом на торговое судно «Лузитано», отправлявшееся в Рио-де-Жанейро. Во время плавания, которое в целом оказалось довольно успешным, Поль Гоген получил известие о кончине матери, к которой всегда был очень привязан. В 1890 году он сделал с дагерротипа ее портрет, как полное нежности воспоминание: женщина с аристократическими и в то же время чуть детскими чертами лица. По окончании франкопрусской войны, в течение которой Гоген служил матросом третьего класса на корвете «Жером-Наполеон», он случайно оказался в Сен-Клу, в доме своей матери. Дом был полностью разрушен прусскими бомбами.

Бедность и воображение «Мартиникский пейзаж» 1887 Лугано Собрание Тиссена Борнемисы

Бедность и воображение «Мартиникский пейзаж» 1887 Лугано Собрание Тиссена Борнемисы

Сестра Поля, Марселина-Мари, находилась на попечении Гюстава Арозы, которому мать перед смертью поручила своих детей. В одном из писем к их общей знакомой, госпоже Хеегорд, Гоген сообщает, что попросил руки молодой Метте и полагает, что выбор очень удачен.
Загорелая оливковая кожа, темные волосы, слегка спадающие на плечи, синий свитер, как у бретонских рыбаков, и заломленный на ухо берет восхищали молодых художников. Его живопись они считали новаторской и исключительно смелой. Двое из них — Эмиль Бернар и Шарль Лаваль — были друзьями. (У Гогена есть портрет Лаваля, рассматривающего в лорнет разложенные на столе фрукты). Художники много спорили о применении цвета и поклонялись Дега и Писсарро. Из реалистических работ только две касаются того периода: меланхолическая по содержанию «Бретонская пастушка» (см. стр. 9) и картина «Купание у мельницы в Буа д’ Амур» (см. стр. 10), выполненная в теплых тонах.
Тем временем в Париже во всю развиваются новые художественные тенденции. Художественная интеллигенция, потеряв интерес к изображению в своих трудах реальной жизни, обращается к символизму, в первую очередь это касается литературы и поэзии. Зарождается авангардизм. Гоген возвращается в Париж осенью, сразу же серьезно заболевает и надолго попадает в больницу. В письме к жене он с раздражением говорит, что в его сердце скопилось много горечи из-за отсутствия денег и верного куска хлеба. Зато эти суровые, серые дни были озарены новой дружбой: он познакомился с Винсентом Ван Гогом. Его горячий, пассионарный темперамент заражал Гогена, они много спорили о цветовом решении картины, о поисках новых изобразительных средств. Сдержанные, чтобы не сказать холодные, манеры зрелого художника контрастировали с горячностью молодого Ван Гога. Тео взял на себя миссию заинтересовать владельцев галереи современной живописью. Гоген, постоянно искавший случая расширить круг друзей в художественной среде с целью продать свои произведения, оценил внимание к нему Тео. Тем более, что нетерпимость и тяжелый характер Гогена способствовали лишь росту числа недругов. Он окончательно рассорился с Сера, обвинив его в чисто научном подходе к живописи, испортил отношения со старым другом и учителем Писсарро, поскольку тот увлекся пуантилизмом, и предпочитал теперь компанию Дега, которого часто встречал с Ван Гогом в кафе «Новые Афины».
Весной 1887 года Гоген, недовольный полученными результатами, «уродливой» обстановкой в Париже и собственным бытом, уезжает вместе с Лавалем на Мартинику, чтобы найти там новые художественные впечатления и стимулы, способные влить свежую струю в его искусство.
По началу Гогену пришлось устроиться землекопом на строительство Панамского канала. Но, как только они с Лавалем скопили небольшую сумму тут же отправились на Мартинику в Сен-Пьер. Пышная природа, мягкий климат, облик туземцев будоражат фантазию художника, и он пишет жене, что надеется когда-нибудь увидеть ее здесь с детьми. Больше всего его восхищает местное население. Темнокожие туземки, закутанные в разноцветные тряпки, двигались плавно и небрежно. Гогену казалось, что здесь «рай креольских богов», как он писал Шуффенекеру. Он убежден в том, что пейзажи, яркие цвета, свет тропического неба, вибрация воздуха, красочные индейские фигуры вызовут большой интерес в Париже. Тем не менее, иллюзиям художника не дано было осуществиться: старые друзья оторопели от света и избыточно яркого колорита его картин. И только Ван Гог оценил красоту и поэтичность его пейзажей. Но все это будет потом, а пока, неимоверно страдая от заболевания печени, Гоген нанимается матросом на парусник и прибывает во Францию. У него по-прежнему нет средств к существованию, но он полон стремления следовать своему призванию.
В Париже он снова обласкан щедростью и гостеприимством верного друга Шуффенекера. Финансовую поддержку оказал Тео Ван Гог, приобретя несколько полотен и керамику. Но беды не оставляют Гогена, сказываются последствия перенесенного заболевания; холодный воздух ноябрьского Парижа вредит его слабому здоровью. Гоген вновь едет в Понт-Авен и поселяется в пансионе Глоанек, который он покинул всего несколько месяцев назад. Денег не хватает даже на то. чтобы покупать кисти и холсты, тем не менее, мысли художника больше заняты поисками новых решений в живописи.

Краски Мартиники «Тропическая растительность» 1887 Эдинбург Национальная галерея Шотландии Этот вид на бухту Сен Пьер

Краски Мартиники «Тропическая растительность» 1887 Эдинбург Национальная галерея Шотландии Этот вид на бухту Сен Пьер

Трагическая дружба
Хотя Ван Гог уединился в провинции, он, благодаря переписке с братом и друзьями, был в курсе споров и новых экспериментов, проводившихся в Париже и в Бретани. Винсент мечтал собрать художников в Арле и создать «южную мастерскую», школу и пансион для тех, кто увлечен искусством. Ван Гог сперва думал сам поехать к Гогену в Понт-Авен, но затем отказался от этой идеи и начал лелеять мысль о том.
Шуффенекер обратил внимание на то, что стены большого зала к моменту открытия кафе оставались незанятыми (заказанные Волпини зеркала не были изготовленны вовремя). Шуффенекеру не составило большого труда убедить расстроенного этим Вольпини, что следует затянуть стены красным материалом и развесить на них картины самого Шуффенекера и его друзей. Гоген отнесся к этой идее с воодушевлением — появилась прекрасная возможность довести до логического конца отношения с импрессионистами. Писсарро, Сера и Синьяком. Гоген и Шуффенекер отбирают небольшой круг художников, куда вошли Шарль Лаваль, Эмиль Бернар, Луи Анкетен, Даниэль де Монфред, Ван Гог и Руа. Тео отказался предоставить для этой цели картины брата. Он считал недостойным проникать во Дворец искусств с «черного хода». Гоген спешно приехал из Арля в Париж, он и его друзья сами окантовывали свои работы, привезли их в ручной тележке, развесили на стенах и расклеили по городу афиши так, чтобы никто не мог их сорвать. Открытие экспозиции состоялось в конце мая. Очень немногие критики отметили выставку картин «Группы импрессионистов и синтетистов», как окрестил ее Гоген.
Некоторые же критики, преимущественно друзья Бернара, отнеслись к выставке благосклонно. К ним можно отнести Гюстава Кана, Феликса Фенеона, Жюля Антуана и особенно Альбера Орье, который опубликовал целую серию рецензий.
Гоген, прочитав роман «Женитьба Лоти» Пьера Лоти, убедился, что Таити является его мечтой, его потерянным раем, каковой ему предстоит обрести. Приехав в Париж (как всегда, под гостеприимное крыло Шуффенекера), Гоген знакомится с представителями культуры и искусства, часто бывающими в кафе< Вольтер > на площади Одеон. Его друзьями становятся Верлен, Жан Мореас. Шарль Морис, назвавший Гогена «главой художников-символистов». Жан Долан, Морис Барре, Альфред Воллетт, главный редактор Mercure de France», и очаровательная жена редактора Рашильда. С течением времени щедрый Шуфф начинает тяготиться присутствием в доме Гогена, который распоряжается здесь, как у себя дома, принимает друзей и знакомых, даже не представив их хозяину, и сверх того, имеет большой успех у его жены. Гогену необходимо было срочно искать другое жилье. И он нашел по объявлению студию близ кафе «Вольтер», меблированную лишь железной кроватью. Единственной компанией были гитара и натурщица Жюльетта Юэ, работавшая швеей; с ней художника познакомил Даниэль де Монфред. Очень скоро девушка стала любовницей Гогена и героиней не самой символической картины «Потеря невинности» (Пробуждение весны). Обнаженная натура изображена на фоне гористого пейзажа; в руке у девушки цветок, на плече — лисица, символ порочности.

Детские сны «La petite reve» Сон ребенка. 1881 Копенгаген Картинная галерея

Детские сны «La petite reve» Сон ребенка. 1881 Копенгаген Картинная галерея

Хронология
1840 Гоген
1848 Вследствие политического переворота в Перу мать возвращается во Францию, в Орлеан. Поль учится в семинарии. 1859 Мать устраивается в Париже. Поль продолжает образование.
1850
1855 Вследствие политического переворота в Перу мать возвращается во Францию, в Орлеан.
Поль учится все.мннарии.
1859 Поль продолжает образование в колледже.
1860
1864 В результате неудачно сданных экзаменов, не смог поступить в морское училище
1865
1865 Становится помощником лоцмана и совершает кругосветное путешествие в Южную Америку на бортуторгового судна «Лузитано».
1867 Умирает мать. Поль возвращается во Францию, служит в торговом флоте.
1870
1871 По окончании франко-прусской войны живет в Париже, работает в биржевой конторе.
1873 Женится на Метте-Софи Гад, которая родила ему пятерых детей.
1874 Через Г. Арозу знакомится с Писсарро.

Франция

1844 Александр Дюма (отец) публикует «Три мушкетера».
1848 Провозглашена Вторая Республика.
В Париже формируется общество реалистов с Курбе. Домье. Бонвеном.
1851 Государственный переворот Луи Наполеона: распущен парламент.
1853 Составляется алан реконструкции Парижа.
1857 Флобер публикует •Мадам Бовари», Бодлер — «Цветы зла».
1862 Виктор Пого издает роман «Отверженные».
1863 Наполеон III учрещает
Салон отверженных. Мане пишет «Завтрак на траве» и «Олимпию». №шрает Эжен Делакруа.
1867 Всемирная выставка в Париже. Убирают Бодлер и Энгр.
Мане пишет «Расстрел императора Максимилиана».
1870 Начало Франко-прусской войны.
1871 Наполеон III разбит в Седане.
Первая выставка
импрессионистов в фотостудии Надара в Париже.

Портрет семьи «Семья Шуффенекера» 1889-Париж Музей д Орсе

Портрет семьи «Семья Шуффенекера» 1889-Париж Музей д Орсе

Италия

1842 Алессандро Маннони тшнкует окончательную версию •Обрученных-.
1846 Избирается Папа Пин К.
1848 В Милане открываются — пять газет-. В Венеции провозглашается Республика.
1851 Первая постановка «Риголетто» Верди.
1855 Во Флоренции образуется группа магических художников. Снаряжается экспедиция на Крымскую войну.
1859 Развязывается П война за независимость.
1860 Гарибальди полон решимости завоевать южную Италию.
1861 В Турине I Парламент Италии провозглашает королем Виктора Эммануила II.
1865 Флоренция становится столицей Итальянского королевства.
1866 Идет III война за независимость.
Во Флоренции издается первый журнал по культуре «Новая антология». Сильвестро Лега пишет «Визит».
1870 Итальянские войска входят в Рим через брешь в Порта Пиа.
1871 Рим становится столицей.
1874 Верди сочиняет «Реквием» на смерть Манцони.

Германия

1840 В Дрездене умирает художник- романтик Каспар Давид Фридрих.
1849 Парламент Франкфурта принимает конституцию Федерального государства.
1850 Ольмюцкий договор реставрирует Конфедерацию.
1855 В сатирической газете появляются стихи, подписанные воображаемым именем Бидермейер, что дало название целому направлению.
1861 Вильгельм I. — коралем Пруссии, оповещает об объединении германских государств под приматом Пруссии.
1862 Бисмарк назначается канцлером.
1865 Рихард Вагнер представляет «Тристана и Изольду».
1866 Нарождается Конфедерация Северной Германии под началом Пруссии.
1871 Фридрих Вильгельм I провозглашен императором Германии (II) Рейх. Бисмарк — канцлер империи.
1874 Археолог Шлиман публикует результаты своих находок в Трое.

Велико­британия
1843 Основан «The Economist». 1846 Эмилия Бронте публикует «Холмы буйных ветров».
1848 Образовано
общество
художников-
прерафаэлитов.
Маркс и Энгельс
издают «Манифест
Компартии».
1851 На Всемирной выставке в Лондоне открывается Стеклянный дворец Джозефа Пакстона.
1858 Британская корона правит в Индии.
1862 На Всемирной выставке в Лондоне экспонируется японская живопись.
1863 Англия вступает в конфликт
с Германской конфедерацией из-за Шлезвиг- Гольштейна.
1865 Льюис Кэрролл публикует «Алису в стране чудес».
1866 Выходит сборник «Поэмы и баллады» Суинберна.
1867 Канада получает право на самоопределение.
1870 Умирает Чарльз Диккенс.
1871 Давид Ливингстон погибает на Ниле. Премьер-министр Ечэдстон признает права тред- юнионов.
1875
1876 Один из пейзажей принят в Салон. Первые попытки в скульптуре.
1879 Занимается в Понтуазе живописью с Писсарро и знакомится с Сезанном.
1880
1880 Участвует в V выставке импрессионистов.
1883 Вследствие экономического кризиса теряет работу.
1884 Переезжает в Руан к Писсарро, затем в Копенгаген, работать представите­лем фирмы.
1885
1885 Возвращается в Париж.
1887 Отправляется на Мартинику.
В ноябре возвращается в Париж.
1889 Вместе с Шуффенекером организует выставку импрессионистов и синтетистов.
1890
1891 Отправляется на Таити.
1892 Устраивается в Матайеа.
1893 Возвращается в Париж, живет
с Аннах Мартин. Начинает редактировать «Ноа Ноа».
1894 Едет в Бельгию.
1895 Отправляется на Таити с пересадкой в Новой Зеландии. ЖиветвПунаауиа, близ Папеэте.
1897 Страдает от болезни глаз, совершает попытку самоубийства.
1899 Подружка Пахура рожает ребенка.
1900 Состояние здоровья не позволяет работать.
1901 Перебирается на остров Хива Оа (Маркизские острова). 1903 Продолжает борьбу с властями. Упирает 8 мая.

1875 Умирает Камилл Коро.
1876 Малларме публикует «Послеполуденный отдых фавна».
1877 Моро выставляет в Салоне «Саломею».
1878 Умирает Виктор Эммануил 11.
В Неаполе Д. Морелли пишет картину «Искушение святого Антония».
1879 Заканчивается публикация «Словаря
итальянского языка» Томмазео и Беллини.
1880 Роден получает вознаграждение
за «Врата ада».
1881 Провозглашена свобода печати
и собраний.
1883 Выставки импрессионистов в Европе и в Соединенных Штатах.
Умирает Мане.
1881 Джованни Верга выпускает «Семья Малаволья».
На сцене ЛаСкала Милана идет «Бал Эксельсиор».
1882 Умирает Джузеппе Гарибальди.
Родились Карло Карра и Умберто Боччони.
1886 Последняя выставка
импрессионистов. Сера представляет «Гранд-Жатт».
1888 Организуется группа художников «наби».
1889 Закончено строительство Эйфелевой башни.
1885 Начинается оккупация Абиссинии. 188бЭдмондоде Амичис публикует роман «Сердце».
1887 Криспи — премьер-министр.
1889 Оккупация Сомали. Кардуччи публикует «Варварские оды».
1890 Ван Гог в Овер- сюр-Уаз кончает жизнь
самоубийством.
1891 Умирает Артюр Рембо.
1893 Руссо пишет полотно «Война».
1894 Президент Республики Карно убит анархистом Казерио.
1891 Турати создает Партию рабочих Италии.
Первая выставка уБрера. Джованни Пасколи публикует «Myricae».
1892 Д’Аннуцио выпускает роман «Невинный».
1894 Переворот в Сицилии.
1895 Начинается дето Дрейфуса.
1898 Умирает Гюстав Моро.
Поль Сезанн начинает серию •Купалыпнпг-
1899 Выстави художников -иабя- в Париж.
1895 Война вЭфношш. Салгари пушикгет «Тайны черных джунглей-.
1896 Мирный договор с Аддис- Абэбон. Премьера •Богемы- Пуччини
1901 Умирает Тулуз- Лотрек.
1902 Андре Жид публикует роман •Имморалист».
1903 Открытие Осеннего Салона.
1905 Матисс пишет ирпшу -Радость жить». 1907 Пикассо закончил картину-Авиньонские зевушки*.
1900 Анархист Бреши угашает короля Умберто I.
К власти приходит Виктор Эммануил III. Пеллицца да Вольпедо пишет картину •Четвертое сословие».
1903 Пий X становится понтификом.
1885 Ницше публикует книгу «Так говорил Заратустра». 1888 К власти приходит Вильгельм II.

1875 Основана Социал-
демократическая партия Германии.
1876 Рихард Вагнер открывает
в Байрейте свой театр «Кольцом Нибелунга».
1882 Создан тройственный союз мещу Германией, Италией и Австро- Венгрией против Франции.
1883 Вальтер Гропиус родился в Берлине.
1892 В Мюнхене создается первый «сецессион» художников против академизма.
1895 Югендстиль начинает распространяться в Германии.
1898 Принят закон о строительстве германского флота.
1905 В Дрездене формируется группа «Мост», первая демонстрация экспрессионизма. 1907 Создается Werkbund — для повышения художественного уровня
промышленных
изделий.

1875 Великобритания получает большинство акций Компании Суэцкого канала.
1876 Королева Виктория провозглашена императрицей Индии.
1880 Буры объявляют Англии войну.
1882 В Лондоне открывается первая электростанция.
1886 Стивенсон публикует книгу «Странная история доктора Джекиля и мистера Хайда».
1888 Зарождается движение художников и графиков (Arts and Grafts).
1891 Оскар Уайльд выпускает «Портрет Дориана Грэя*.
1893 Образована
Лейбористская
партия.
1896 Начинает выходить «Daily Mail».
1898 Умирает художник Бердслей.
1899 В Южной Африке идет англо­бурская война.
1901 Умирает королева Виктория, ее место
на троне занимает сын Эдуард VII. Заключено Соглашение с Австралией.
1902 Англия вступает в союз с Японией против России.

КАФЕ В АРЛЕ (МАДАМ ЖИНУ)

Гоген создал портрет мадамЖину осенью 1888 года в Арле (Прованс), где находился по приглашению Ван Гога. Гоген был вполне удовлетворен фигурой на первом плане, но остался недоволен духом заведния, так называемым «колоритом». Он, в отличие от своего друга, этот колорит невзлюбил. Гоген стилизует образ, подражая хроматизму Ван Гога, однако делает его обобщенным, в так называемой синтетической манере, выработанной еще в Бретани совместно с Бернаром. Речь идет об общении символов, что форм и композиции, что резко контрастировало с витальной колористикой Ван Гога. Гоген использовал образ мадам Жину и для картины «Женщины в саду» (Старые девы в Арле), (см. стр. 21). Трагический финал пребывания Гогена в Провансе окончательно расстроил планы Ван Гога собрать вокруг себя группу художников, объединенных общей любовью к искусству.

Прекрасная Анжела Париж Музей д Орсе

Прекрасная Анжела Париж Музей д Орсе

ПРЕКРАСНАЯ АНЖЕЛА
Мария-Анжелика Канневе, хозяйка кафе, расположенного рядом с пансионом Глоанек, где Гоген неоднократно останавливался, считалась самой красивой женщиной Понт-Авена. Возможно, портрет, был написан до отъезда художника в Ле Пульдю. Пока «прекрасная Анжела» позировала. Гоген отказывался показывать незаконченную работ}1. Когда женщина увидела свой портрет, она воскликнула: «Какой ужас!». Гоген растерялся и совсем расстроился. В среде художников, врагов Гогена, поползли недоброжелательные слухи. Его постигло еще одно разочарование (после неуспеха выставки в кафе Вольпини и отказа принять «Желтого Христа») — полное непонимание даже со стороны коллег. Художник, в подражание японским композициям, делая поясной портрет, создал сложную композицию, слегка переместив вправо ее центр и заключив изображение в магический круг, чем подчеркнул декоративность картины.

БРЕТОНСКИЕ ДЕВОЧКИ НА БЕРЕГУ МОРЯ

Гоген с мольбертом и холстами в руках бродил по побережью Бретани в поисках сюжетов, даже самых незамысловатых, которые могли бы возбудить его фантазию. Эти две фигуры кажутся вырубленными на ярком фоне, переданном желтой, красной, светло-зеленой, темно-зеленой и, наконец, синей краской моря. Обе девочки одеты в грубые платья с полосатыми передниками и покрыты черными чепцами, контрастирующими со светом пейзажа. Одежда девочек отвечает строгим правилам католической церкви, столь влиятельной в Ле Пульдю. Их лица подобны лицам всех бретонок. В одном из писем к Ван Гогу Гоген писал: «У бретонок почти азиатские лица — смуглые, треугольные и суровые». Художник пишет девочек с большим уважением, особо выделяя их неприступность и чувство собственного достоинства, хотя босые ноги, изображенные на первом плане, выдают их бедность.

АВТОПОРТРЕТ С «ЖЕЛТЫМ ХРИСТОМ»

В этом небольшом по размеру портрете, написанном, вероятно, с помощью зеркала. Гоген показывает себя совершенно объективно, без пафоса и театральности, присущих тому автопортрету, что он в 1888 году послал Ван Гоп; Однако это не делает смысл произведения менее символичным. На заднем плане Гоген поместил две свои самые последние работы: «Желтый Христос» и «Горшок для табака». Гогена волнует тема, многократно повторенная в его последующих автопортретах — идентификация жертвенности художника с жертвенностью Христа. Христос всем изгибом тела и линией руки над головой, будто охраняет художника, сообщая ему святую благодать. Что касается керамической кружки или горшка, она символизирует низменные потребности человека в таких вещах, как табак и алкоголь; это примитивная суть человека. Если фигура Христа воплощает в себе жертвенность и служение, то керамика означает уединение, уход художника в себя. Символический язык автопортрета, обобщающий вечную борьбу человека между ангелом и дьяволом, наводит на мысль (полоса света, пересекающая лоб), что Гоген нашел главное — превосходство духа над чувственным, то есть животным началом. В композиции портрета очевидно влияние Сезанна, особенно в гармоничном распределении светотени. Подобно Сезанну, Гоген искал собственный стиль. Он переживал различные невзгоды, вел сомнительную жизнь, но не выносил беспорядка в живописи.

LA ORANA MARIA (ПОКЛОНЕНИЕ МАРИИ)

Странно, что Гоген во время своего первого пребывания на Таити выбрал для сюжета христианскую тему. В письме Серюзье (март 1892 года) он признавался, что хотел бы изучить древние полинезийские религии и примитивные обряды. Некоторые критики считали, что картина написана после серьезной болезни. Фигуры Иисуса и Марии (с таитянскими чертами и в одежде из цветастого лоскута вокруг бедер), изображенные в красочном пейзаже, ассоциируются с райским садом: кокосовые пальмы, хлебные деревья, цветущий розовым кустарник, поросшие белыми цветами долины и натюрморт с тропическими фруктами, возложенными на самодельный алтарь. Гоген пытался передать сочетание западной религиозной символики с культурой и традициями маори. Не удовлетворившись силой колорита на холсте, он написал ангела цвета мальвы с бело-сине-лиловыми крыльями. Настоящий гимн разнообразию и богатству красок.

Сцены из жизни Бретани «Бретонская пастушка» 1886 Ньюкасл Художественная галерея

Сцены из жизни Бретани «Бретонская пастушка» 1886 Ньюкасл Художественная галерея

Две таитянки
Обе женщины, конечно же. являлись для Гогена идеалом красоты. Фигуры обладают классической гибкостью, наивностью и грацией, которые должны были очаровать парижских буржуа, завсегдатаев Салона, привыкших к обнаженной натуре.
Женщины не идентифицированы: очень может быть, что центральная фигура — это Пахура. одна из таитянских сожительниц художника. Фигура справа с цветами в руке чуть повернула голову, словно прислушиваясь к тому, что говорят зрители. Цветок в ухе, напоминающий серьгу, подчеркивает отсутствие украшений у женщины в центре, держащей блюдо с цветами манго или мякотью папайи. Похоже, Гоген специально хотел написать нечто неопределенное, но, безусловно, имеющее символическую ценность. Можно предположить, что женщина приносит в дар ощущение цвета, ощущение самого Гогена, испытанного им, когда он ступил на землю Таити.

Страшные сказки

Это одно из последних полотен, написанных Гогеном на Маркизских островах. Картина, задуманная, чтобы передать тему суеверия и набожности, смешение западных и восточных мифов, относится к самым загадочным картинам художника. Название ее сразу вводит в мир, населенный таинственными и темными существами. Мейер де Хаан. голландский др-т Гогена, уже однажды изображенный им в «Нирване», снова фигурирует здесь. Художник поместил его сгорбленную фигуру позади двух женщин; на нем фиолетовый костюм шута и сдвинутый на французский манер берет; его взгляд будто гипнотизирует зрителя. Он являет собой существо, среднее между фавном и дьяволом. Одна из двух женщин сидит со скрещенными ногами в позе Будцы. Женщина с рыжими волосами воплощает в себе что- то совсем странное. Среди туземцев ходили слухи, что ее муж был колдуном по имени Хаапуани (Гоген сделал два его портрета). По словам этого колдуна, рыжий цвет волос означал способность общаться с потусторонним миром. В картине присутствует дух: волшебства. Похоже, жизненная сила природы преобладает над разумом человека. Может быть, именно эту мысль Гоген и хотел передать в композиции: существуют какие- то неизведанные феномены, которые неподвластны разуму. Белые кольца разбросаны по всему холсту, а венок из орхидей украшает рыжую шевелюру женщины в центре. Это доказательство того, что Гоген усвоил теорию Делакруа, согласно которой путем вибрации цвета и повторения тональных аккордов можно передать состояние ДУШИ.