Culture and art

Культура и искусство

Государственный музей изобразительных искусств

Государственный музей изобразительных искусств

Внешний вид музея

Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина

Мысль о создании в Москве художественного музея, в котором были бы представлены образцы мирового искусства, была высказана еще в 50-х годах XVIII столетия и затем горячо поддерживалась на протяжении всего последующего столетия московской интеллигенцией. Она нашла свое отражение и в знаменитом проекте эстетического музея, опубликованном в 1831 году княгиней Зинаидой Волконской, и в деятельности нескольких поколений профессоров, собравших учебные коллекции для Московского университета. Движущей силой этих замыслов явились передовые общественные идеи о высоком просветительном и воспитательном назначении искусства.

Папирус, книга мертвых, 2 тыс. до н.э.

Папирус, книга мертвых, 2 тыс. до н.э.

Перевод из Петербурга в Москву собрания графа Н. П. Румянцева и открытие на основе его коллекции в 1862 году так называемого Румянцевского музея явилось первым по времени созданием в Москве публичного музея, включавшего произведения как русского, так и зарубежного искусства. Однако отсутствие финансовой поддержки, недостаток площади, а также разнородный, несистематический характер коллекций Румянцевского музея не сняли проблему создания музея классического искусства в Москве, а, напротив, еще более обострили ее. Не случайно основателем этого нового музея стал профессор Московского университета, директор Румянцевского музея Иван Владимирович Цветаев (1847—1913). Наличие в музее к моменту его открытия превосходной коллекции древнеегипетских памятников, приобретенных в 1909 году у известного египтолога В. С. Голенищева, а также небольшого числа произведений ранней итальянской живописи не меняло общего характера музея, хотя и указывало на пути и возможности его дальнейшего развития. В 1898 году, когда был заложен первый камень нового здания, И. В. Цветаев говорил архитектору — строителю музея Р. И. Клейну о том, что будущие поколения захотят присоединить к музею картинную галерею, а в 1911 году он писал: «Что же касается живописи, то она вдвигается к нам сама собой. Пришла она из Италии благодаря щедрости трех лиц, которые, родившись в Москве, после долгой жизни за границей, и преимущественно в Италии, пожелали принести московскому Музею изящных искусств свои живописные собрания. …Так, властная действительность опровергла наши прежние расчеты дать место в новом музее одной только скульптуре».

Фаюмские портреты

Фаюмские портреты

Фаюмские портреты

Фаюмские портреты

Первые два зала картинной галереи были торжественно открыты в музее в ноябре 1924 года в дни празднования 7-й годовщины Октябрьской революции. Тогда же была показана временная выставка картин, переданных музею из Эрмитажа и других собраний Ленинграда. Трудно переоценить значение этого события для художественной жизни Москвы тех лет. Оно стало, по существу, вторым рождением Музея изящных искусств, так как означало превращение учебно-вспомогательного собрания в подлинно художественный музей, основу которого составили оригинальные произведения искусства. Этот новый художественный музей в Москве создала Октябрьская революция методом беспрецедентным в истории формирования музеев: путем отбора произведений из государственных музеев и большого числа частных собраний, которые поступали в централизованные хранилища на основе ленинских декретов о национализации художественных ценностей. Принцип перераспределения художественного достояния страны, примененный в первые годы резолюции, опирался на государственную целесообразность, и был продиктован не вкусовыми или коммерческими соображениями, а прежде всего высокими революционными идеалами приобщения к духовным ценностям широких народных масс. Огромное значение для музеев страны имели принятые в первые месяцы революции декреты и постановления об учете и охране памятников искусства. Поводом для декрета Совета Народных Комиссаров «О запрещении вывоза за границу предметов искусства и старины» (24 сентября 1918 г.) послужила картина школы Боттичелли «Мадонна с младенцем» из бывшего собрания княгини Мещерской, ныне находящаяся в музее.
«Галерея старой западной живописи в Москве есть свершившийся факт московской художественной жизни. Она действительно обязана своим возникновением свежести и широте музейных планов революционной эпохи. Мы верим, этот творчески-революционный дух поможет окрепнуть и развиваться своему же собственному детищу»,— писал в 1926 году Н. И. Романов — директор музея, бывший хранитель Отделения Изящных искусств и классических древностей Румянцевского музея. На торжественном заседании Ученого совета музея, посвященного открытию галереи, присутствовал нарком просвещения А. В. Луначарский. Он выступил с приветственным словом, в котором отметил, что в Москве впервые создается первоклассная галерея произведений живописи старых западных мастеров, достойная столицы. Особо он подчеркнул значение творчества старых мастеров для воспитания вкуса трудящихся масс и для формирования художников новой революционной эпохи. В приветствии АХРРа (Ассоциации художников революционной России) говорилось, что «открытие старозападного отдела Музея изящных искусств окажет свое благотворное влияние на нашу художественную рабоче-крестьянскую молодежь, дав ей подлинных учителей большого искусства, изучение которых создаст возможность современным художникам стать выразителями героической эпохи».
В истории сложения картинной галереи музея можно наметить несколько основных этапов. Первый из них — с 1924 по 1930 год — был временем бурного роста коллекций музея. Именно в эти годы была проделана огромная организационная и научная работа по просмотру сотен собраний и десятков тысяч произведений искусства с целью их отбора для картинной галереи музея.

Статуя Сфинкса Аменхотепа III, II тыс. до н. э.

Статуя Сфинкса Аменхотепа III, II тыс. до н. э.

Статуя царицы 1 тыс. до н. э.

Статуя царицы 1 тыс. до н. э.

с тем же правом, что и имена его основателей. Научной компетенции Н. И. Романова, его энтузиазму и энергии мы обязаны составом той части галереи, в которой представлены картины старых мастеров. Большой вклад в создание картинной галереи в эти годы внес выдающийся художник И. Э. Грабарь, возглавлявший отдел по делам музеев и охраны памятников искусства и старины. За шесть лет в музее сложилось значительное собрание картин, в состав которого вошли произведения самого высокого качества. Основными источниками комплектования музея в эти годы стали: отделение изящных искусств Румянцевского музея, Третьяковская галерея, передавшая музею произведения западноевропейского искусства, и Государственный Эрмитаж. Большое число картин и других предметов искусства перешло из национализированных частных собраний. Таким образом, на составе музея весьма ярко отразилась история как государственного, так и частного коллекционирования зарубежного искусства в России. Систематические поступления картин в Музей изящных искусств начались с 1924 года. Вначале первые картины пришли из Петербурга, когда еще не было не только картинной галереи, но и самого музея. Это был дар русского дипломата М. С. Щекина — генерального консула в Триесте, который в 1909 году передал в строящийся новый музей 12 итальянских картин XIV—XV веков и две итало-критские иконы. Этот дар оказался поистине пророческим, и имений его имел в виду И. В. Цветаев, когда писал о живописи, которая «вдвигается как сама собой».
Определяющее значение для состава и уровня картинной галереи музея имели поступления из старых петербургских собраний, и прежде всего из Эрмитажа. Картины из Эрмитажа передавались в Музей изящных искусств несколько раз. Весьма значительным было поступление из Эрмитажа в 1924 году: в него вошли такие первоклассные памятники, как две редчайшие темперы сиенского мастера первой половины XV века Сассеты, эскиз Рубенса «Тайная вечеря», «Рыбная лавка» Снейдерса, а также полотна Ван Дейка, Строцци. 1925, 1927 и 1928 годы примечательны передачей произведений французских художников XVII и XVIII веков. Среди них — «Пейзаж с Геркулесом и Какусом» Пуссена, «Бивуак» и «Сатира на врачей» Ватто, «Атрибуты искусства» Шардена, «Бедное семейство» Фрагонара, «Андромаха, оплакивающая Гектора» Давида. В 1929 году из Эрмитажа прибыли только четыре картины, но это были полотна Рембрандта, ныне составляющие славу галереи. Кульминационной точкой того периода явился 1930 год, когда из Эрмитажа поступили картины, художественное качество которых окончательно определило европейский уровень всего собрания в целом. Это были «Ринальдо и Армида» Пуссена, «Вакханалия» Рубенса, «Утро молодого человека» Питера де Хоха, а также картины Кранаха, Веронезе, Мурильо.
Большие богатства были собраны в петербургских частных собраниях. Около 150 картин, и среди них такие шедевры, как «Похищение Европы» Клода Лоррена, «Смерть Дидоны» Тьеполо, «Геркулес и Омфала» Буше, поступили в музей из собрания князей Юсуповых. Значительная часть этой коллекции — около 70 картин — поступила из Дома-музея Е. В. Шуваловой в 1924 году. Собрание Шуваловых оказалось чрезвычайно ценным для музея потому, что, помимо прекрасных голландских и фламандских картин XVII века (Я. Рейсдаль. «Вид деревни Эгмонд»; Иордане. «Бегство в Египет» и другие), в нем находилась группа испанских картин, весьма редких в советских собраниях (Переда, Сурбаран), а также картины немецких мастеров XVI века.

Зал античных подлинников

Зал античных подлинников

Зал античных подлинников

Зал античных подлинников

С XVIII века активно занимались коллекционерством Строгановы, тесно связанные с художественной жизнью России. Для Музея изящных искусств особое значение имели картины, собранные графом П. С. Строгановым в середине XIX века в Италии. Это были в основном работы итальянских мастеров конца XV—начала XVI века. Из этого собрания поступили «Снятие с креста» Чимы да Конельяно, «Благовещение» Боттичелли и «Святой Себастьян» Больтраффио.
В январе 1924 года в картинную галерею музея вошло более 500 картин западноевропейских художников из отделения изящных искусств Румянцевского музея в Москве. Собрание западноевропейской живописи в Румянцевском музее возникло в 1862 году. Его ядром явилась 201 картина, переданная из Эрмитажа как дар новому музею в год его основания. Картины были отобраны профессором Ваагеном — директором картинной галереи Берлинского музея. В их число входили такие шедевры, как «Артаксеркс, Аман и Эсфирь» Рембрандта, «Муций Сцевола» Рубенса, «Лот с дочерьми» Арта де Гельдера. В дальнейшем Румянцевский музей пополнялся только за счет даров частных лиц, передавших ему свои коллекции целиком или частично. В 1914 году но завещанию художника Н. С. Мосолова поступила превосходная коллекция голландских гравюр, в том числе уникальные по качеству офорты Рембрандта, а также картины западноевропейских мастеров, собранные его отцом и дедом.
Небольшую, но ценную коллекцию передал в дар Румянцевскому музею в 1901 году Д. А. Хомяков — один из членов комитета по организации Музея изящных искусств.
Значительный вклад в собрание Румянцевского музея внесли известный публицист Н. П. Колюиаиов и М. М. Львова, передавшая коллекцию своего мужа, поэта, музыканта и архитектора Н. А. Львова. От братьев Н. А. и В. А. Мухановых, близких кругу писателей и художников 40-х—50-х годов — Гоголю, Брюллову, Иванову,— поступили картины французских художников XIX века. Вместе с картинами из Румянцевского музея были переданы также рисунки, гравюры, монеты, медали и библиотека.

Египетский рельеф. Иси с дочерью. 3 тыс. до н.э.

Египетский рельеф. Иси с дочерью. 3 тыс. до н.э.

Египетский рельеф. Иси с сыном. 3 тыс. до н.э.

Египетский рельеф. Иси с сыном. 3 тыс. до н.э.

Картины, поступившие из московских частных собраний, чрезвычайно обогатили Музей изящных искусств в период его становления в 20-х годах. Коллекционером высокой культуры и тонкого вкуса был Д. И. Щукин. Он отдавал предпочтение старому искусству и особенно любил нидерландских и немецких мастеров. Д. И. Щукин собирал свою коллекцию в течение тридцати лет в основном в России и еще до революции передал часть картин в Румянцевский музей. После революции его коллекция в течение шести лет существовала как самостоятельный музей старой западной живописи, а затем, в 1921 году, была присоединена к Музею изящных искусств. Из коллекции Д. И. Щукина в музей поступили прекрасные произведения: два венецианских вида Гварди, принадлежащие к числу лучших созданий художника, «Серебряный век» Кранаха, картины Херри мет де Блеса, Аверкампа, Терборха, Гойена, Шардена, Лоуренса.
В несколько приемов поступали в музей экспонаты из Музея-усадьбы «Остафьево», бывшего владения Шереметевых. Там находились произведения таких итальянских мастеров, как Лоренцо Коста, Доссо Досси, Маньяско, а также работы немецких художников.
Среди основных источников комплектования в постановлении о реорганизации Музея изящных искусств значилось собрание Г. А. Брока- ра. Из этой огромной коллекции, в которой оказалось много копий и подделок, было отобрано около 200 подлинников. Среди них — произведения самого высокого качества, в том числе картины Чимы да Конельяно, Кербекке, Блумарта, Строцци, Маньяско.
Уже в первые годы революции некоторые коллекционеры передали в Румянцевский музей свои собрания, которые также в дальнейшем обогатили Музей изящных искусств. Среди них особенно интересны собрания Л. К. Зубалова, К. А. Хребтович-Бутепева, М. А. Грачевой. Весьма значительными для раздела французского и немецкого искусства XIX века оказались поступления из коллекции бывшего председателя Общества друзей Румянцевского музея П. И. Харитоненко и его жены. В его собрании находились картины барбизонцев: Диаса, Дюпре, Добиньи, Тройона, Руссо, а также Коро. Интересной была коллекция живописи Д. П. Боткина, друга П. М. Третьякова, председателя Московского общества любителей художеств.
В 1929 году умер художник И. С. Остроухое — видный художественный деятель конца XIX — начала XX века, крупнейший знаток искусства, один из самых образованных русских коллекционеров. После революции собрание Остроухова было национализировано и превращено в Государственный музей иконописи и живописи, «осящий его имя. Картины западноевропейских мастеров из этого собрания свидетельствуют о широте художественных вкусов его владельца. Это — «Двое святых» Тьеполо, «Лондон» Добиньи, «Итальянская крепость» Коро, «Портрет Антонена Пруста» Мане.
В 1925 году в Музей изящных искусств были переданы картины западноевропейских художников из Третьяковской галереи. В основном это были произведения французских мастеров XIX века. Наиболее значительной частью этого поступления явились картины из собрания младшего брата П. М. Третьякова — С. М. Третьякова, который в 70-х — 80-х годах занимал видное место в общественной и культурной жизни Москвы. С. М. Третьяков собирал только иностранных художников. Особенное предпочтение он отдавал пейзажу и жанровой живописи. Он покупал картины в Париже, иногда непосредственно у самих художников. При этом он нередко пользовался советами и посредничеством А. П. Боголюбова, известного живописца-мариниста. В Музей изящных искусств собрание С. М. Третьякова было передано целиком. В нем находилось более 80 картин. Среди них «Автопортрет» Давида, единственная в советских собраниях картина Жерико «Этюд натурщика», полотна Коро, Добиньи, Делакруа, Милле, Курбе. С начала 30-х годов собирательская деятельность музея приобретает новые черты. Главные пути комплектования лежат теперь в поисках материалов в антикварных магазинах и у частных владельцев. Открываются новые возможности, действующие и сегодня: закупки с временных выставок, дары коллекционеров и художников. На базе обменов развиваются взаимоотношения с различными музеями. Собирательская деятельность музея в 30-е годы была исключительно плодотворной. Новые материалы во многих случаях дополнили разделы картинной галереи, а некоторые из них практически были созданы заново. Особое значение, например, имела передача в 1932 и 1933 годах византийских икон из Третьяковской галереи и Исторического музея. Эти редчайшие произведения создали небольшой, но важный раздел византийской живописи. Значительные для экспозиции картины были переданы из музеев в Курске и Загорске (Эммануэль де Витте. «Рынок в порту» и «Внутренний вид церкви»), из музея истории религии в Москве (Доссо Досси. «Пейзаж с фигурами святых»), из Музея-усадьбы «Останкино» (Матье Леней. «Драка фи расчете»), из Музея имени А. II. Радищева в Саратове (Монти- челли. «Пейзаж») и многих других.
Основной задачей в эти годы стало сохранение зверенных музею художественных сокровищ. Многие экспонаты, в гом числе картины, были эвакуированы в тыл. Научные сотрудники гделали все от них зависящее для того, чтобы ни один памятник му- 5ея при этом пе пострадал. Коллекции вернулись в Москву, когда война шла к своему завершению. Началось восстановление разрушенных бомбежками перекрытий здания музея, создание новой экспозиции. Возобновились научная и популяризационная работа, а также комплектование коллекций: во второй половине 40-х годов через Государственную закупочную комиссию было приобретено такое редкое и качественное произведение, как стенка кассоне «Убийство Юлия Цезаря» работы итальянского мастера XV века Аполлонио дн Джованни. Начиная с 1944 и по 1967 год вся деятельность по комплектованию музея осуществлялась под руководством профессора Б. Р. Виппера, выдающегося историка искусства и музейного деятеля. Основатели собрания— С. И. Щукин и И. А. Морозов — первыми в России стали целеустремленно собирать французское искусство нового времени, начиная с импрессионистов, и за сравнительно короткий срок оба сумели создать коллекции, которые бесспорно принадлежали к числу наиболее значительных в мире. Обнаружив в своей коллекционерской деятельности редкую художественную интуицию, высокий вкус и полную самостоятельность, С. И. Щукин и И. А. Морозов вместе с тем широко пользовались советами русских художников, и в первую очередь Константина Коровина и Валентина Серова. Частое посещение выставок и мастерских, обширная переписка с художниками, заказы на работы для украшения московских особняков Дени, Боннару, Матиссу сделали Щукина и Морозова известными в художественных кругах Парижа тех лет.

Коллонада белого зала

Коллонада белого зала

Собрание С. И. Щукина, положившего начало своей коллекции в 1897 году покупкой картины «Куст сирени» Моне, было широко открыто для посещений и хорошо знакомо москвичам. Особенно полно были представлены здесь Моне, Дега, Ренуар, Гоген, Сезанн, Руссо, Дерен, Матисс и Пикассо. Для интересов С. И. Щукина характерно также наличие работ Уистлера, Брэигвииа, Либермаиа. Co6pai И. А. Морозова было малодоступно для обозрения и в силу этого нее известно. К шедеврам его коллекции можно отнести «Прогу: заключенных», «Красные виноградники» и «После дождя» Ван Го «Девочку на шаре» Пикассо, а также картины Сезанна, Гогена, Б< пара. Из Государственного музея нового западного искусства бы получены также некоторые картины из собрания старшего брг И. А. Морозова — М. А. Морозова, который наряду с русской жш писыо собирал картины новых французских мастеров.
В последние два десятилетия картинная галерея музея получила дополнительные стимулы и возможности для своего развития. Политика Советского правительства, направленная на укрепление мира развитие дружеских отношений между народами, самым благоприятным образом сказалась на деятельности музея. Новый размах получила выставочная работа. Ежегодно музей устраивает на материа своих коллекций, а также коллекций зарубежных музеев большое число крупных выставок. В музее экспонировались картины из Дреденской галереи, парижского Лувра, музея Метрополитен в Ныо-йорке, Национальной галереи в Лондоне, Музея изобразительных икусств в Будапеште, Национальной галереи в Варшаве, Национального музея в Праге, а также из музеев Австралии, Итал! Мексики, Польши, Австрии. В стенах музея показывались «Сикст! ская мадонна» Рафаэля, «Джоконда» и «Дама с горностаем» Леонг до да Винчи, «Вид Толедо» Эль Греко, «Цыганка» Франса Халы «Собор в Солсбери» Констебля, «Свобода на баррикадах» Делакр; «Мальчик-флейтист» Мане, «Ночное кафе» Ван Гога.

Зал французского искусства XVIII века

Зал французского искусства XVIII века

Большое место уделяет музей популяризации современного искусства, регулярно показывая на выставках произведения выдающие мастеров XX века. В музее состоялись выставки Матисса, Пикас Леже, Сикейроса, Ороско, Моранди, Гуттузо, Кента, Рефрежье. В свою очередь музей широко показывает за рубежом и девры своего собрания, они побывали во Франции, Голландии, Венгрии, Канаде, США, Италии, Великобритании, Японии, Чехословакии и многих других странах. Эти обмены сделали картинную галерею музея хорошо известной всему миру. Свидетельством ее популярности и вместе с тем выражением уважения Советскому Сок являются многочисленные дары художников и коллекционеров mногих стран мира. Среди дарителей крупнейшие художники современности: Гуттузо, Фужерон, Сикейрос, Кент, Рефрежье, а также коллекционеры и наследники художников: А. Хаммер, Л. Делекторск Н. Леже, М. Каганович и многие другие.
Новой формой комплектования музея стал обмен художественны произведениями между советскими музеями и музеями социалистических стран. В музей поступили картины из ГДР, Болгарии и Чехословакии. Продолжаются систематические закупки, картин через государственную экспертную комиссию. Покупаются картины с зарубежных выставок, экспонирующихся в Москве.
Картинная галерея Пушкинского музея, как называют Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина во многих странах мира, признана сегодня одним из значительных европейск собраний. Ее лицо определяют соединенные вместе и составлявший неповторимый сплав произведения разных времен и стран. Извести полнота коллекции — результат деятельности крупнейших советских ученых-искусствоведов. Отличительной чертой картинной галереи музея является ее насыщенность произведениями высокого качества.
Ранний этап, в развитии западноевропейской живописи представлен небольшой, но в целом весьма значительной коллекцией произведений итальянских художников XIII—XIV веков. Они характеризуют разнообразие направлений в этот начальный период становления итальянской школы живописи. К редчайшим образцам в этом разделе принадлежит «Мадонна на троне» неизвестного флорентийского мастера XIII века. Своеобразие венецианской школы XV века с характерной для нее устойчивостью византийских традиций, с ее интересом к решению колористических задач прослеживается в политике Кривелли. Собственно ренессансные черты итальянской живописи ярко выражены в картинах крупных мастеров, работавших на рубеже XV и XVI столетий, на пороге этапа Высокого Возрождения. Это — «Благовещение» Боттичелли и «Снятие с креста» Чимы да Конельяно. Музей обладает сравнительно большой коллекцией итальянских Kapтин XVI века последователей и учеников Леонардо да Винxи: Больтраффио, Луини, Гауденцио Феррари. Наиболее значительны в галерее произведения венецианских художников. Кисти самого праздничного из венецианских мастеров — Веронезе — принадлежат несколько полотен, лучшее из них — маленький эскиз «Минерва», набросок к монументальной росписи. Среди картин феррарских живописцев наибольший интерес представляет «Пейзаж со сценами из жизни святых» Доссо Досей — одно из первых в итальянском искусстве изображений природы.

Греческая терракота III-IV века до н.э.

Греческая терракота III-IV века до н.э.

Нидерландскую живопись в музее представляют картины художников конца XV и XVI столетий. Они характеризуют стремление к преодолению средневековых традиций, к более непосредственному и живому восприятию (Действительности. Неизвестный антверпенский мастер первой половины XVI века превращает «Поклонение волхвов» — традиционную евангельскую сцену — в нарядное зрелище. Херри мет де Блесс одним из первых открывает новый жанр в европейской живописи— пейзаж, хотя и пишет картины на религиозные сюжеты. Коллекция немецкой живописи XV—XVI веков обладает рядом превосходных произведений, ярко отражающих основные черты искусства этой страны, в которой идеи Возрождения по сравнению с Италией развиваются на полстолетия позже. К наиболее ранним немецким картинам в собрании музея относятся две створки Зебенштейнского алтаря «Рождество» и «Поклонение волхвов», мастера из Лихтенштейнского замка, и «Бичевание Христа» вестфальского мастера Иоганна Кербеке. Искусство немецкого Возрождения переживает свой расцвет в XVI веке.
Первое место по широте охвата материала принадлежит здесь собранию голландской живописи. Голландский бытовой жанр достиг наивысшего расцвета в 40-е годы XVII века. Домашняя жизнь рядовых голландцев, бюргеров и крестьян — главная тема многочисленных картин, создававшихся в эти годы, однако каждый маете вносил свои оттенки в ее решение. К тончайшим живописцам XV столетия принадлежит Терборх. Его «Портрет дамы с веером» замечателен благородным артистизмом замысла и поэзией серого тон Две картины Питера де Хоха в собрании музея («Утро молодого человека» и «Больное дитя») соответственно относятся к раннему позднему периодам его творчества; в них мы в полной мере ощущает особую интимность интонации, присущую его лучшим пилотам. Bыдающимися произведениями представлено в галерее творчество Эммануэля де Витте («Рынок в порту», «Внутренний вид церкви»), избравшего местом действия своих героев шумные рыночные площади городов и интерьеры церквей. Коллекция голландских натюрмортов в галерее музея дает возможность проследить за развитием этого специфического вида живописи на всех его этапах, начиная с картине основателей — гарлемских живописцев Питера Класа («Завтрак и Виллема Геды («Ветчина и серебряная посуда»). Интересен мал известный специалистам ранний натюрморт Бейерена «Завтрак». Гордость собрания музея — шесть картин Рембрандта, воплотившее в своем творчестве с неведомой до того глубиной и жилой мир человеческих чувств, духовную красоту человека. К числу лучших портретов, созданных Рембрандтом, следует отнести все три картины музея «Портрет старушки», «Портрет пожилой женщины», «Портрет Адри на ван Рейна», написанный в середине 50-х годов. Они относятся тому типу портретов в творчестве художника, который называется портретами-биографиями. Одним из шедевров Рембрандта является картина «Артаксеркс, Аман и Эсфирь». Драматическая коллиз передана здесь живописным сплавом красных и золотистых тоне пронизанных световым сиянием. Фламандская живопись XVII ctoлетия в собрании музея — это картины ее ведущих художников: Рубенса, Снейдерса, Ван Дейка, Иорданса. Этот раздел весьма скромен количеству экспонатов, но в целом он оставляет законченное впечаление. Пять картин Рубенса — главы фламандских живописцев — характеризуют его жизнеутверждающее искусство, прославляющее радость бытия, чувственную красоту человека и окружающей его природы. Образцом многофигурной композиции Рубенса па мифологии скую тему является его «Вакханалия». Великолепен но красоте и живописи, композиционной динамике, богатству фантазии эскиз «Aпофеоз герцогини Изабеллы».
Небольшое собрание испанских картин XVII века содержит все великие имена испанской живописи эпохи ее расцвета за исключением Веласкеса. И хотя в коллекции мало первоклассных произведений тем не менее все вместе они дают верное представление об особенностях испанского реализма, для которого характерны близость к на ре и суровая сдержанность образов. Наиболее известные картины собрания — фигуры святых Риберы, «Девочка — продавщица фруктов» Мурильо, а также «Натюрморт с часами» Переды.

Греческая терракота III-IV века до н.э 2

Греческая терракота III-IV века до н.э 2

В коллекции французской живописи XVII века находятся подлинники и шедевры. Центральное место принадлежит картинам Никола Пуссена и Клода Лоррена, глубоко и разносторонне представляющим лучшее художественное направление искусства этого времени — классицизм. Относящееся к раннему периоду полотно «Ринальдо и Альмида», один из шедевров музея, демонстрирует лучшие качества искусства Пуссена — возвышенную красоту чувств его прекрасных героев, стройную гармонию композиции и цвета. К высшим достижениям пейзажа относятся классически ясные картины Лоррена, и прежде всего «Похищение Европы». Рубеж XVII—XVIII веков во французской живописи представлен группой парадных портретов работы известных мастеров. Картины великого французского живописца XVIII века Антуана Ватто «Бивуак» и «Сатира на врачей» относятся к раннему периоду его творчества, их характеризуют реалистическая точность в деталях, ироническая острота характеристик, изысканная тонкость живописи.. В собрании имеется также несколько картин последователей Ватто. Одна из лучших среди них — «Дама в саду» Ланкре. Единственный ученик Ватто—Патер — показан картиной «Праздник майского дерева», достойной своего великого учителя. Музей обедает коллекцией картин Буше, разнообразно характеризующих творчество этого классического представителя рококо («Геркулес и Омфала», «Мельница» и другие). Восемнадцатое столетие во французском искусстве примечательно развитием различных жанров, нарастанием демократических тенденций в искусстве. Это направление представлено в музее двумя натюрмортами Шардена, картинами Фрагонара («Бедное семейство», «У очага»), Греза и других известных художников. Находящиеся в музее произведения главы революционного классицизма Давида были написаны им в XVIII столетии. Уменьшенный вариант картины «Андромаха, оплакивающая Гектора» 1вляется типичным примером обращения к античной истории художника-клинициста, черпающего вдохновение в героических деяниях прошлого. Два портрета («Автопортрет» и «Портрет молодого человека») характеризуют Давида как художника-реалиста.
Наиболее значительные творческие достижения итальянской живописи XVIII века связаны с Венецией. В картинной галерее находятся три картины ее величайшего мастера Джовании-Баттиста Тьеполо: ранняя алтарная композиция «Мадонна с младенцем и святыми» и блестящие живописные эскизы «Двое святых» и «Смерть Дидоны», из которых очевидно колористическое дарование художника. Музеи обладает весьма редкой фигурной композицией Гварди «Александр у тела убитого Персидского царя Дария».
Картин английских художников в музее немного, однако если мастера XVII и XIX веков представлены лишь отдельными разрозненными произведениями, то небольшая группа картин XVIII столетия позволяет судить о некоторых тенденциях английской живописи этого времени. С достижениями английского портрета мы знакомимся на примерах картин Хопнера «Портрет графа С. Р. Воронцова», Лоуренса «Портрет Салли Сиддонс». Жемчужиной коллекции является этюд Констебля «Вид на Хайгет с Хемпстедских холмов».

Зал итальянского искусства VII-VIII веков

Зал итальянского искусства VII-VIII веков

Зал Фламандского искусства VII века

Зал Фламандского искусства VII века

Живопись XIX столетия в собрании музея представлена большим числом первоклассных произведений. Главное место здесь занимает французская школа. Основополагающее для французского искусства первых десятилетий века направление — романтизм — показано на примере двух картин его главных представителей — Делакруа «После кораблекрушения» и Жерико «Этюд натурщика». Большой полнотой отличается коллекция картин французских пейзажистов 1830-х — 1870-х годов XIX века. В музее хранится собрание картин Коро, одного из самых поэтичных и одухотворенных пейзажистов XIX века. Среди лучших могут быть названы как ранние работы художника — «Утро в Венеции», так и произведения зрелого периода — «Порыв ветра», «Воз сена». Только пейзажами представлено в картинной галерее творчество Курбе. Самый значительный из них—«Хижина в горах» — написан в поздний швейцарский период. Маленькие картины Милле «Стога» и «Собирательницы хвороста» раскрывает качество художника, глубоко чувствующего поэзию сельского Собрание французских импрессионистов и постимпрессионистов лекции музея пользуется мировой известностью. Творчестве можно проследить в экспозиции музея, начиная от раннего «Завтрака на траве» и кончая работами десятых годов XX века, преобладают декоративные тенденции. Лучшие картины Моне Бульвар Капуцинок в Париже», «Руанский собор в полдень», «Стог сена в Живерни» отличают удивительная свежесть, воздушность, тонкость в передаче состояний природы и поэтичность ее восприятия. В картин Ренуара в собрании музея могут быть причислены его самых высших достижений. Едва ли существует у Ренуар совершенная «Обнаженная», чем та, которая хранится в музе тины на темы балета и скачек Дега отмечены печатью высокого мастерства. По крайней мере три из четырнадцати картин Сезана пейзаж «Берега Марны», натюрморт Персики и груши» и коллекция «Пьеро и Арлекин» — принадлежат к лучшим в творчестве самого крупного художника конца XIX — начала XX века. Сложный противоречивый мир Ван Гога с огромной художественно? выражен в его трагической «Прогулке заключенных», в «Красных виноградниках в Арле», а также в солнечном и светлом «Пейзаже Овере после дождя». Собрание картин Гогена в музее является одним из крупнейших в мире. Из картин, написанных им еще во Франции, наиболее известны «Кафе в Арле», «Фрукты и плоды», таитянского периода — «А, ты ревнуешь?», «Сбор плодов». Живопись первых двух десятилетий XX века в музее — это главным образом полотна крупнейших французских художников. Картины Пикассо «голубого» и «розового» периодов («Старый нищий с мальчиком», «Испанка с острова Майорки», «Девочка на шаре»), а его кубистические полотна («Портрет Воллара», «Королева «Изабо» «Дама с веером») постоянно запрашиваются зарубежными и на самые представительные выставки этого художника. Едва ли не лучшие в мире семнадцать полотен Матисса украшают стены и среди них «Красные рыбы», «Мастерская художника», «Танец вокруг настурций» и Марокканский триптих («Окно в Танжере» «Зора на террасе», «Вход в казба»). В галерее находится значительное число произведений французских художников начала XX века. Одной из главных задач дальнейшего развития картинной галереи музея в наши дни стало его пополнение произведениями XX столетия. Современный музей перестал быть только хранилищем памятников. Он активно вторгается в художественную жизнь, заявляете о своей позиции, в том числе своей политикой выставок и закупок. Коллекции живописи XX века, начиная с двадцатых годов, в музее весьма обширны, но недостаточно систематичны. Здесь экспонируются художники очень разные, но объединенные прогрессивной общественной позицией, обращением к реальному миру.
В залах картинной галереи Государственного музея изобразит искусств имени А. С. Пушкина в Москве на Волхонке coceдствует «Двенадцать апостолов» византийского мастера XIV века, Артаксеркс, Аман и Эсфирь» Рембрандта, «Красные рыбы» Матисса, «Рокко с патефоном» Гуттузо. Волей многих исторических обстоятельств в них соединились воедино судьбы художников, коллекционеров и зрителей многих стран мира. Молчаливые свидетели живут сегодня новой жизнью, которую им даем мы, наши чу мысли. Это чудо происходит каждый день. Оно и есть музей.