Culture and art

Культура и искусство

Гюстав Курбе Хижина в горах

Гюстав Курбе Хижина в горах. Холст, масло. 0,33 х 0,49

Гюстав Курбе Хижина в горах. Холст, масло. 0,33 х 0,49

Гюстав Курбе Хижина в горах

Гюстав Курбе (1819—1877) вошел в историю искусства как глава реалистического направления во французской живописи середины XIX столетия, проповедник социально действенного искусства и яростный поборник демократических идеалов. Он принимал непосредственное участие в героических событиях Парижской коммуны.

Художественные взгляды Курбе нашли свое наиболее законченное воплощение в жанровых композициях и портретах, в которых сам художник, обращаясь к своим современникам, стремился, по его словам, «передавать нравы, идеи, облик эпохи».
Начиная с 60-х годов Курбе постоянно занимается пейзажной живописью. Создав в этом жанре ряд выдающихся произведений, он изображал обычно лес со сценами охоты или виды моря. «Хижина в горах» написана Курбе, по-видимому, в 70-е годы, когда после разгрома Парижской коммуны он находился в изгнании и жил в Швейцарии. Горный швейцарский пейзаж должен был прийтись по сердцу Курбе, родившемуся в горах, всю жизнь крепко привязанному к родным местам и обычно черпавшему сюжеты своих картин из близкого ему окружения.
В маленьком полотне отчетливо проявились черты, характерные для живописного стиля Курбе. Свободная манера живописи, свежесть, а также небольшие размеры приближают его к этюду. Однако определенность и законченность, с которыми передан мотив, лаконичная монументальность композиции придают этому произведению выразительность и силу вполне завершенной картины.
Из этого безусловного доверия художника к натуре следует особая правдивость и достоверность его произведений, составляющих основу реализма Курбе. Отсюда и та естественность, с которой Курбе придаст масштабность самым обыденным мотивам. Так, например, в этой картине облик скромной хижины органично вписывается в глубокую массу корпчневато-зеленых гор, которые в свою очередь образуют ложе для далеких бело-голубых вершин мощных горных хребтов. Окружающее хижину пространство кажется безмерно огромным, а пейзаж в целом приобретает почти эпический характер. Перед лицом бесконечного мира маленькая, хижина подобна кораблю в океане.
В понятие реализма Курбе в качестве его отличительной черты входит особая предметность изображения видимого им мира. «Хижина в горах», как и многие другие картины Курбе, написана не кистью, а мастихином — специальным ножом, служащим художникам для растирания красок и очистки их с палитры. Для Курбе работа мастихином— это возможность придать краске плотность, фактурную объемность мазку, особую пластичность всей поверхности холста. В этой манере выявляются острая индивидуальность почерка художника и его замечательный артистический темперамент. Живописи Курбе присуще глубокое чувство цвета. Сравнительно с живописью художников романтического направления его палитра строже, скупее в цвете, по в ее тональных отношениях заключено большое богатство и глубина живописных оттенков.