Culture and art

Культура и искусство

Дежневская школа Чукотка

Дежневская школа Чукотка

Мастера Укм Вуквутагин, Хуват, Пасько

Дежневская школа Чукотка

В рамках советской культурной революции и политики поддержки малых культур косторезное дело на Чукотке стало быстро превращаться в главный вид художественного творчества местного населения.
Исключительно важным для развития косторезного промысла как вида народного искусства стал тот факт, что на Чукотку с 1930-х гг. стали направляться профессиональные художники и искусствоведы из Москвы и Ленинграда. Первым таким внешним наставником-консультантом был художник А.Л. Горбунков.

Дежневская школа Чукотка

САЛФЕТОЧНОЕ КОЛЬЦО. 1920-е гг. Автор Степан Еттуги (?).
Моржовый клык, d 7 х 5 см, ширина 4,5 см. Резьба, гравировка.
Сверху и снизу идут пояски с геометрическим орнаментом из треугольников. В центре по кругу крупные рисунки: изображена яранга и стоящий около нее чукча в цветной камлейке. Рядом нарты, укрепленные на земле воткнутым остолом. Едущий на нартах человек. Нарты запряжены двумя оленями. Ездск управляет ими с помощью вожжей (на рисунке полосы, идущие к каждому оленю). В правой руке погонялка (тины). Салфеточное кольцо — образец ранней наивной графики чукчей. Художник не знает пропорций. Лицо человека очень велико, олени крайне малы. Линии рисунка тонкие, гравировка сделана в основном тремя цветами — красным, зеленым и черным. Возможно, что данная вещь принадлежит Дежневе кии мастерам, Степану Еттуги или его детям. На это указывает трактовка лица и яркие пестрые кам лейки, встречающиеся на гравированных клыках этих мастеров.

Перед зрителем разворачивались величественные картины, повествующие о природе Арктики, о людях, живущих в этом суровом краю.
Относительная ограниченность тематики произведений компенсировалась их стилистическим разнообразием. Для многих гравированных клыков характерны крупный масштаб изображений, отсутствие перспективы, звучная цветовая гамма, построенная на сочетании контрастных тонов. Эти работы принадлежат так называемой дежневской школе — особому стилистическому направлению, созданному Петром Пенькоком, его младшим братом Степаном Еттуги и другими мастерами поселка Дежнев (чукотское название Кенишхун), расположенного неподалеку от Уэлена. Как пишет Т.Б. Митлянская об этих работах, «их композиция отличается особой ясностью, характер изображенных животных монументален, силуэт прост и выразителен, цветовое решение построено на декоративных контрастах, рисунок крупный, легко читаемый. Эти работы, рассказывающие об охоте на моряса, разделке кита и празднике в честь удачной охоты, отражают лучшие стилистические черты дежневской школы гравировки».

Дежневская школа Чукотка

Четырехгранный клык

Гравированный клык 1926 г. был исполнен Степаном Еттуги и содержит рассказ о морской охоте и разделке добычи, а также многие важнейшие сведения о самом поселке Дежнев и жизни его жителей. Вместе с другим гравированным клыком 1934 г., который приписывается самому Петру Пенькоку (он свои работы обычно не подписывал), обе эти работы содержат своего рода малую этнографическую энциклопедию о жизни береговых чукчей и эскимосов. Клык Пенькока изображает с фотографической точностью два поселка: на одной стороне — Дежнев, на другой — Уэлен. Т.Б. Митлянская считает, что Пенькок не мог создавать столь высокохудожественные произведения в середине 1930-х гг., ибо «по воспоминаниям уэленских мастеров, в то время Пенькок был уже стар и плохо видел».

Дежневская школа Чукотка

Четырехгранный клык

В действительности мастеру в 1934 г. было всего 36 лет, он имел дома свою мастерскую, где работал его брат Степан и их сыновья — Калята и Лайвыят. Умер мастер в 1944 г.
Заметим, что Горбунков прибыл на Чукотку уже после того, как были созданы такие шедевры, как клык Еттуги 1926 г.
И в этой связи встает большой вопрос об оценке воздействия посланца московской Академии художеств на косторезное искусство. В целом оно было, конечно, позитивным, но мощность и красота ранней дежневской школы со временем куда-то исчезли, перейдя в более изысканно прорисованные сложные композиции. Последняя работа самого Степана Еттуги — резной клык, сделанный для Уэленской мастерской в 1945 г., — заметно уступает по своим художественным качествам. Его можно только условно отнести к старой школе. Это скорее уже нарождающаяся уэленская традиция в ее редкой форме резных, а не гравированных клыков.

Дежневская школа Чукотка

САЛФЕТОЧНОЕ КОЛЬЦО. 1920-е гг.
Автор Петр Пенькок (?).
Моржовый клык. 4,5 х 6, 6,5 см. Резьба. Гравировка.
На салфеточном кольце изображены сцены оленеводства: олень и стоящий за ним пастух, яранга с открытым входом и стоящая перед ней женщина-чукчанка в меховом керкере и расписных, праздничных торбазах (сапогах из оленьей шкуры), пастух с посохом, пастух, ловящий оленя арканом (чаатом), бегущие олени.
По краю салфеточного кольца сделан узкий гравированный поясок. Черная штрихованная полоска.
Салфеточное кольцо — ранний и высокохудожественный образец. Несмотря на сувенирность вещи, гравировка сделана тонко. Наивность сочетается с точностью рисунка, выразительностью деталей Видны расшитые оленьим волосом узоры на торбазах женщины. Выразительны и лица охотников. Большие достоинства рисунка, композиции, орнамент камлейки говорят, что вещь принадлежит мастеру Пенькоку или его сыну Еттуги. По рисунку это салфеточное кольцо иное, чем предыдущее, тоже относящееся к дежневской школе.

Мастерам дежневской школы принадлежат уникальные предметы прикладного назначения, но не для быта аборигенов, а, скорее всего, для капитанских кают. Речь идет о салфеточных кольцах, которые делали по заказу местные мастера, сами никогда не участвовавшие в трапезах с применением салфеток, да еще и в кольцах! Этой же школе принадлежит письменный прибор и пресс-папье, богато украшенные гравировкой. В них отразилось почтение и тяга к получению образования, которые были тогда очень сильными среди местных жителей. Кстати, оба предмета были сделаны не для сувенирных целей, а для прямого назначения и использовались теми, кто учился грамоте и писал чернилами на бумаге.

Дежневская школа Чукотка

ВУКВУТАГИН (Укутагин, Уквутагин, 1898-1968), родился в Дежневе, умер в Уэлене, чукча, отец гравера Г. Тынатваль, резчик, член Союза художников СССР, заслуженный художник РСФСР. Награжден орденом Ленина. Резьбой начал заниматься с 1931 г. в косторезной артели, с 1933 г. работал в УКМ, с 1935 г. — заведующий УКМ. Участник художественных выставок, включая выставку декоративно-прикладного искусства в ГТГ в 1937 г. Основные работы — скульптуры животных, скульптурные композиции: оленьи упряжки и собачьи нарты с каюрами. Учитель многих чукотских резчиков, в 1950-1960-х гг. привлекал молодых резчиков для совместных работ. Работы находятся в РЭМ, СПГИХМЗ, МАЭ, МНИ, ЧОКМ, МОКМ.

Дежневская школа Чукотка

Гравированный клые Дежнев Уэлен

Дежневская школа Чукотка

ПИСЬМЕННЫЙ ПРИБОР С РУЧКОЙ и ножом для РАЗРЕЗАНИЯ БУМАГИ. 1920-Е ГГ. Автор из п. Дежнев.
Моржовый клык. 24 х 32 х 3,5 см. Резьба, гравировка. Длина ножа 21 см, длина ручки 16,5 см, длина пластинок-держателей 18 см.
Письменный прибор представляет собой узкий гравированный клык с тремя высверленными круглыми отверстиями, куда вставлена круглая вертикальная шкатулка (чернильница?) и две плоские конусообразные пластины — держатели письменных принадлежностей. Клык установлен на ножках.
На чернильнице изображена яранга, на крышке — охотничья сунка(?).
На держателях изображены двое мужчин и две женщины на каждой пластине. Мужчины одеты в меховые кухлянки, нерпичьи брюки, на голове — чукотский малахай. Один из мужчин держит в одной руке снеговыбивалку, в другой — меховую вставку, одевающуюся на шею на ремнях. Вставка на меховом костюме предохраняла грудь от ветра и инея при дыхании (по- чукотски вставка называется ванак- вын). Женщины одеты по-разному.
Одна в меховой кухлянке, украшенной ремешками — «хвостиками». Кухлянка сделана из меха пестрого оленя, любимого чукчами за декоративность, естественную нарядность. Подол (опу- ван) расшит орнаментальными вставками, оторочен мехом. Вторая женщина без головного убора, в керкере (меховом комбинезоне).
На основании прибора — клыке изображены сцены охоты и разделки моржа. Первая сцена: охотничья байдара, рядом лежат орудия труда — гарпун с поворотным наконечником, пых-пых — поплавок. Тут же результаты охоты: нерпа, разделанный морж — отрезанная голова, части тела. Вторая сцена — собственно разделка моржа на льдине. Вокруг огромного моржа работают трое охотников. Третья сцена — охота на моржей с байдары: рулевой, двое гребцов, гарпунер и бросающий поплавки (пых-пыхи) в байдаре. Раненый морж, плывущие моржи. Здесь и моржиха с моржонком на спине, и ныряющие животные. Один морж залезает на маленькую льдину, где уже лежит другой.
Ручка витая; на конце с плоским ножичком для разрезания бумаг; гравированные изображения с двух сторон: лежащий песец и бегущий олень.
Нож для разрезания бумага: рукоять — плоско трактованная фигурка нерпы, рельефом сделаны ласты. На лезвии гравированные рисунки с каждой стороны: на одной — лахтак у продуха, на противоположной стороне — нерпа, выглядывающая из полыньи.

Дежневская школа Чукотка

ПРЕСС-ПАПЬЕ. 1920-1930-е гг.
Мастер из п. Дежнев.
Моржовый клык. 8,5 х 12,5 х 5,2 см. Резьба. Гравировка. Цветной карандаш.
На верхней плоскости пресс-папье по обе стороны от ручки вырезаны две фигурки нерп. Головы нерп подняты и обращены к зрителю. Глаза, ноздри и рты окрашены черной краской. На этой же плоскости гравированное изображение плывущего кита и кольчатой нерпы перед полыньей.
На овальной части пресс-папье с одной стороны — рисунки, изображающие охоту с каяка на моржа. Зверобой бросил гарпун с поворотным наконечником. За спиной охотника — лежащая нерпа. С оборотной стороны изображена встреча моржа с белым медведем. Животные изображены друг против друга. Рядом полынья. В круглой полынье, близ медведя, плавающая нерпа.

ПЕНЬКОК ПЕТР (1889-1944), чукча, родился и умер в Дежневе. Охотник. Гравер. Работал в Дежневе в 1920-1930 гг. Имел домашнюю мастерскую, где работали его младший брат Степан Еттуги и их сыновья. Работы находятся в МАЭ и РЭМ.

ЕТТУГИ (Еттувги, Етувьи) Степан (? — 1940-е), родился и умер в Дежневе, чукча, брат гравера П.Пенькока, гравер, морской зверобой. Работал вместе с Пень- коком в семейной мастерской в 1920-х — 1930-х гг., участник выставки в ГТГ в 1937 г. Работы находятся в РЭМ, МНИ, МАА.