Culture and art

Культура и искусство

Деревянное кружево Костромы

Дом в стиле модерн на улице Энгельса, 25

Дом в стиле модерн на улице Энгельса, 25

Деревянное кружево Костромы

Время пощадило деревянные дома. Во многом это произошло по той причине, что в 20-х годах Кострома была лишена звания губернского города. Развитие и застройка ее были ограничены. И только в 50-х годах началось крупное индустриальное строительство, которое ведется преимущественно по окраинам города.
Тем не менее, особенно в последнее время, Кострома потеряла немало интереснейших деревянных домов. Со времени выхода первого издания книги «Деревянное кружево Костромы» (Ярославль, 1975 г) из 50 домов, показанных в книге, 20 уже нет.

Резьба дома (Энгельса, 42)

Резьба дома (Энгельса, 42)

Однако, эти «образцовые» фасады были созданы без учета реальных условий и не всегда отвечали требованиям жизни. Например, сборники фасадов, изданные в 1809-1812 годах, были предназначены, главным образом, для каменных зданий, тогда как в России, особенно в северных ее губерниях, строили, в основном, деревянные дома; не учитывались нужды купцов, у которых на первом этаже размещались лавки; не было образцов для угловых ( с острым и тупым углом) зданий и т.д. Поэтому отход от «образцовых» проектов был повсеместным. Но общие требования соблюдались. Эти требования определяли размер и количество окон (всегда нечетное), расстояние от окон до крыши и между окнами, внешнее оформление окон и всего здания, его окраску. Запрещалось строить деревянные дома в два этажа (мезонины и антресоли в счет этажа не входили).
Дом на углу улиц Энгельса и Войкова, 29/21. Типичная деревянная усадьба конца XVIII — начала XIX века. Точная дата постройки дома неизвестна, но уже в 1819 году дом принадлежит богатому помещику коллежскому советнику Ушакову В.А. После этого у дома сменилось несколько владельцев, прежде чем он в конце 80-х годов XIX века перешел во владение школы-интерната слепых детей, но не от Шиповых, как сказано во многих изданиях, посвященных Костроме, а от генерал-майора Кобелева.

Дом по улице Симановского, 14

Дом по улице Симановского, 14

Дом деревянный, одноэтажный, с каменным полуэтажом, антресолями, по оси фасада — портик с шестью дорическими колоннами. Окна оформлены строгими наличниками с лаконичной деревянной резьбой.
Несмотря на то, что дом небольшой, он производит впечатление крупного здания благодаря портику, строгой архитектуре и удачному расположению на углу улиц.
Дом, на месте которого был дом Шипова, находится на углу улиц Энгельса и Свердлова, 21/57. Он, хотя и старый, но построен не ранее 50-х годов XIX века. Наличие мезонина, а не антресолей, парадный вход со стороны улицы, резьба, украшающая дом,- плоская, пропильная- все это говорит о том, что он построен во второй половине XIX века.
Дом по улице Никитской 5 был снесен в 1971 году по причине строительства кондитерской фабрики. Это была, пожалуй, единственная дворянская усадьба, сохранившаяся целиком вместе с надворными службами, построенными в одном стиле с домом. Фамилия владельцев дома- усадьбы была Кобылины. Также назывался в начале XIX века и переулок, который стал со временем улицей Никитской.

Резьба дома (ул. Речная, 6)

Резьба дома (ул. Речная, 6)

Этот дом построен, хотя и в стиле классицизма, но не подходит ни под один из «образцовых» фасадов. Окна здания большие, с полукруглым верхом. Три окна в центре здания, отмечающие зал, ярко светились вечерами,когда устраивались балы, собрания.Вход в дом, как обычно для того времени, был со двора.
Квадратный двор ограничивался службами, построенными в том же стиле, что и дом. Со двора видны окна антресолей. Это характерная деталь дворянского дома начала XIX века. Так что, если у дома со стороны двора, под самой крышей, есть небольшие окна, то смело можно сказать, что дом построен не позднее середины XIX века.
Расположение комнат в доме анфиладное . Когда его разбирали, было видно, что дом построен из отличного материала, и мог бы служить образцом строительного искусства. Лепным украшением дома был фриз под крышей, состоящий из пальметок и розеток.
Подобный деревянный дом с лепными украшениями еще сохранился на улице Лермонтова, 14. Бревна сруба таких домов соединялись «в лапу» (в отличие от традиционного народного — «в обло» , снаружи покрывались тесом, часто имитируя рустовку каменных зданий.
Другим примером барельефной резьбы может служить резьба на наличниках дома 21 по улице Свердлова. Дом построен в начале XIX века и соответствует одному из «образцовых» фасадов. Это старыйдеревянный дом с прекрасной резьбой на наличниках, форма которых имеет большое сходство с наличниками каменных домов. Этот тип на­личника получил наиболее широкое распространение и на деревянных домах Костромы. Резьба не нарушает строгости наличника, подчинена его композиции.

Дом по улице Ленина, 19

Дом по улице Ленина, 19

Интересен также большой двухэтажный полукаменный дом по улице Энгельса, 34, восстановленный вскоре после пожара 1847 года. Дон построен в стиле классицизма, хотя лепные украшения — в стиле рококо .
Дома по улицам Симановского, 50 и Козуева, 37 построены в середине XIX века и также носят черты «образцовых» фасадов, хотя их декоративное оформление иного характера, чем, например, у дома по улице Свердлова, 21. Подобная же резьба и на наличниках дома по улице Козуева, 37, а также на некоторых других, более поздних домах.Она напоминает резьбу киота иконостаса. И это не случайно. Недалеко от Костромы было расположено село Большие Соли, входившее в Нерехтский уезд. Теперь это село называется Некрасовским и входит в состав Ярославской области. В этом селе издавна процветал промысел резьбы иконостасов. Мастера-резчики работали во многих городах: Петербурге, Москве, Ярославле и, конечно, в Костроме. Свое умение они распространяли и на резьбу наличников, о чем свидетельствуют несколько сохранившихся наличников в самом селе.

Резьба наличника дома (пр. Мира, 40)

Резьба наличника дома (пр. Мира, 40)

В некоторых случаях эта разностильность бро­сается в глаза.Примером может служить дом по улице Ленина 11. Дом был, хотя и небольшой, «в рост человека», но построен был в стиле классицизма, карниз украшен модульонами, а на наличниках — резьба с народным мотивом стилизованной землянички, выполненная пропильной резьбой.
В результате пожаров и сноса устаревших домов утрачено немало интересных памятников архитектурной резьбы по дереву. Но благодаря тому, что многие образцы имели свои повторения, мы можем судить о характере костромской резьбы того времени, во-первых, по лепке каменных домов, во-вторых, по образцам резьбы, сохранившейся в городах и селах Костромской и соседних областей.
На каменных домах Костромы первой половины XIX века часто встречается под крышей лепной фриз, состоящий из растительного орнамента. В Ипатьевском музее резьбы по дереву хранятся образцы лобовых досок с крестьянских изб, покрытых растительным орнаментом из стилизованных ветвей и листьев аканта. Поэтому есть основание считать, что и в городе было немало деревянных домов, украшенных подобными резными досками.
Но не только барельефная резьба встречается на наличниках первой половины XIX века. Имела место также долбленая или впалая резьба. Этим способом выполнялись, например, широко распространенные на наличниках домов средней полосы России полурозетки «репья». В Костроме домов с подобными наличниками сейчас насчитывается единицы, но раньше их было, по-видимому, много.

Дом по улице Терешковой, 66

Дом по улице Терешковой, 66

В середине XIX века Кострома представляла собой город, построенный в стиле классицизма, но на окраинах, где ютился простой люд — ремесленники, крестьяне, отставные солдаты, — строились обыкновенные крестьянские избы.
Крестьянская изба северного типа того времени отличалась от более поздней тем, что крыша укреплялась на самцах, а не на стропилах. Примером может служить дом Ершова из деревни Портюг Межевского района, находящийся сейчас в Ипатьевском музее-заповеднике деревянного зодчества.Хотя дом построен в середине XIX века,архитектура его полностью соответствует традициям крестьянского зодчества
века. И это вполне объяснимо, так как влияние города, проникновение новых тенденций в таком отдаленном районе, как Межевской, было затруднительным.
Резное украшение дома очень скромное и традиционное. Причелины дома также украшены зубчатым орнаментом, наложенным на гладкую доску. Стоит отметить, что зубчатый и ступенчатый орнаменты различной конфигурации и сложности были широко распространены в древней русской архитектуре XVI-XVIII веков. Этот орнамент украшает столбы деревянных церквей Петра и Павла в селе Вирта Архангельской области и в селе Пу- чуга Вологодской области (XVIII век). Он встречается и на домах Костромы в самых различных комбинациях и вариантах. Примером может служить дом на углу улиц Депутатской и Борьбы, построенный в 1854 году, украшенный двумя рядами ступенчатых досок.
Другой элемент — «колесо», или «солнце» — также был широко распространен по всей средней полосе и северу России. Он встреча­ется на наличниках, причелинах деревянных домов и церквей, прялках
XVIII века. В качестве примера можно привести украшение «косящатого» окна избы в селе Кондратьевском Архангельской области конца XVIII века.

Наличник дома (ул. Ленина, 21)

Наличник дома (ул. Ленина, 21)

Деревянный дом Ершова из деревни Портюг — наиболее совершенный образец богатой крестьянской избы. Большинство изб было победнее. Писемский, замечательный бытописатель, очевидец того времени, в своих произведениях неоднократно упоминает мещанские домики с волковыми окнами. Эти окна почти никогда не украшались.
В самой Костроме, пожалуй, не сохранилось образцов народной резьбы первой половины XIX века, но расцвет домовой резьбы в конце XIX века говорит о том, что это искусство жило в народе всегда.
Во второй половине XIX века происходят социальные изменения в обществе. Дворянство утрачивает свои прежние позиции, главной материальной силой общества становится купец, промышленник.
После отмены крепостного права большое количество крестьян уходит в город, переходя в мещанское, купеческое сословие или пополняя ряды рабочих.
Меняется облик жилого дома. Теперь уже строят не по образцовым фасадам, а по индивидуальным проектам. Дома с антресолями перестали строить, в моду входит мезонин. Если раньше вход в дом был со двора, то теперь делается парадный вход с улицы. Чаще строят деревянные доходные дома.И в декоративной отделке зданий появляется больше разнообразия.

Наличник дома по улице Князева, 3

Наличник дома по улице Князева, 3

Однако, есть дома, которые резко выделяются на общем фоне и носят черты современных тому времени тенденций.
Характерным в этом отношении может быть дом на углу улиц Энгельса и Свердлова (21/57), построенный между 1855 и 1862 годом. Резьба, украшающая дом, плоская, пропильная. Внешнее оформление дома далеко не в стиле классицизма. Интересен парадный вход. Массивные резные столбы поддерживают с помощью металлических кронштейнов двускатную крышу крыльца. Кронштейны укреплены внутри, их не видно. Видны лишь резные деревянные вееры по бокам. Непосредственно по косякам дверей идет шашечно-пирамидный орнамент. Все это создает впечатление богатства и некоторой тяжеловесности.
Интерес представляют два дома по улице Ленина, стоящие рядом: 19 и 21, построенные в 70-х годах. Они очень отличаются как друг от друга, так и от «образцовых» проектов. Дом N 21 — двухэтажный или, вернее, одноэтажный с мезонином и двумя летними пристройками к мезонину. Количество окон и их расположение также не отвечают требованиям классицизма. Наличники окон дома украшены рельефной резьбой иконостасного типа. Такими же резными были и ворота дома.

Именной наличник (ул. Шагова, 13)

Именной наличник (ул. Шагова, 13)

Дом по улице Советской 50 -постройка того же времени. Хотя он выстроен «под камень», в нем также нет ничего общего с классицизмом. Дом построен, несомненно, по индивидуальному проекту, богато декорирован. Подражание камню не слепое. В отдельных случаях дерево выступает в собственной фактуре и не может быть заменено ни лепкой, ни камнем.
Несмотря на то, что все названные дома, а также дом по проспекту Мира 43, о котором речь будет впереди, отличаются друг от друга по стилю, их объединяет богатство, пышность декоративного убранства и его эклектичность. Этот стиль вполне может быть назван «купеческое барокко».
Дом по улице Терешковой, 66 построен в 1878 году. Он представляет собой шедевр строительного искусства.Сделан дом наславу. Нижний этаж, как обычно, каменный, верхний — деревянный. За 100 лет существования дом ни разу не подвергался капитальному ремонту (за исключением перекрытия крыши). Стволы сосен для сруба подобраны ровные, как свечи, без единого сучка. Все деревянные детали (рамы, двери, полы) сделаны из хорошо просохшего материала, благодаря чему в них нет рассыхания и перекосов. Пол настлан так хорошо, что кажется, будто он состоит из очень широких досок. Красивы и удобны медные ручки у дверей и окон.
Декоративный убор наружной части дома выполнен в народном духе, очень тонкий, кружевной, не шаблонный. Чувствуется хороший вкус и творческая рука мастера. Особенно интересны стилизованные изображения человека и других фигур на досках, прикрывающих торцы бревен.

Балясины (улица Смоленская, 25)

Балясины (улица Смоленская, 25)

После отмены крепостного права усилился приток крестьян в город. Часть обнищавшего крестьянства вступала в ряды пролетариата и жила в бараках или доходных домах, другие, побогаче, строили себе домишки типа деревенских изб. Занимаясь ремеслами, торговлей и предпринимательством, многие из них на месте маленьких поначалу домов строили затем более крупные, двухэтажные. Так, крестьянин Ершов в 1883 году (на месте дома N 43 по проспекту Мира) имеет одноэтажный деревянный дом, а в 1890 году он, уже купец Ершов, строит на этом месте двухэтажный дом.
Дом N 63 по улице Свердлова напоминает теремной дворец. В последние годы своего существования он стал очень ветхим.Но решено было его возродить. Сейчас его разобрали с тем, чтобы построить заново.
Выгодно расположен на одном из оживленных участков улицы Симановского дом N 14, поэтому это один из интересных туристских объектов. И не случайно он был реставрирован одним из первых деревянных домов. Причем, в процессе реставрации сруб сгорел. Поэтому решили сделать стены из кирпича, обшив их тесом. Если раньше старались деревянным домам придавать вид каменного, то сейчас, наоборот, каменному дому придали вид деревянного.
Таких домов в Костроме немного, и они добавляют разнообразия в деревянную архитектуру Костромы, не нарушая общей гармонии.

Нижняя часть наличника (Энгельса, 3)

Нижняя часть наличника (Энгельса, 3)

В конце XIX века плоская пропильная (сквозная) резьба становится преобладающей при украшении деревянных домов. Считается, что этот способ резьбы более легкий, более простой, поэтому менее интересный. Будто бы, раз применялся шаблон,значит искусства здесь нет.
Известно, что и рельефная резьба тоже, как правило, не выдумывалась, а бралась с каких-то образцов. Поэтому, можно утверждать, что и в поздней резьбе конца XIX — начала XX века были и творчество и ремесло. Если, к примеру, орнамент типа «полотенце» широко распространен в Костромской области, это не значит, что все мастера друг у друга копировали. Имеется много вариантов этого орнамента.
Орнамент, идущий вдоль карнизов и причелин, иногда напоминает резьбу из жести. Но из-за меньшей прочности дерева, по сравнению с жестью, узор делается более крупным, более лаконичным.

Дом по улице Советской, 50

Дом по улице Советской, 50

Некоторые узоры плоской резьбы как по функциям, так и по форме, заменили рельефные изображения каменной или деревянной архитектуры эпохи классицизма. Так, в период классицизма было модным украшать дома балясинами, которые, как правило, располагались под окнами. Например, дом Дворянского собрания (ныне Художественный музей)- каменный, по улице Смоленской 25 — деревянный — украшены балясинами под окнами. Плоский орнамент, напоминающий балясины, имеется под окнами домов 32 и 50 по улице Советской, дома N 37 по улице Энгельса и многих других. Причем, в отдельных случаях этот орнамент повторяет контуры балясин (Энгельса, 37), в других же случаях этот орнамент как-то трансформируется в целях большего декоративного эффекта.
II, III, IV, V группы. Развитие наличников этих групп настолько сложно, что трудно иногда бывает отнести наличник к той или иной группе. Например, наличник типа «полотенце» можно отнести ко II группе, хотя это и не сразу заметно. В наличниках
II и III групп узор может развиваться вверх от «крыши» — верхней горизонтальной доски. V группу составляют наличники типа барокко. Существуют и более простые виды украшения окон резьбой.
К этому времени получили свое развитие и другие виды украшений: кружевные дымники и водосточные трубы, решетки над парадным входом. Все это создавало образ затейливой, кружевной, нарядной Костромы.

Деревянное кружево Костромы

Деревянное кружево Костромы

Дом начала XIX века (Энгельса, 29, 21)

Дом начала XIX века (Энгельса, 29, 21)

Дом по улице Свердлова, 15

Дом по улице Свердлова, 15

Дом по улице Энгельса 42

Дом по улице Энгельса 42

Наличник дома (Свердлова, 15)

Наличник дома (Свердлова, 15)

Наличник середины XIX века (Галич)

Наличник середины XIX века (Галич)

пр. Мира, 43

пр. Мира, 43

Резьба дома (Симановского, 50)

Резьба дома (Симановского, 50)

Фрагмент резьбы слухового окна (ул. Борьбы, 43)

Фрагмент резьбы слухового окна (ул. Борьбы, 43)