Culture and art

Культура и искусство

Джованни Баттиста Тьеполо Двое святых

Джованни Баттиста Тьеполо Двое святых 1696—1770. Холст, масло. 0,61 х 0,36

Джованни Баттиста Тьеполо Двое святых 1696—1770. Холст, масло. 0,61 х 0,36

Джованни Баттиста Тьеполо Двое святых 1696—1770

Высшие достижения итальянской живописи XVIII столетия связаны с именем венецианского художника Джованни Баттисты Тьеполо. Мастер грандиозных декоративных ансамблей, он также много работал в области станковой живописи. В даровании Тьеполо счастливо соединились поразительное по масштабу и блеску мастерство гениального режиссера-декоратора и мощный темперамент художника, глубоко и сильно чувствующего свое время.

Джованни Баттиста Тьеполо Двое святых. Фрагмент

Джованни Баттиста Тьеполо Двое святых. Фрагмент

Эти качества искусства Тьеполо ярко ощутимы в картине «Двое святых». Свободная манера исполнения, отсутствие проработки деталей и небольшие размеры при явно монументальном замысле указывают на то, что полотно «Двое святых» является скорее всего эскизом к большой композиции. В этой связи некоторые ученые высказывают ряд предположений, наиболее интересным из которых является гипотеза О. И. Лавровой, сближающей данный эскиз с алтарной картиной «Святой епископ Максим и святой Освальд (король Вортумберлендский)», находящейся в церкви Сан Массимо в Падуе. Вместе с тем элементы композиции и архитектурные мотивы, имеющиеся в данном эскизе, можно найти и в некоторых других картинах Тьеполо, что доказывает, насколько долго и настойчиво художник искал наиболее выразительные решения. Эти аналогии позволяют отнести картину к 40-м годам XVIII века.
Картина поступила в музей в 1931 году из собрания И. С. Остроухова в Москве. Па подрамнике набит кусок первичного холста с надписью, сделанной, возможно, самим Тьеполо: «Regulo fatto dal padre a Gian Domo Tiepolo» (подарок, сделанный отцом Джан Домо Тьеполо). Из этой надписи следует, что Тьеполо сам подарил картину своему сыну, тоже художнику — Джованни Доменико Тьеполо.