Culture and art

Культура и искусство

Джон Констебель

Джон Констебель

Джон Констебель. Вид на Хайгет с Хемпстедских холмов. Картон, масло. 0,24 х 0,30

Джон Констебель Картина Вид на Хайгет с Хемпстедских холмов

В свое время картины Джона Констебля (1776—1837), великого английского пейзажиста начала XIX века, приводили в недоумение отечественных знатоков своей удивительной простотой и неприкрашенной правдой. Любителям живописи, привыкшим восхищаться красотами итальянских видов или величественных античных руин, непритязательные полотна Констебля, изображающие скромные уголки деревенской Англии, казались грубыми и шокирующими.

Их возмущала и новая живописная «техника мастера, его смелый свободный мазок, не имеющий ничего общего с гладкой, зализанной манерой его современников. Они не могли понять желания Констебля писать всегда только с натуры, чтобы передать непосредственное ощущение виденного и уловить все изменения атмосферы и освещения. Непонятый у себя на родине, Констебль впервые встретил восторженную оценку лишь во Франции, когда послал на выставку парижского Салона 1824 года несколько своих произведений. Не кто иной, как Стендаль, сразу выделил его из всех других пейзажистов, представленных в Салоне, а молодой Делакруа, увидевший накануне вернисажа изумительные по силе и свежести полотна Констебля, в одну ночь переписал по-новому весь задний план своей картины «Хиосская резня». Несколько позднее художники-барбизонцы, встав на путь реалистического обновления -французского пейзажа, в свою очередь воспользовались многими уроками Констебля. В Англии признание и слава пришли к Констеблю лишь полвека спустя после его смерти. Сейчас картинами этого художника, которого справедливо называют отцом реалистического пейзажа нового времени, гордятся лучшие музеи его страны. В европейских собраниях работы Констебля встречаются редко.
«Вид на Хайгет с Хемпстедских холмов» Государственного музея изобразительных искусств — единственная работа этого мастера в Советском Союзе. Изображена поросшая кустарником холмистая долина с виднеющимися вдалеке домами и острым шпилем Хайгетской колокольни на горизонте. В наши дни Хайгет уж давно стал одним из районов Лондона, но во времена Констебля это было живописное загородное местечко, где художник прожил последние годы своей жизни. Именно здесь было создано большинство его известных работ зрелого периода и ряд небольших по размеру картин, написанных прямо с натуры. К их числу относится и «Вид на Хайгет» московского музея. Художник замечательно передает здесь ощущение большого пространства, уводящего взор к горизонту. Интенсивная красочная гамма с ее разнообразными оттенками темно-зеленых, рыжих и серых тонов великолепно характеризует все богатство и мощь констеблевского колорита. Широта и обобщенность письма сочетаются у Констебля с точной фиксацией виденного, а свежесть и непосредственность впечатления — с монументальной завершенностью композиции, заставляющей забыть о малых размерах картины.
Поступила в ГМИИ имени А. С. Пушкина в 1928 году из Государственного музейного фонда в Ленинграде.