Culture and art

Культура и искусство

Джотто ди Бондоне

Джотто ди Бондоне

Джотто. Сон Иоакима. Фреска. Капелла Скровеньи. Падуя. 1305—1306.

Джотто ди Бондоне

Взгляд зрителя так и скользит по склону левой скалы в сторону Иоакима. Фигура спящего наклонена влево, и наш глаз легко схватывает встречный наклон в фигурах пастухов, в очертаниях расселины; справа возвышающиеся друг над другом объемы — фигура Иоакима, навес, вторая скала на разные лады повторяют одну и ту же трапециевидную форму с выступом влево. Каждая линия находит у Джотто соответствие или продолжение в другой. Краски скупы, но приятны для глаза, мощно вылеплены объемы.

Джотто ди Бондоне

Джотто. Благовестив Анне. Фрагмент. Фреска. Капелла Скровеньи. Падуя. 1305—1306

Сделано это так убедительно, что мы не сразу замечаем разницу в масштабах главной фигуры — Анны, и второстепенной — служанки. Каждая из них соотнесена с интерьером, а оба интерьера, в свою очередь, удачно соединены.
Достигнуто это скорее условными средствами, чем реалистическими, но общий эффект правдив, и сила его остается непревзойденной.

Джотто ди Бондоне

Джотто. Бегство в Египет. Фреска. Капелла Скровеньи. Падуя. 1304—1305.

И требовать большего правдоподобия так же нелепо, как добиваться от поэтов, чтобы они отменили рифму.
Попробуйте мысленно исправить «ошибку» Джотто: приподнимите навес над Иоакимом, вообразите его настоящей кровлей. Вы сразу увидите, что фигура теряет главенствующее положение в композиции и становится менее мощной. А у Джотто — чарующая двойственность. Навес отнесен вглубь, а в то же время увенчивает фигуру. Иоаким словно бы замкнут в тесном уголке, но одновременно находится в открытом пространстве.

Джотто ди Бондоне

Джотто. Воскресение. Фрагмент (Мария Магдалина).Фреска. Капелла Скровеньи. Падуя. 1304—1305.

Между тем объем сохраняет монументальную простоту, даже спящий, расслабленный человек кажется очень мощным. Взгляните на красивое изображение Магдалины из другой фрески капеллы дель Арена. Как выразительны по контрасту с плотным массивом фигуры высвобожденные из-под покрывающего ее плаща протянутые руки!
Джотто создает объемы с помощью светотени. Тени, падающие от людей и предметов на окружающее, он не показывает. Как настоящий мастер настенной росписи, Джотто добивается того, чтобы изображения только казались объемными, но изображенное пространство было не слишком глубоко. Поэтому он выстраивает фигуры и вещи вдоль плоскости стены, хотя и в нескольких расположенных друг за другом слоях пространства, и в каждом слое чуть уплощает переднюю поверхность объемов, чуть приближая их к форме куба. Куб ведь и очень объемен, и лишен выпуклости, если смотреть только на одну его сторону. Чтобы еще более усилить подобный эффект, художник не делает различий между тканью, деревом, камнем — все они кажутся у него сделанными из одного вещества. Но таково уж искусство: жертвуя одним, добиваются непревзойденной силы в другом.

Джотто ди Бондоне

Джотто. Благовестив Анне. Фрагмент. Фреска. Капелла Скровеньи. Падуя. 1305—1306.

Здесь не просто сравнение двух вплотную придвинутых друг к другу лиц (а Джотто всегда интересно сближает человеческие лица). Но этот контраст затерялся бы в массе голов, не будь лица Христа и Иуды оттенены широким плащом, покрывающим обе фигуры, и не будь этот плащ узловым местом в общем ритме композиции.
Во фреске «Бегство в Египет» бегут им навстречу и остаются позади показанные на втором плане скалы, увенчанные деревьями. Встречность этого ритма подчеркнута наклоном форм в сторону, противоположную движению людей. В общем ритме участвует каждая деталь, невозможно убрать даже круглый кувшинчик у пояса мальчика. Фреска полна движения и одновременно очень устойчива. Попробуйте поглядеть на нее в зеркало — ослик не помчится в обратную сторону, как это часто бывает, а будет вышагивать так же мерно. Таково сложное и мудрое искусство Джотто, которое кажется столь простым.

Джотто ди Бондоне

Джотто.Взятие Христа под стражу, Фреска. Капелла Скровеньи. Падуя. 1304—1305.