Culture and art

Культура и искусство

Дымковская игрушка

Дымковская игрушка

Л. Фалалеева. Чем богат наш вятский край. 1972—1973.

Дымковская игрушка

В центре города Кирова стоит современное кирпичное здание — мастерские. Глядя на него, вряд ли подумаешь, что здесь рождается одна из чудесных «сказок» русского народного искусства. А ведь это так: в небольших светлых комнатах работают мастерицы прославленной дымковской игрушки. На столах теснятся фигурки нарядных барынь под зонтиками, гуляющих парочек, водоносок, веселых медведей и важных индюков, мужичков, торгующих разными товарами, лихих всадников. Звучащая в полную силу красок роспись придает им ликующе радостный облик. Точно огоньки, поблескивают наклеенные местами квадратики сусального золота. Фигурки эти больше по традиции называют «игрушками». Но перед нами самостоятельные произведения искусства, в которых дошли до наших дней и успешно развиваются самобытные традиции народной культуры древней вятской земли.

А. Мезрина. Водоноска. Барыня. 1920—1930-е гг.

А. Мезрина. Водоноска. Барыня. 1920—1930-е гг.

Глина — достаточно хрупкий материал: со временем игрушки ломались или разбивались. Именно в советское время началось возрождение старинного промысла, пришедшего в упадок в конце прошлого столетия. Тогда серьезную конкуренцию глиняным фигуркам составили гипсовые литые статуэтки, которые делались в подражание фарфоровым. Простые в исполнении, они буквально заполонили рынки, почти ликвидировав спрос на изделия народных мастеров. Лишь А. А. Мезрина с двумя дочерьми продолжала лепить игрушки, зарабатывая ими гроши.
Творчество этой выдающейся дымковской мастерицы открыло новую страницу в истории промысла. Игрушки Мезриной всегда можно отличить от работ других авторов, так ярок и своеобразен ее почерк. Любимые сюжеты мастерицы — барыни с муфтой или ридикюлем, кормилицы с детьми, водоноски, всадники и всадницы, коровы, кони, козлы, наряженные в смешные штанишки. Небольших размеров фигурки приземисты, монолитны, статны. Как подлинную скульптуру, их можно рассматривать со всех сторон, но лучше всего спереди. В нарядной росписи много малиновых, темно-зеленых, желто-оранжевых, синих красок, которые создают напряженную цветовую гамму, характерную для Мезриной. Большое внимание мастерица уделяла и орнаменту. Такие «лица» не только у человечков, но и у коней, коров, медведей.
В творчестве Мезриной сложился тот тип дымковской игрушки, который мы знаем и сегодня: характерные образы, выразительная пластика, цельность силуэта, отсутствие лишних деталей, яркая роспись. На игрушках Мезриной можно учиться классическим приемам создания дымковских фигурок; им следуют и современные мастера. Только вместо анилиновых красок сейчас используется синтетическая темпера.
Из красной глины и песка замешивается на воде глиняное тесто. Сначала из него лепят «ступку» — колокол-юбку с торсом — основание каждой фигурки. Вылепленные фигурки два-три дня просушивают при комнатной температуре, а потом в течение нескольких часов обжигают. Раньше обжиг производился в русской печке, сегодня — в специальных муфельных электропечах. После обжига игрушки грунтуют — прежде мелом, разведенным на молоке, теперь белилами. Как только грунт просохнет, фигурка готова для росписи. Каждая мастерица рисует лица своих героев, придавая им определенное выражение, выбирает те или иные цветовые сочетания, соотношения орнамента и белого фона на одежде. Так общие приемы лепки и росписи воплощаются во множестве вариантов, приобретают неповторимые черты личной манеры автора.
Каждая из них внесла заметный вклад в развитие промысла. Е. А. Кошкина, например, любила делать композиции из нескольких фигур, раскрашивая их ярко, празднично, часто контрастным сочетанием красок. Е. И. Пенкина обогатила игрушку сказочными персонажами, заимствованными из фольклора. Она лепила отдельные фигурки, но стремилась придать им движение.

В. Кошкина. Няньки с детьми. 1930-е гг.

В. Кошкина. Няньки с детьми. 1930-е гг.

Большую помощь мастерицам в те годы оказывал А. И. Деньшин. Вятский живописец, он еще в молодости увлекся красочными глиняными фигурками и много сделал, чтобы привлечь к ним внимание. Например, издал первые альбомы, причем собственноручно их раскрасил. Советы его помогали мастерицам в работе, в обращении к новым темам.
Произведения старейших дымковских игрушечниц служат классическими образцами, на которых учились и учатся все последующие поколения мастериц.Если О. И. Коновалова работала в манере, близкой ее матери, то каждой из остальных свойственны особые пути в развитии местных традиций.
Как самой мастерице, так и игрушкам
3. В. Пенкиной присущи доброта и наивная непосредственность. С неистощимой фантазией старейшая ныне игрушечница создает многофигурные композиции — наборы на темы сказок и литературных произведений. В 1974 году Пенкина сделала 87 фигурок по мотивам «Сказки о царе Салтане А. С. Пушкина. Из них можно составлять целые группы, раскрывающие содержание сказки. Тут и простодушный царь Салтан, и нежная царевна-Лебедь, и мужественный Гвидон, и белка, что грызет золотые орешки под охраной стражников, и 33 богатыря с дядькой Черномором. А завершает это своеобразное игрушечное повествование рассказчик с кубком меда, из которого «по усам текло, а в рот не попало.
Игрушки Е. И. Косс-Деныпиной поражают острыми выразительными характеристиками героев, изысканным сочетанием красок. Каждая фигурка расписана в определенной цветовой гамме. Особенно нарядны индюки — важные, надутые, они соперничают друг с другом своими красивыми хвостами, распустившимися веером.
Скромные на вид работы Е. 3. Кошкиной запоминаются простодушием характеров персонажей, только этой мастерице присущими сочетаниями голубого, сиреневого, палевого и желтого цветов. Ее любимые герои — это сельские жители, занимающиеся крестьянским трудом.

Л. Иванова. Обед на сенокосе. 1973—1974.

Л. Иванова. Обед на сенокосе. 1973—1974.

Сегодня эстафета перешла к новым поколениям мастериц. Среди них люди разного возраста и творческих почерков. Но всех объединяет любовь к глиняной игрушке, ответственность за судьбу уникального промысла, которая находится буквально в их руках.
Рядом с традиционными барынями, няньками, свистульками в современной игрушке появились и новые темы: жизнь деревни, сельский труд, народные праздники, тема гражданской войны. Но далеко не всякий сюжет может найти отражение в игрушке с ее условностью лепки и яркой росписью. Только тот, что овеян сказкой, романтикой истории, становится доступен своеобразному языку глиняной пластики. Обновляя содержание привычных образов, мастерицы создают многофигурные композиции, рассказывающие о новых явлениях жизни, исторических событиях. Ряд за рядом скачут на сказочных конях всадники в буденовках — лихая конница времен гражданской войны. Это работа Н. П. Трухиной. Пять статных нарядных девушек несут на подносах хлеб, овощи, грибы и ягоды, глиняные игрушки — многое из того, «чем богат наш вятский край». Так и назвала свое произведение JI. С. Фалалеева.
Современные мастерицы работают и над выразительностью образов игрушки. Так, фигурки Н. Н. Сухановой изящные, хрупкие, овеянные нежной грустью. Характеры героев В. П. Племянниковой всегда преувеличенно острые, гротескные. Персонажи Л. С. Фалалеевой курносые, задорные, веселые.
По-прежнему среди игрушек много зверей-свистулек. Медведи, зайцы, коровы, бараны, трехголовые коники всегда несколько очеловечены. Добрые и дурашливые, они на равных правах с человеческими образами участвуют в современной жизни, в перипетиях сказок.
В росписи мастерицы свободно пользуются всей богатой палитрой. У А. В. Кузьминых, например, краски приглушенных, блеклых оттенков. A JI. А. Иванова предпочитает контрастную яркость, звучащую полным голосом чистоту цвета.
Дымковскую игрушку одинаково любят и взрослые и дети. Она несет жизнеутверждающие традиции народной культуры. И, точно маленькое солнце, озаряет своим присутствием все вокруг.
В оформлении статьи использованы также фотографии работ В. Племянниковой, Е. Смирновой, Н. Трухиной, Л. Фалалеевой.

Н. Суханова. Гуляющие пары. 1965—1969.

Н. Суханова. Гуляющие пары. 1965—1969.