Culture and art

Культура и искусство

Жан-Батист Камиль Коро

Жан-Батист Камиль Коро Утро в Венеции. Холст, масло. 0,27 х 0,40

Жан-Батист Камиль Коро Утро в Венеции. Холст, масло. 0,27 х 0,40

Жан-Батист Камиль Коро Утро в Венеции

Когда называют имя Коро, перед глазами встают мягкие серебристые сумерки или туманный рассвет с серыми силуэтами деревьев на светлом небе, или тихий пасмурный день, окутанный дымкой моросящего дождичка — все те задумчивые, лирические пейзажи, тихую прелесть которых так поэтически воспел художник. Но «Утро в Венеции» говорит нам о совсем другом Коро, солнечном и ясном, чья красочная гамма строится не на приглушенных тонах, а на сверкании золотистого освещения и голубого неба. На картине изображена набережная Большого канала ранним летним утром.

Справа виден уходящий вглубь фасад дворца Дожей, светлое здание библиотеки Сансовино с колоннами св. Марка перед ней. А вдали, на фоне ослепительно лазурного неба, сияет белоснежная церковь Санта Мария делла Са- д люта, на куполе которой играют розоватые блики утреннего солнца. По золотистым плитам набережной движутся редкие прохожие. Их фигуры отбрасывают длинные тени, говорящие об утреннем часе. Ясной определенности цветового решения соответствует и ясность пластической трактовки, подчеркивающей выразительность архитектурных форм и четкое построение пространства, уходящего в глубину.
Коро написал свою картину в 1834 году, когда он предпринял второе путешествие в Италию, и «Утро в Венеции» поражает конкретностью и свежестью вйдения. В ней чувствуется сила первого впечатления, поразившего художника. По композиции, по цвету она абсолютно оригинальна.
В ней нет никаких реминисценций классических примеров, никакой нарочитой «живописности» молодой романтической школы. Искренность и непосредственность в передаче виденного — вот чем руководствовался Коро в своей живописи. Отсюда такая самостоятельность его творчества, не вписывающегося ни в какие стили или направления, отсюда и то различие в подходе к изображению природы, которое делает его «Утро в Венеции» внешне столь непохожим на его поздние полотна, созданные в другом окружении и под другим небом. Вариант картины находится в музее города Мельбурна в Австралии Картина поступила в Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в 1938 году из собрания П. М. Дейнеки в Киеве.