Culture and art

Культура и искусство

Жан-Батист Патер Майский праздник

Жан-Батист Патер Майский праздник. Холст, масло. 0,34 Х 0,44

Жан-Батист Патер Майский праздник. Холст, масло. 0,34 Х 0,44

Жан-Батист Патер Майский праздник

Так же как и люди, картины имеют свои судьбы, полные порой самых неожиданных превратностей. Картина Патера (1695—1736) «Майский праздник», входившая в течение XVIII века в состав наиболее знаменитых собраний эпохи, известная по описаниям и гравюре, вдруг исчезла из поля зрения знатоков и коллекционеров. Последнее упоминание о ней давал каталог одной художественной распродажи 1805 года, а далее в течение более полутораста лет о ее местонахождении ничего не было известно.

Если о ней где-либо и упоминалось, то только как о давно утраченном произведении мастера. Однако картина не погибла. Неизвестно, каким путем она попала в Россию, где, сменив несколько владельцев, вошла, наконец, в собрание Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Теперь вновь опубликованная и описанная, она занимает свое почетное место в зале французского искусства XVIII века.

Жан-Батист Патер Майский праздник, Фрагмент

Жан-Батист Патер Майский праздник, Фрагмент

Автор «Майского праздника» Жан-Батист Патер был земляком и единственным учеником Антуана Ватто. Среди многочисленных подражателей и последователей гениального мастера Патер, без сомнения, стоял к нему ближе всех остальных. Тема галантный празднеств, которой Ватто придал такое глубокое и лирическое звучание, становится излюбленной темой и его ученика. Конечно, работам Патера далеко до тонкой поэтичности произведений Ватто, и зачастую он лишь бездумно перепевает мотивы своего замечательного учителя, используя типы его персонажей и композиционные приемы, но это не мешает ему оставаться одним из самых утонченных колористов своего времени, соединившим фламандскую живописную традицию с французским изяществом и вкусом. Картина «Майский праздник», судя но всему выполненная в начале 1730-х годов, принадлежит к лучшей поре творчества мастера. Композиция, отличающаяся большой живостью и в то же время гармонической уравновешенностью, вполне оригинальна. Тонкая проработка деталей чужда какой-либо сухости благодаря легкому воздушному мазку.
Только красный корсаж и синяя драпировка на желтом кринолине танцующей дамы переднего плана дают неожиданно звучный акцент в этом букете мягких приглушенных оттенков. Идиллическая тема галантных празднеств приобретает в картине Патера более жанровый характер. Празднование прихода весны посадкой майского дерева и хороводы вокруг него были старинным народным обычаем, который художник и избрал сюжетом для своей грациозной сценки.
Картина поступила в Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в 1966 году.