Culture and art

Культура и искусство

Жан-Батист Симеон Шарден

Жан-Батист Симеон Шарден Натюрморт с атрибутами искусства

Жан-Батист Симеон Шарден Натюрморт с атрибутами искусства

Жан-Батист Симеон Шарден Натюрморт с атрибутами искусства

Хотя во французском искусстве XVIII века жанр натюрморта не получил широкого распространения, в творчестве Шардена он занимает исключительно важное место. В изображении простых вещей скромного повседневного обихода художник с глубочайшей убедительностью продолжает утверждать поэтическую красоту той жизненной правды, которой дышат его непритязательные сценки из быта мелкой французской буржуазии. Ранние натюрморты Шардена, в которых он следует фламандской традиции, отличают еще некоторая перегруженность и стремление к декоративным эффектам. Именно так были написаны его «Натюрморт со скатом» и «Буфет», за которые художник был избран в Академию живописи (1728).

Жан-Батист Симеон Шарден Натюрморт с атрибутами искусства. Фрагмент

Жан-Батист Симеон Шарден Натюрморт с атрибутами искусства. Фрагмент

В дальнейшем, однако, Шарден преодолевает влияние фламандцев и находит свой собственный путь, сочетая лирическую эмоциональность и лаконическую ясность с естественностью композиции. Хотя по своему построению натюрморты Шардена достаточно разнообразны, все же можно сказать, что он отдает предпочтение самым простым и незамысловатым группировкам предметов, отдавая особое внимание колориту и световоздушной среде, их окружающей.
«Натюрморт с атрибутами искусства» Шардена сдержанный и благородный по колориту, со спокойной, строго уравновешенной композицией, был написан, по-видимому, около 1755 года. Изображен стол художника с книгами, карандашами и свернутыми в трубку рисунками, окружающими гипсовую голову Меркурия. В картине нет ни одного яркого пятна, но тонкая серебристая красочная гамма произведения отличается исключительным богатством и тонкостью оттенков, которыми художник отмечает и фактурные различия одинаково окрашенных предметов, и степень их освещенности, и рефлексы, возникающие от соседства с другими вещами.
Натюрморт Государственного музея изобразительных искусств принадлежит к особой группе шарденовских натюрмортов, связанных с аллегорическим изображением наук и искусств. Подобные изображения были широко распространены в ту эпоху, и художники обычно использовали для них сложный набор мифологических и символических образов, чего нет у Шардена. Его натюрморты вводят нас в тихую, сосредоточенную атмосферу живописной мастерской, приобщают к трудам и замыслам художника. На ту же тему написаны и известные полотна, находящиеся в Эрмитаже и Лувре, а также близкие к ним по характеру натюрморты с атрибутами наук и атрибутами музыки во многих других музеях. Картина поступила в музей в 1927 году из Государственного Эрмитажа.