Culture and art

Культура и искусство

Жан-Фрасуа де Труа Портрет Марии

Жан-Фрасуа де Труа Портрет Марии Аделаиды. Холст, масло. 0.98 х 0,79

Жан-Фрасуа де Труа Портрет Марии Аделаиды. Холст, масло. 0.98 х 0,79

Жан-Фрасуа де Труа Портрет Марии Аделаиды

Наряду с Риго и Ларжильером Франсуа де Труа был одним из известнейших портретистов эпохи царствования Людовика XIV. Правда, ему недостает непринужденной импозантности первого и блестящего колорита второго, но его портреты весьма ценились, так как, по словам Мариетта, известного коллекционера и художественного критика XVIII века, он всегда «умел придать французской даме всю грацию ее пола и приятную наружность, свойственную ее нации».

Благосклонно принятый при дворе, де Труа писал многих принцесс королевского дома. Это — типичные для того времени парадные изображения, когда на первый план неизменно выступают прежде всего сословная принадлежность и высокий ранг модели, полностью поглощающие ее индивидуальность и личные качества. Таков именно портрет Марии Аделаиды Савойской, двенадцатилетней девочки, привезенной во Францию в 1696 году в качестве невесты герцога Бургундского, внука короля Людовика XIV. Портрет был написан в марте следующего года, по случаю их бракосочетания. Юная принцесса изображена поколенно на фоне пышной драпировки опирающейся на каменный парапет, на котором выгравированы ее имя и дата написания портрета. Она смотрит прямо на зрителя, но ее неподвижное лицо, лишенное всякого выражения, ничего не говорит о характере или душевном состоянии модели. Очень трудно поверить, что художник изобразил двенадцатилетнюю девочку, про которую мемуары того времени рассказывают, что она любила праздники и удовольствия, а своими проказами и шутками умела развеселить самого старого и мрачного короля. Юной принцессе прощались даже многие нарушения этикета, но придворный художник, верный своей миссии, изобразил ее такой, какой она должна была быть,— чуждой радостей и горестей простых смертных, полной невозмутимого чувства собственного достоинства и значения своего ранга. Художник намного пережил свою модель. Мария Аделаида умерла от кори в 1712 году двадцати семи лет от роду. Ходили упорные слухи, что она была отравлена, как и ее супруг, герцог Бургундский, умерший через шесть дней после нее. Их сын стал впоследствии королем Людовиком XV. Картина поступила в музей в 1924 году из собрания Д. И. Щукина в Москве.