Culture and art

Культура и искусство

Жостовский букет

Жостовский букет

П. Плахов. Георгины. 1977.

Жостовский букет

Как создавались подносы? К живописцу изделие попадало уже подготовленным для росписи — сначала над ним трудились мастера других специальностей. Прежде всего за дело брался кузнец. Ножницами он раскраивал лист кровельного железа, придавал ему на «Желобильне» нужную форму, молотком выравнивал поверхность заготовки. Интересно, что сегодня такую работу выполняет на промысле станок, штампующий подносы 25 разных размеров и форм. Но уникальные вещи, как и прежде, отковывают вручную опытные ковали-чеканщики.

Н. Гончарова. Фазан. 1975.

Н. Гончарова. Фазан. 1975.

Затем наступал черед грунтовщика и лакировщика, которые покрывали поднос несколькими слоями масляного грунта и черного лака. Поверхность изделия приобретала чарующую глубину, начинала таинственно поблескивать.
Несколько слов о фоне росписи. Сегодня, как сто с лишним лет назад, он бывает самых разных цветов. И все же жостовский поднос живет в нашем сознании как поднос черный. Отчего это? Дело, видимо, не столько в количестве букетов, написанных на черном фоне, сколько в одном важном качестве самой живописи.
Технологию обработки изделий жостовские мастера позаимствовали у соседей-федоскинцев. Те же грунты, те же лаки, те же масляные краски. Та же примерно последовательность стадий росписи от замалевка до бликовки. Но есть тут и свои «секреты». Скажем, чертежка —этап, на котором художник подчеркивает некоторые формы букета, «вплавленного» в фон, передает трепет нежно загибающихся лепестков, рисует прожилки на листах и семена в цветочных чашечках. Или привязка, заключающая роспись, когда мастер дописывает вокруг цветов мелкую травку, окончательно связывающую букет в единое целое.

В. Пыжов. Букет цветов. 1974.

В. Пыжов. Букет цветов. 1974.

Тут же стоит упомянуть и орнамент, по традиции украшающий борта жостовских подносов. «Бубновки», «елочка», «елочка с метелочкой», «травки», «рожочки», «дождичек», «ленты» — так называют на промысле различные его виды.
Шпаклевка, лакировка, сушка, шлифовка… Возможно, рассказ о таких вещах кажется не столь интересным. А между тем в народном искусстве техника — эта буква творчества — никогда не была чем-то внешним по отношению к самому духу произведения. Более того, иной глубоко содержательный результат только и может быть достигнут с помощью именно такой технологии, такого приема. Вот от чего, например, зависит сказочно прекрасное свечение жостовских цветов?
— От многого. От металла, от грунтов, от лаков. Ведь в черном цвете есть еще цвет глубины — от него зависит звучание красок. Словом, подложка нужна хорошая. Еще замалевок многое значит. Он должен быть тонким, иначе не будет таких нюансов, переходов, живопись совсем не так будет смотреться. Но если основа хорошая, тут стоит только прокладкой, лессировкой тронуть, да лаком сверху покрыть, да отполировать… Вот оно откуда, свечение. Сами слои светятся, сам материал!..

Б. Графов. Венок цветов. 1975.

Б. Графов. Венок цветов. 1975.

Это говорит главный художник Жостовской фабрики декоративной росписи Борис Васильевич Графов. Мастер опытный, тонкий. Ему ли не знать, что важно.
Сегодня на промысле трудятся замечательные художники. В прошлом году целой группе —- А. Гогину, Н. Гончаровой, В. Жмылеву, Е. Лапшину, В. Леткову, Н. Мажаеву, М. Савельеву — была присуждена Государственная премия РСФСР имени И. Е. Репина.
Но много на фабрике и молодых — в основном это выпускники Федоскинской профтехшколы. И в фабричном цехе все работают вместе — и знаменитые и новички. Можно подойти и посмотреть, как ведет роспись лауреат. Можно задать вопрос, и тебе рады будут на него ответить.

3. Кледова. Лилия. 1977.

3. Кледова. Лилия. 1977.

В. Пыжов. Букет цветов. Фрагмент. 1974.

В. Пыжов. Букет цветов. Фрагмент. 1974.

Н. Гончарова. Алая заря. 1977.

Н. Гончарова. Алая заря. 1977.

Н. Мажаев. Свежесть. 1977.

Н. Мажаев. Свежесть. 1977.