Culture and art

Культура и искусство

Запрестольный крест Вологды

Запрестольный крест Вологды

Распятие запрестольного креста. Эмаль.

Запрестольный крест Вологды

Старинные описи многих русских монастырей и храмов упоминают о больших запрестольных крестах, зачастую имеющих сложную и интересную историю, связанную с зарождением и бытованием древних архитектурных памятников России. В настоящее время уникальные произведения этого рода хранятся в ряде крупнейших музеев нашей страны. Они достаточно хорошо изучены и опубликованы. Однако и в наши дни в фондах провинциальных музеев бывают удивительные находки уникальных, ранее неизвестных памятников декоративно-прикладного искусства, нуждающихся в реставрации и исследовании.

Запрестольный крест Вологды

Господь, эмалевая дробница

Из подобных памятников следует отметить деревянный крест XV—начала XVI века из собрания Эрмитажа. С двух сторон в пяти круглых медальонах крест украшен десятью иконописными изображениями северных писем: Спаса, Богоматери, Иоанна Предтечи, архангелов Михаила и Гавриила, Николы, Дмитрия, Георгия, Иоанна Милостивого, Параскевы-Пятшщы.
Немало четырехконечных деревянных крестов XVII века изображено на архивных снимках. На таких памятниках (большая часть которых не сохранилась до нашего времени) очень интересно сочетание стилизованного растительного узора и иконописных изображений в круглых медальонах. К подобным произведениям относится резной деревянный выносной крест второй половины XVII века из Воскресенского монастыря города Углича. Крест имеет штралы (лучи), по краю украшен круглыми бусинами, напоминающими жемчужины. В рельефный резной декор из перевивающихся стеблей трав вплетены фантастические цветы, чередующиеся с реальными ромашками и васильками. В центре креста в круглом медальоне — иконописное изображение Распятия, по краям — в круглых медальонах — написаны праздники.

Запрестольный крест Вологды

Богоматерь. Серебрянная дробница

Памятник украшен позолоченным басменным серебром и резными костяными пластинами (из 84 пластин многие утрачены и заменены более поздними). Возможно, крест поступил в Спасо-Прилункий монастырь в качестве драгоценного вклада великого князя Василия III или его сына Ивана IV3. Исследователи креста предполагают, что монументальное произведение сделано знаменитым троицким художником Амвросием и мастерами его круга.
Древние монументальные деревянные кресты с великолепной резьбой хранятся в Новгородском музее. Поклонные и памятные кресты зачастую в древности стояли на открытом месте, вне храма, их возникновение связано с традицией утверждения крестов в память о закладке храма или монастыря. Надпись на кресте сообщает, что 15 основе креста «древо», сделанное руками основателя монастыря монаха Саввы и воздвигнутого им по пришествии на реку Вишеру.

Запрестольный крест Вологды

Рождество Христово. Серебрянная чеканная дробница на оборотной стороне креста

Очень интересен деревянный восьмиконечный крест первой половины XVI века из Воскресенского монастыря с крупным резным «Распятием» и сложными рельефными изображениями, образующими символико-догматическую композицию на тему Воскресения. Круглые медальоны на концах центральной перекладины этого креста являются влиянием на новгородский памятник византийских четырехконечных крестов с дисками на концах.
В фондах Вологодского государственного историко-архитектурного музея-заповедника в 1991 году был обнаружен ранее неизвестный двухметровый восьмиконечный крест. Черный, покрытый толстым слоем копоти и пыли, с разбитой эмалыо, полу- осыпавшимся жемчугом, растрескавшимся деревянным основанием, он не привлекал внимания историков отечественного искусства.

Запрестольный крест Вологды

Снятие со креста. Серебрянная чеканная дробница на лицевой строне креста

Крест был отреставрирован специалистами Отдела металла Государственного института реставрации (Гос НИИР) В.В. Игошевым и В.В.Ветлужским. В в марте 1998 г. в выставочном зале Гос НИИР состоялась выставка этого уникального произведения.
После очистки массивного бруса, из которого сделан вологодский крест, открылась плотная красно-коричневая текстура, характерная для кипариса. Дорогое и редкое «дерево кипарисное — по словам Г1.Флоренского — древний символ вечной жизни п нетления». Найденные архивные материалы свидетельствуют, что престол, за которым находился крест, был выполнен также из кипариса. Привозное дерево очень редко встречалось в северных русских храмах в таких больших количествах.

Запрестольный крест Вологды

Рождество Богородицы. серебрянная чеканная дробница на оборотной стороне креста

Обращает на себя внимание овальный медальон с крестовидным ажурным обрамлением орнамента «рокайль» в нижнем перекрестии. На медальоне рельефно чеканена «Тайная Вечеря», повторяящая по композиции икону, написанную царским изографом Симоном Ушаковым в 1685 г. для иконостаса Успенского собора Троице-Сергиевой лавры. Смысловым и композиционным центром чеканной дробницы мастер сделал овальное блюдо на низком поддоне с несколько выпуклым дном. На иконе Симона Ушакова есть точно такое же блюдо, но центром композиции является Христос, фигура которого выделена на фоне красной драпировки.
Монументальное здание в форме высокого куба на под- клете увенчано близко поставленными друг к другу пятью луковичными главами на световых барабанах, декорированных арочным пояском и узкими колонками.

Запрестольный крест Вологды

Общий вид запрестольного креста с лицевой стороны. XVIII век. Дерево, серебро, эмаль

Очень своеобразен интерьер храма, имеющий двухстолпную конструкцию. Два мощных столба поставлены в центре подклета и в верхнем основном этаже церкви. Двухстолпные храмы в XVI—XVII веках широко бытовали на русском Севере и в средней полосе России. Храм Николы во Владычной слободе обладает характерными признаками костромского архитектурного варианта и скорее всего связан с творчеством артели костромских мастеров XVII века.
Иконостас храма с фигурами ангелов, держащих рипиды, был один из лучших в Вологде. Парадный, богатый барочными деталями иконостас имел полихромную отделку с белыми, синими, золотыми тонами, щедро украшенный венками, медальонами и гирляндами, что создавало в храме некоторую театральную торжественность, столь характерную для XVIII века.
Запрестольный крест является уникальным произведением русского декоративно-прикладного искусства XVIII века и тесно связан с древнейшими отечественными культурными традициями. На основании найденных архивных материалов и изучения стилистических особенностей вологодский крест можно датировать 1785 годом.