Culture and art

Культура и искусство

Заседание Комитета Бедноты А. В. Моралова

Заседание Комитета Бедноты А. В. Моралова

Заседание Комитета Бедноты А. В. Моралова

Заседание Комитета Бедноты А. В. Моралова

Художник Александр Викторович Моралов — большой мастер историко- революционной и бытовой живописи.
Художник демократического направления, А. В. Моравов (1878—1951) пришел в искусство в самом начале XX века. Он провел детство в деревне и хорошо знал трудную жизнь простого народа. Это помогло ему быстро найти главную тему творчества — изображение жизни и быта русского крестьянина. Учеба в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у А. Архипова, Н. Касаткина, К. Коровина и В. Серова развила его дарование, и вскоре художник вступает в Товарищество передвижных художественных выставок — наиболее передовое объединение в искусстве того времени. На передвижных выставках Моравов показал немало интересных полотен, принесших ему известность.

С первых дней Великой Октябрьской социалистической революции художник становится деятельным ее участником. Он оформляет революционные празднества и рабочие клубы, работает в Комиссии по охране памятников культуры, разъясняет крестьянам политику партии и участвует в работе земельных отделов по учету посевных площадей. Вместе со своим другом, художником- пейзажистом В. Бялыницким-Бирулей Моравов организует в Тверской губернии первые в России Свободные государственные художественные мастерские для жителей окрестных деревень.
В Гарусове — бывшей помещичьей усадьбе — семья художника занимала несколько комнат, а соседнее помещение принадлежало местному комитету деревенской бедноты. В первые послереволюционные годы комбеды играли важную роль в становлении нового строя в деревне. Они собирали сведения о количестве хлеба, вели учет урожая, изымали у кулаков зерно и распределяли его среди беднейших крестьян. Одно из заседаний такого комитета и показал художник в своей известной картине «Заседание комитета бедноты», которая находится ныне в Центральном музее Революции СССР. Моравов писал ее по живым впечатлениям. Полотно было особенно дорого мастеру, и впоследствии он сделал авторское повторение, хранящееся в Калининской областной картинной галерее.
Изображенные художником крестьяне — бывшие батраки, гнувшие спины на кулаков и помещиков, стали подлинными хозяевами своей земли. В волевом лице председателя комитета, легком наклоне его корпуса, напряженном жесте руки чувствуются упорство и внутренняя энергия.
В этом образе художник показал реального человека, судьба которого была героической. Выходец из бедной крестьянской семьи, Михаил Иванович Рыжанов уже в детстве узнал все тяготы бедняцкой доли. Еще до революции он вступил в партию большевиков, хранил и распространял нелегальную литературу, не раз подвергался полицейским обыскам. После революции М. И. Рыжанов отдает все силы, талант и энергию борьбе за установление Советской власти в деревне. За ним не раз охотились те, кому эта власть пришлась не по вкусу. Но Рыжанову удавалось уйти от опасности. В 1927 году он стал председателем первого в Удомельском районе колхоза «Ленинская искра».
Острая характерность отличает и других представителей комитета. И это неудивительно, так как все изображенные на полотне — в действительности существовавшие люди. Их дети и внуки поныне живут на Удомле. Односельчане приезжают в Калининскую галерею и узнают на картине своих земляков, имена которых хорошо помнят. Это члены деревенского комитета бедноты Ф. Андреев, М. и И. Михайловы, И. Трифонов и A. Белышев. Их судьбы во многом сходны с судьбой Рыжанова.
Фигуру председателя комбеда Моравов располагает в левой части композиции и делает ее смысловым центром. Он не случайно разворачивает ее в профиль, освещая лицо ярким светом, падающим из окна. Профильное изображение и резкая освещенность помогают художнику передать внутреннюю динамику образа и выделить главное действующее лицо. К ведущему взволнованный рассказ председателю приковано внимание его товарищей. Об этом красноречиво говорят их фигуры, взгляды, жесты. В хорошо продуманной композиции есть еще одна принципиально важная деталь: темные, натруженные руки крестьян, лежащие на алой скатерти. Их медленный разговор, несуетливая живость жестов, неловко забинтованный палец многое добавляют к характеристике героев.
Полотно выполнено в характерной для художника свободной живописной манере, в излюбленной им технике a la prima . Густые и протяженные, пастозные красочные мазки передают цвет немудреных крестьянских одежд, превосходно выявляя форму предметов. Чувство документальности, присущее всему строю картины, продиктовало художнику и не совсем обычное для него колористическое решение.
Личная причастность к великим событиям помогла Моравову создать убедительную и эмоционально насыщенную живописную композицию. Он мастерски воплотил в красках героику первых лет Октября и на основе тонких психологических характеристик создал художественный образ большого общественного значения.
Картина А. В. Моравова «Заседание комитета бедноты» экспонировалась в 1923 году в «Уголке B. И. Ленина» на Первой Всероссийской сельскохозяйственной выставке в Москве и стала одним из первых произведений, посвященных новой жизни деревни, во многом предвосхитив дальнейшие успехи советской жанровой живописи.