Culture and art

Культура и искусство

Заслуженный художник РСФСР Шевченко

Заслуженный художник РСФСР Шевченко


Художник В. Я. Шевченко Вазы из декоративного комплекта «Зима» Стекло сульфидное, гутная работа. 1968 г.

Заслуженный художник РСФСР Шевченко В. Я.

Вторая половина пятидесятых годов в советском художественном стеклоделии ознаменована появлением нового художественного материала—сульфидного стекла. Оно было изобретено в 1958 году на Ленинградском заводе художественного стекла и вскоре освоено заводом «Красный Май» Калининской области, Дятьковским хрустальным и заводами Украины.

Заслуженный художник РСФСР Шевченко

Художник В. Я. Шевченко Штофы из декоратив­ной композиции Стекло цветное и суль­фидное, гутная работа. 1972 г.

Освоение сульфидного стекла явилось важным событием для Дятьковского хрустального завода. В палитру сульфидных стекол, разработанных ленинградским инженером Е. А. Ивановой, технологи завода внесли свой вклад: стекло благородного сине-сизого оттенка с глубокой «бархатной» текстурой. Именно это стекло послужило впоследствии художнику Б. Я. Шевченко материалом для создания оригинальных произведений — ваз, панно, светильников, которые украсили не только выставочные залы, но и интерьеры больших сооружений, таких, например, как новое здание МХАТа в Москве.
В. Я. Шевченко, ныне заслуженный художник РСФСР, познакомился с сульфидным стеклом еще студентом Высшего художественно-промышленного училища им. В. И. Мухиной на практических занятиях в цехах Ленинградского завода художественного стекла, где оно только еще осваивалось в производстве. Он сумел увидеть в сульфидном стекле благодарный материал для экспериментов. Начав с выполнения из него отдельных предметов,в том числе и предназначенных для массового производства,—таких, как штофы «Скрипач», «Цветок», кружки «Русские», вазы «Львы»,— В. Я. Шевченко подошел к созданию масштабных пластических ансамблей, применив декор из густых сочных налепов, словно бы стихийно набегающих один на другой. Такой приъем обработки материала позволил ему дать сульфидному стеклу своеобразную цветопластическую трактовку. При этом каждое произведение получалось неповторимым по декоративному выражению. От цветоорнаментального многословия ранних работ художник переходит к цвету монохромному, но сложному по тону. Энергичный, густой и глубокий, он получает особую пластическую выразительность в величавых формах произведений.

Заслуженный художник РСФСР Шевченко

Художнмк М.В. Грабарь Прибор
«Красный Октябрь», хрусталь с нацветом, широкая грань, матовая гравировка. 1967 г.

Творческой первоосновой для ряда работ В. Я. Шевченко послужили дивные творения зодчих Древней Руси; ими навеяны декоративный комплект ваз «Суздаль», блюдо «Нерль», сувенир «Купола», серия настенных панно «Воспоминание». Декоративная пластика В. Я. Шевченко, созвучная современной архитектуре (композиция «Знамена», комплекты ваз «Зима», «Весна», «Новолуние» и другие), сближает художественное стеклоделие с другими разнообразными видами пластических искусств.
Художник плодотворно работает и с хрусталем, выполняя образцы для прессования. Их отличает простота и строгость форм, подчеркнутых неброским декором.
Произведения В. Я. Шевченко, выполненные на Дятьковском хрустальном заводе, получили широкий художественный и общественный резонанс не только в Советском Союзе, но и за рубежом, и принесли коллективу завода ряд почетных наград.
Творческий почерк Мироны Грабарь, выпускницы Ужгородского художественного училища, отмечен высокой культурой замысла и особым изяществом его воплощения в материале. Областью ее интересов является массивный бесцветный хрусталь, декорированный глубокой алмазной гранью.
Произведения художницы отличаются строгой элегантностью отточенных форм, органической слитностью с ними своеобразного по композиции декора.

Заслуженный художник РСФСР Шевченко

Художник М. В. Грабарь Штофы из декоратив­ных ансамблей «День и ночь», «Изморозь», «Королевский» Хрусталь, алмазная и широкая грань. 1968—1971 гг.

М. В. Грабарь использует чаще всего лишь один, редко—два элемента алмазной грани, добиваясь с помощью лаконичных средств впечатляющего художественного результата. Тонкое понимание природы материала, умение выявить с наибольшей полнотой богатство его декоративных свойств способствовали созданию произведений, отмеченных оттенком новизны. Особым торжественным настроем привлекают ансамбли хрустальных штофов — «Королевский», «Корона», «Изморозь», декоративный комплект «Красный Октябрь», украшенный лентами алого нацвета. Красив и грациозен большой сервиз для ресторана «Бенефис» (1966 г.), выполненный из тонкого и гладкого хрусталя, декорированного остроумно найденным гутным приемом.
С именами В. Я. Шевченко и М. В. Грабарь, творчество которых характеризует неустанный поиск, связан новый этап развития художественной мысли не только на Дятьковском заводе, но и в масштабе всего советского художественного стеклоделия.