Culture and art

Культура и искусство

Икона избранные святые Параскева Григорий Богослов

Икона избранные святые Параскева Григорий Богослов Иоанн Златоуст Василий Великий

Икона избранные святые Параскева Григорий Богослов Иоанн Златоуст Василий Великий

Икона избранные святые Параскева Григорий Богослов Иоанн Златоуст Василий Великий

Конец XIV — начало XV века. Псков. Лоска липовая, паволока, левкас, яичная темпера. 147X134 Государственная Третьяковская галерея.

Псковская живопись — своеобразнейшее явление древнерусского искусства. Самобытность ее обусловлена исторически. Северо-западный форпост Руси, Псков постоянно отстаивал свою независимость от иноземцев и в то же время был достаточно изолирован от русских княжеств. В этих условиях сложилось суровое, страстное, отмеченное высоким духовным напряжением искусство. Расцвет его относится к XIV—XV векам.

Икона «Избранные святые» органично сочетает единство образов с остротой индивидуальных характеристик. Параскева и три святителя изображены монолитной группой, без пространственных интервалов между собой. Впечатление цельности, замкнутости композиции усилено поворотами двух крайних фигур — Параскевы и Василия Великого к центру. В этой группе нет видимого взаимодействия, святые неподвижны, углублены в себя. Но, находясь в состоянии сосредоточенного молитвенного созерцания, они своей внутренней общностью связаны не менее, чем композиционно.
Византийские епископы Григорий Богослов, Иоанн Златоуст и Василий Великий предстают на псковской иконе мыслителями, философами. Бесплотности фигур противопоставлены объемно трактованные головы с огромными, выпуклыми, ярко высветленными лбами. В суровых, изборожденных морщинами, аскетичных ликах сконцентрирована мощная сила духа. Такая интерпретация образов характерна для псковского искусства. Типично псковскими являются и живописные приемы: резкий контраст темного нижнего красочного слоя (санкиря) и светлого верхнего (вохрения) в письме ликов, нанесение поверх плотного насыщенного цвета тонких золотых высветлений — ассиста — в одеждах. Применение ассиста в изображении мафория Параскевы придает иконе торжественную декоративность.