Culture and art

Культура и искусство

Икона Чудо Георгия о змие

Чудо Георгия о змие. Икона. XVI век. Новгород. Доска липовая, паволока, левкас, яичная темпера. 82 63 Государственная Третьяковская галерея.

Чудо Георгия о змие. Икона. XVI век. Новгород. Доска липовая, паволока, левкас, яичная темпера. 82 * 63 Государственная Третьяковская галерея.

Икона Чудо Георгия о змие

В древнерусском искусстве образ Георгия Победоносца — один из самых любимых. Особенно поэтичны и художественно совершенны изображения отважного змееборца в новгородской живописи XIV—XVI веков.
Известная в различных редакциях и вариантах легенда «Чудо о убиении змия» повествует о том, как великомученик Георгий избавил жителей палестинского города Вирнта от дракона, обитавшего в озере и пожиравшего детей, приносимых ему в жертву.
В новгородской иконе запечатлен момент, когда Георгий «устремися конем на змия, потрясая копием, и. ударив того крепко в гортань, уязви». Змий еще не укрощен, но каждая деталь изображения знаменует победу воина. Фигура Георгия, изогнутая в стремительном повороте назад, подобна, по меткому наблюдению М. А. Алпатова, туго натянутому луку. Торжествующе взметнулся алый плащ — атрибут великомученика, его символическое знамя. Благословляющая рука на фоне небесного сегмента свидетельствует о помощи Георгию свыше. Ничтожно мала «бездна адския» в нижнем правом углу иконы. Конь Георгия, попирающий ее край, вызывает в памяти древний текст «Апокалипсиса», где всадник на белом коне назван победоносным.
Праздничная яркость чистого звучного цвета, обобщенный силуэт, изящная простота рисунка с повторами круглящихся линий характеризуют икону как памятник новгородской живописи. Нарушение пропорций в изображении Георгия и коня, нарядная орнаментальность деталей вносят в произведение ощущение сказочности, близкое духу народного творчества.