Culture and art

Культура и искусство

Искусство древней Греции

Искусство древней Греции

Архитекторы Иктин и Калликрат. Парфенон. Мрамор. 447—438 гг. до н. э. Афины. Акрополь.

Искусство древней Греции

Творчество величайшего скульптора Древней Эллады Фидия целиком связано с Афинами, которые в середине V века до н. э. переживали пору своего «золотого века». Высокого скалистого холма, поднимавшегося над городом, ансамбль храмов и статуй, прославляющий город богини Афины, «фиалковенчанные Афины», воспетые эллинскими поэтами.

По своему плану Парфенон — прямоугольное здание размерами 70 X 31 метр, окруженное со всех сторон 46 дорическими колоннами. Такие храмы греки называли периптерами, то есть «окрыленными» колоннадой. Главная точка зрения на храм — с угла, с северо- запада. Именно так его видели греки, поднимаясь на вершину холма и проходя сквозь парадные ворота Пропилеи.
Внутри храма в древности находилась знаменитая двенадцатиметровая статуя Афины, созданная из золота и слоновой кости Фидием. Богиня победила, принеся в подарок людям этой земли первое оливковое дерево, тогда как бог моря высек из скалы родник соленой воды. Храм украшали квадратные плиты — метопы с рельефными изображениями, а за колоннами, в верхней части стены, здание опоясывала лента, на которой были запечатлены сцены праздничной процессии афинян, поднимающихся на Акрополь, чтобы принести в дар богине шерстяную одежду — пеплос, сотканную руками афинских девушек.

Ника Самофракийская. Мрамор. Около 190 г. до н. э. Париж. Лувр.

Ника Самофракийская. Мрамор. Около 190 г. до н. э. Париж. Лувр.

Скульптурное убранство Парфенона, как и сам храм, очень пострадало от рук религиозных фанатиков в эпоху средневековья и особенно от взрыва здания в 1687 году во время войны между венецианцами и турками, которые превратили Парфенон в пороховой склад. Сохранилось лишь несколько израненных мраморных фигур с фронтонов, считанное количество метоп и большая часть фриза с изображением панафинейской процессии. Высеченные в технике высокого рельефа, композиции на метопах представляют сцены битвы между эллинскими героями и кентаврами, которые олицетворяли стихийные силы природы, бурные и стремительные горные потоки. Перед зрителями проходят самые разнообразные эпизоды схватки: то могучий грек, схватив кентавра за волосы, наносит ему удар мечом в спину, то противники сплелись, вцепившись друг другу в горло, то кентавр в дикой ярости пляшет над телом поверженного врага.
Фриз Парфенона, длина которого составляла 160 метров, справедливо считается одним из самых совершенных творений Фидия, которое поражает своей идейной, тематической и ритмической цельностью. В процессии афинян скульптор показывает стройную кавалькаду всадников, юношей с жертвенными животными, старцев с оливковыми ветвями, воинов на колесницах, медленно шествующих девушек и, наконец, незримо
присутствующих на празднестве эллинских богов, которые ничем не отличаются от благородных и прекрасных людей.
Однако упадок городов-государств, кровопролитные войны между ними и рост социальных контрастов подрывают единство гражданского коллектива, ту почву, на которой возник героический идеал искусства Мирона, Поликлета и Фидия. В рельефах прославленной гробницы царя Мавзола в Галикарнасе мастер создал захватывающие своей динамикой и эмоциональной яркостью сцены битвы греков с легендарными женщинами-воительницами — амазонками. Легкие и стремительные фигуры предстают в неожиданных, смелых ракурсах. В их жестах и движениях раскрывается яростная напряженность борьбы. Своим искусством Скопас впервые выразил такие чувства, как боль и гнев, томление и печаль.
В эпоху поздней классики был сделан и новый шаг в развитии античного реализма. Статуи этого времени, такие, как бронзовая фигура обнаженного атлета, исполненная около 340 г. до н. э. и найденная в море, близ острова Антикифера, построены на более близких к реальности пропорциях. Они рассчитаны на восприятие с разных точек зрения в отличие от скульптур V века до н. э„ предполагающих главную точку зрения в фас, которая целиком раскрывала пластический замысел скульптора. В статуях
IV века до н. э. содержание художественного образа значительно обогащается благодаря возможности кругового обхода скульптуры. Это усиливает впечатление жизненной достоверности.

Фидий и его школа. Всадники. Фрагменты западного фриза Парфенона. Мрамор. 447—438 гг. до н. э. Лондон. Британский музей.

Фидий и его школа. Всадники. Фрагменты западного фриза Парфенона. Мрамор. 447—438 гг. до н. э.
Лондон. Британский музей.

Драматическим пафосом отмечены и лучшие произведения греческого искусства конца IV—I века до н. эм периода, который называют эпохой эллинизма. Завоевания Александра Македонского и распад его державы на отдельные монархии Восточного Средиземноморья, бесконечные войны и исчезновение независимых городов, поразительные успехи науки и распространение греческой культуры в странах Ближнего Востока определили новую историческую действительность, которая рождала и новые эстетические представления. Уверенный шаг богини и гордый взмах орлиных крыльев за ее спиной рождают радостное чувство победного торжества.
Обращаясь к неисчерпаемой сокровищнице греческой мифологии, скульпторы прославили победу одного из правителей Пергама над племенами галатов. В основу композиции положен миф о борьбе богов и гигантов, сыновей богини земли Геи, которые попытались свергнуть власть олимпийских богов, но потерпели поражение и были сброшены в бездны подземного мира. На фризе длиной в 120 метров и высотой 2,3 метра показаны поразительные по своему пластическому совершенству сцены схватки.
Трагической силой отмечена и прославленная скульптурная группа, изображающая троянского жреца Лаокоона и его сыновей, гибнущих в тисках чудовищных змей.
К эпохе эллинизма относится и одна из самых совершенных статуй античного мира — мраморная фигура богини любви Афродиты, известной под названием «Венеры Милосской».