Culture and art

Культура и искусство

Искусство Жостова

Гогин И.С. панно Букет цветов 1981

Гогин И.С. панно Букет цветов 1981

Искусство Жостова

Коренным образом изменились условия жизни и труда жостовских ремесленников. Мастерские перевели в каменное здание, выстроенное для артели в 1930 году. Иным стало и положение самих мастеров — они впервые получили известность и признание, в то время как прежде и слава и награды доставались лишь хозяевам — фабрикантам. Первым получил звание заслуженного деятеля искусств Андрей Павлович Гогин. Почетными званиями и наградами отмечены и многие более молодые мастера: Борис Васильевич Графов, Николай Петрссич Антипов и Зоя Александровна Кледова являются заслуженными художниками России. Нина Николаевна Гончарова, Евгений Петрович Лапшин, Николай Николаевич Мажаев, Михаил Петрович Савельев, Владимир Васильевич Жмылев, Матвей Родионович Митрофанов, Вячеслав Иванович Летков.

Искусство Жостова

Жостово

Искусство возрожденного промысла с самого начала исходило из традиционных образов и приемов как надежной основы всех творческих поисков. Но, опираясь на достижения своих предшественников, жостовские живописцы создавали собственные интерпретации сложившихся в прошлом мотивов и композиций.
Ведущее место в 1920-1930-е годы занимало поколение мастеров, начавших трудиться на рубеже XIX-XX веков.
Новый советский период своего творчества они встретили опытными, сложившимися художниками. Изделия их вошли в золотой фонд жостовского наследия. Патриархами советского Жостова стали Алексей Ильич Лезнов, Иван Степанович Леонтьев, Дмитрий Степанович и Никита Степанович Кледовы, Никита Максимович Цаплыгин, Дмитрий Демьянович Кузнецов, Павел Степанович Курзин.

Графов Б.В. Поднос Вечерний фонтан 1980

Графов Б.В. Поднос Вечерний фонтан 1980

Эстафету жостовского искусства из рук старых мастеров приняли их многочисленные ученики и продолжатели. Трудится большой, слаженный коллектив, включающий около двухсот живописцев. Ведущее место принадлежит художникам среднего поколения, родившимся в 1930-е под руководством опытных наставников А. П. Гогина и П. И. Плахова. Многим отличаются современные художники ст прежних деревенских умельцев и кругозором, и начитанностью, и внешним городским видом. Жизнь их стала разнообразнее и интереснее, чем жизнь кустарей старого Жостова. Им незнакомы нужда и эксплуатация, они получают среднее и специальное образование, в то время как дореволюционные ремесленники кончали в лучшем случае лишь трехклассную школу.
Современные мастера Жостова больше видят и знают, они с юности больше чувствуют себя художниками, творцами.
Но неизменными наследственными чертами новых поколений, роднящими их со стариками, остаются преданность своему искусству, понимание его специфики, приверженность к сложившейся в промысле традиции. Традиция эта заключает в себе не только определенный устоявшийся круг образов, мотивов и приемов, но и, что особенно важно, коллективный характер творчества, при котором удачные находки подхватываются, проверяются, варьируются всеми мастерами. Именно коллективность творчества позволяет выделить и закрепить все лучшее из индивидуальных поисков и отмести слабое.
В современном промысле продолжают развиваться традиционные виды и техника декоративной живописи на подносах, создаются яркие букеты, а также легкие золотистые узоры по металлическим порошкам и поталям.
Вместе с тем появляются новые виды изделий (в первую очередь декоративные панно), новые разновидности форм и мотивов росписи.

Ризин В.В. Поднос Цветы. 1984

Ризин В.В. Поднос Цветы. 1984

Изменившиеся условия жизни и труда, обилие новых впечатлений, большие, нежели прежде, возможности для творческого роста мастеров закономерно приводят к постоянному расширению традиционных рамок жостовского искусства. Но в том-то и заключается специфика подлинно народного искусства, что поиски нового не разрушают сложившуюся в промысле традицию, а лишь развивают и обогащают ее.
Говоря о роли традиций, о том, как соотносится традиционность искусства и творческая активность народных художников, интересно познакомиться с мыслями и высказываниями самих мастеров.
Жостовские художники не теряют связи с прошлым, с опытом и традициями поколений — говорит главный художник фабрики Б. В. Графов. — Ведь благодаря этим традициям сохраняется и развивается наше самобытное искусство. В работах прошлого, признается Борис Васильевич, его „как художника … более всего завораживает … простота и живость мазков кисти, формирующих букеты. Вглядитесь внимательно в эту роспись, — предлагает он, — и, уверяю, вы получите удовольствие не меньше, чем от музыки. В своем творчестве я взял за правило опираться на работы старых жостовских мастероз, — замечает Н. П. Антипов. — У них можно без конца учиться … сложному многослойному письму. Как ярко, сильно и гармонично звучат у них краски! Как умели они сохранять до конца все эффекты лессировочного письма на плотном подмалевке! Как чисто и звонко звучали у них «прокладка», «бликовка» и «чертежка» ! Как уверенно владели они … кистью в приеме «привязка»! Стремился к такому мастерству и я.
Таким образом, современные жостовцы учатся у «стариков» прежде всего мастерству, то есть специфическим приемам декоративной живописи на лакированной поверхности, тем приемам, которые, по образному выражению художника М.Д. Ракова, взявшись за руки, хороводом вяжут жостовский букет, определяя в конечном счете его облик, его красоту и выразительность.

Гончарова Н.Н. Поднос Миниатюрные розы 1985

Гончарова Н.Н. Поднос Миниатюрные розы 1985

Графов Б.В. Поднос Рассвет 1978

Графов Б.В. Поднос Рассвет 1978

Графов Панно Букет цветов 1985

Графов Панно Букет цветов 1985

Такое следование традиции не сковывает, не ограничивает творческих исканий, а, наоборот, вооружает мастеров знанием специфических выразительных средств, направляя их поиски в русло именно жостовских художественных задач.
Практика показала, как плодотворно такое внимательное, бережное и одновременно творческое отношение к наследию.
Традиционное начало у современных мастеров проявляется в первую очередь в великолепном «чувстве вещи», в умении вписать сочные, конкретные, объемные цветы в лаковую поверхность подноса, ритмически красиво, слаженно, орнаментально расположить цветы на черном или цветном фоне изделия.
Очень важно, — говорит в этой связи Н.Н. Гончарова, — «привязать» цветы, соединить в единое целое, осветить центр и уйти в фон. При этом традиционные приемы росписи без конце варьируются, шлифуются, разнообразятся всем коллективом. Так, мастера находят все новые решения «привязки», «чертежки», «бликовки» — важнейших выразительных средств жостовского письма.
Очень долго искала прием „бликовки“, вспоминает Гончарова. — Люблю бликовку за большую декоративность. Вначале я ее делала довольно мягко, потом стала писать значительно резче. Широкую бликовку люблю, энергичную, но всегда хочется по-новому сделать.
Постоянно совершенствуется и обогащается прием чертежки-легкие контуры и штрихи, дополняющие формы цветов и листьев, то вдруг завершаются узорным завитком с точечкой, то превращаются в ажурное графическое кружево, не ложащееся точно по форме листочка или лепестка, а лишь свободно, словно намеком, ее поддерживающее.
В первую очередь это относится к работам Б.В.Графова, Н.Н.Гончаровой, М. П. Савельева.
Все более разнообразной и отточенной по рисунку становится привязка, напоминающая иногда изящную травку старинных народных росписей, а порой удивительно живо передающая очарование легко и гибко изгибающихся веточек и стебельков.
Творческая разработка приемов многослойного письма позволяет находить все новые варианты декоративного изображения конкретных цветов. Как и прежде, в Жостове не пишут непосредственно с натуры. Многим, быть может, покажется странным, что мы не пишем с живых цветов, например натуральную розу, замечает Е. П. Лапшин. И объясняет это особенностями жостовского письма, жостовской кисти, делая вывод, что обязательно нужна какая-то переработка. Об этом же говорят многие мастера. Бывает так, что напишешь красивые цветы, а связи их с подносом не получилось (Антипов).
В саду моем летом очень много цветов растет: гладиолусы, георгины, нарциссы, лилии … Но с природы сразу трудно в роспись брать … (Гончарова).
И вот в результате творческой переработки живого цветка … жостовские мастера, сохраняя реалистические черты растительных форм, создают полуфантастические букеты на ровной, глубокой чернолаковой поверхности подносов, так расположив „цветы, листья, стебли … чтобы они образовали ритмическую орнаментальную композицию своими цветовыми пятнами и формами (Графов).
О мастерстве ведущих художников, работающих в промысле не один десяток лет, необходимо сказать особо В наше время оно достигло необычайной высоты, редкого, даже на фоне жостовской классики, артистизма. Специфические приемы письма выполняются с каким-то особым щегольством, можно говорить порой уже не об изяществе, а об изысканности жостовской кисти.
И кисть эта не стоит на месте. Нельзя рассматривать традицию как самоцель и топтаться на месте, — решительно заявляет Графов. — Мы должны… развивать исторически сложившийся промысел, обогащать его новыми формами и новым содержанием.
В современном Жостове пишут в основном традиционный букет, но появляются все новые и новые его варианты. Варьируются очертания, формы цветов и листьев, их ритмическая взаимосвязь, соотношение их с фоном по масштабу. Композиции решаются то спокойно-торжественно, то исполнены своеобразного движения и порыва, асимметрично расположенные цветы и веточки даны в свободных живых поворотах.
Изображая цветы, мастера ищут все более разнообразные и одухотворенные очертания, повороты, формы. В ряде работ Мажаева („Лунная ночь, Серебристый) необычно данная игра светлых бликов и глубоких теней придает букету сходство с цветущим розовым кустом, залитым серебристым сиянием луны.
Какой „орнаментально-сказочный» настрой придает живому букету П. И. Плахова необычная игра мазков и бликов красного цвета: перекликаясь с живописью центральных форм, из темной, немного таинственной глубины лакового фона по краям подноса неожиданно вспыхивают приглушенными красными огоньками уходящие в фон листочки, веточки.
А как „коврово-узорно» строит свои композиции из вполне узнаваемых реальных цветов В. И Дюжаев …
Наряду с классическим букетом можно видеть немало других цветочных композиций, в том иисле красочных венков (в старом Жостове венки и гирлянды писали лишь в одной технике прозрачными красками по металлическим порошкам и поталям).
Постоянному совершенствованию, развитию и движению жостовского искусства способствует традиционно коллективный характер творчества мастеров. Все мы во время работы друг у друга учимся, — говорит Е. П. Лапшин, — перенимаем друг у друга новые формы цветов, новый рисунок в разработке цветочных мотивов, новые колористические решения. Я подхожу к другим мастерам, другие подходят к моему столу … Такое непосредственное общение внутри коллектива много дает для разнообразия наших букетов. Именно коллективность творчества позволяет сделать каждый интересный поиск достоянием всех мастеров.

Дюжаев В.И. панно Гирлянды роз и колоски 1989

Дюжаев В.И. панно Гирлянды роз и колоски 1989

Дятлова Л.Ю. Поднос Осенний 1984

Дятлова Л.Ю. Поднос Осенний 1984

Жмылев В.В. Поднос Хороводю 1984

Жмылев В.В. Поднос Хороводю 1984

На таком коллективном методе работы учатся все начинающие живописцы. Характерно, что и рабочее место у каждого мастера выбрано не случайно. Наиболее опытные художники. Это — очень старая и характерная для коллективного народного творчества традиция.
В Жостове введена и такая интересная практика, как ежедневная организация своеобразных выставок, на которых показываются лучшие и наименее удачные работы. И каждый раз, — сообщает Графов, — около такого стенда собираются мастера для размышления.
С коллективностью творчества непрерывно связан присущий всему подлинно
народному искусству метод творческого варьирования художественных решений. Работая без эталонов, жостовцы дают бесконечные варианты сходных мотивов и композиций. Причем коллективность и вариантность отнюдь не означают нивелировку и обезличивание жостовского искусства.
„Каждый жостовский художник — индивидуальность, каждый с особым понятием о себе“, каждый стремится выполнить роспись в своей индивидуальной манере, в своем колорите и рисунке все работают в общем помещении, в одинаковых условиях, пользуются одинаковыми красками и кистями, но по-разному мыслят.
О том, что жостовская роспись. дает любому художнику, работающему на промысле, возможность проявить себя, ибо она мало подвержена канону и в цвете, и в композициях, и в мотивах, говорит и Н.Н. Мажаев.
Действительно, жостовский коллектив состоит из большого числа ярких индивидуальностей.
Особым изяществом отличаются произведения Н. П. Антипова, виртуозно исполняющего и сочные многоцветные росписи и легкие графические узоры по металлическим порошкам и перламутру. Все его разнообразные букеты, веточки, гирлянды, кустики объединяются живым и плавным ритмом линий, мазков и цветовых пятен. Очень плодотворно его постоянное обращение к наследию. Именно Антипов создал интересные переработки декоративных росписей петербургских подносов прошлого века, тонко почувствовав их своеобразие, их определенное родство с жостовской манерой.
Росписи Н.Н.Мажаева решены темпераментно, лаконично, свежо. Художник мастерски сочетает декоративность и живость в изображении цветов, много работает над возрождением распространенных прежде в Жостове сюжетных и пейзажных мотивов, решая их без прежней, несколько наивной лубочности.
В очень характерной, своей манере работает Е. П.Лапшин. Его росписи выделяются особой мягкостью, нежностью цветовых сочетаний, сочные букеты и венки словно окутаны легкой воздушной дымкой.
Одной из наиболее ищущих художниц является Н. Н. Гончарова. В основе ее творчества — прекрасное знание художественной традиции, артистичное владение всеми навыками и приемами жостовского письма, постоянный интерес ко всему новому. Среди ее работ можно встретить классические букеты и орнаментальные композиции с полусказочными птицами. Она с увлечением обыгрывает новые мотивы — изящные хризантемы, кудрявые веточки рябины, нарядные гирлянды и т.д., с равным мастерством выполняя по- лихромную живопись и узорно-плоскостные росписи по металлическим фонам. В декоративной живописи на подносах она умеет тонко передать свои впечатления от живой природы, ее поэтической красоты (поднос-панно Золотая осень).
Широта и разнообразие поисков новых декоративных композиций и новых решений традиционных мотивов отличает аворство и таких виртуозов жостовской кисти, как В. В. Кледов, В. И. Летков, М. П. Савельев. Они пишут и букеты, и венки, создают новые варианты цветочных построений.
Так, например, не букет, а гибкие, плавно изгибающиеся веточки с крупными нарядными цветами можно видеть в росписи Леткова (панно «Фантазия»). Связь с фоном, как это бывало иногда в старых петербургских подносах, дается не столько привязкой, сколько переливами красок, то высветленных, то затененных, утопленных в глубину.
Легко и выразительно построены все, даже самые густые букеты Савельева. Активную роль играет в них гладкий лаковый фон, хорошо подающий сочную живопись, узорно нарисованные цветы, то контрастно, то мягко сопоставленные
Заслуженный художник РСФСР Нина Николаевна Гончарова начинает расписывать поднос по цвету, образуют ритмически слаженное целое.
Все новые и новые варианты цветов, мотивов, приемов, в первую очередь „привязки1*, новые решения бортов, цветных и черных фонов, композиций в целом возникают в творчестве Кледова талантливо и оригинально.
Бок о бок с маститыми работают молодые мастера. У одних за плечами уже десяток или около того лет работы в промысле, другие делают еще только первые самостоятельные шаги, лишь недавно
окончив жостовское отделение Федоскинской профтехшколы.
Мастерство в Жостове дается годами. Только с годами появляется, по выражению Б. В. Графова, ум в пальцах, который и делает ремесло по-настоящему художественным и одухотворенным.
Как заметил однажды Н. П. Антипов, к одним мастерство приходит раньше, к другим позже, но обязательно приходит к тем, кто упорно к нему стремится.

Лапшин Е.П. Панно Венок 1984

Лапшин Е.П. Панно Венок 1984

Летков В.И. Поднос Рассвет 1984

Летков В.И. Поднос Рассвет 1984

Художники старшего поколения являются для молодых своего рода маяками, носителями живой традиции. Это обеспечивает преемственность в искусстве Жостова и дает молодым надежную основу для творчества.
Работы Н.Н. Антипова, О.А.Гаврилова, С. С. Гогина, М.Е.Домниковой, Л. Ю. Дятловой, А. Н. Мажаева, В. В. Ризина и других свидетельствуют о бережном отношении к традиции, понимании возможностей жостовской росписи, творческом использовании приемов письма.
В Жостове трудится много потомственных династий. Здесь, в коллективе единомышленников, спаянных многими годами совместной работы, создалась та особая атмосфера творческого единения, преданности своему искусству, которая увлекает молодежь, способствует приобщению ее к делу отцов и дедов.
Активное вступление молодых жостовских мастеров в творческую жизнь является залогом того, что у промысла есть надежное будущее.
Очень много можно было бы сказать о главном художнике фабрики Б. В Графове. В течение четверти века являясь бессменным художественным руководителем большого и слаженного коллектива, он умело направляет и организует его многогранную творческую деятельность. Обладая великолепным мастерством и неистощимой фантазией, он непосредственно участвует своими работами во всех творческих поисках, откликаясь на самые сложные и злободневные задачи, выдвигаемые жизнью перед современным Жостовом
Разнообразие индивидуальных манер, активность и широкий диапазон художественных исканий свидетельствуют
об огромных возможностях и неиссякаемой жизненной силе жостовского искусства. Впитавшее в себя опыт и талант многих поколений, оно постоянно развивается и обновляется, всегда оставаясь живым и современным, даря людям радость и красоту.
В современном Жостове пишут в основном традиционный букет, но появляются все новые и новые его варианты. Варьируются очертания, формы цветов и листьев, их ритмическая взаимосвязь, соотношение их с фоном по масштабу. Композиции решаются то спокойно-торжественно, то исполнены своеобразного движения и порыва, асимметрично расположенные цветы и веточки даны в свободных живых поворотах.
Изображая цветы, мастера ищут все более разнообразные и одухотворенные очертания, повороты, формы. В ряде работ Мажаева („Лунная ночь, Серебристый) необычно данная игра светлых бликов и глубоких теней придает букету сходство с цветущим розовым кустом, залитым серебристым сиянием луны.
Какой „орнаментально-сказочный» настрой придает живому букету П. И. Плахова необычная игра мазков и бликов красного цвета: перекликаясь с живописью центральных форм, из темной, немного таинственной глубины лакового фона по краям подноса неожиданно вспыхивают приглушенными красными огоньками уходящие в фон листочки, веточки.
А как „коврово-узорно» строит свои композиции из вполне узнаваемых реальных цветов В. И Дюжаев …
Наряду с классическим букетом можно видеть немало других цветочных композиций, в том иисле красочных венков (в старом Жостове венки и гирлянды писали лишь в одной технике прозрачными красками по металлическим порошкам и поталям).
Постоянному совершенствованию, развитию и движению жостовского искусства способствует традиционно коллективный характер творчества мастеров. Все мы во время работы друг у друга учимся, — говорит Е. П. Лапшин, — перенимаем друг у друга новые формы цветов, новый рисунок в разработке цветочных мотивов, новые колористические решения. Я подхожу к другим мастерам, другие подходят к моему столу … Такое непосредственное общение внутри коллектива много дает для разнообразия наших букетов. Именно коллективность творчества позволяет сделать каждый интересный поиск достоянием всех мастеров.
На таком коллективном методе работы учатся все начинающие живописцы. Характерно, что и рабочее место у каждого мастера выбрано не случайно. Наиболее опытные художники. Это — очень старая и характерная для коллективного народного творчества традиция.
В Жостове введена и такая интересная практика, как ежедневная организация своеобразных выставок, на которых показываются лучшие и наименее удачные работы. И каждый раз, — сообщает Графов, — около такого стенда собираются мастера для размышления.
С коллективностью творчества непрерывно связан присущий всему подлинно
народному искусству метод творческого варьирования художественных решений. Работая без эталонов, жостовцы дают бесконечные варианты сходных мотивов и композиций. Причем коллективность и вариантность отнюдь не означают нивелировку и обезличивание жостовского искусства.

Плахов П.И. поднос Букет цветов на черном фоне 1976

Плахов П.И. поднос Букет цветов на черном фоне 1976

Пыжов В.Н. поднос Герань 1985

Пыжов В.Н. поднос Герань 1985

„Каждый жостовский художник — индивидуальность, каждый с особым понятием о себе“, каждый стремится выполнить роспись в своей индивидуальной манере, в своем колорите и рисунке все работают в общем помещении, в одинаковых условиях, пользуются одинаковыми красками и кистями, но по-разному мыслят.
О том, что жостовская роспись. дает любому художнику, работающему на промысле, возможность проявить себя, ибо она мало подвержена канону и в цвете, и в композициях, и в мотивах, говорит и Н.Н. Мажаев.
Действительно, жостовский коллектив состоит из большого числа ярких индивидуальностей.
Особым изяществом отличаются произведения Н. П. Антипова, виртуозно исполняющего и сочные многоцветные росписи и легкие графические узоры по металлическим порошкам и перламутру. Все его разнообразные букеты, веточки, гирлянды, кустики объединяются живым и плавным ритмом линий, мазков и цветовых пятен. Очень плодотворно его постоянное обращение к наследию. Именно Антипов создал интересные переработки декоративных росписей петербургских подносов прошлого века, тонко почувствовав их своеобразие, их определенное родство с жостовской манерой.
Росписи Н.Н.Мажаева решены темпераментно, лаконично, свежо. Художник мастерски сочетает декоративность и живость в изображении цветов, много работает над возрождением распространенных прежде в Жостове сюжетных и пейзажных мотивов, решая их без прежней, несколько наивной лубочности.
В очень характерной, своей манере работает Е. П.Лапшин. Его росписи выделяются особой мягкостью, нежностью цветовых сочетаний, сочные букеты и венки словно окутаны легкой воздушной дымкой.
Одной из наиболее ищущих художниц является Н. Н. Гончарова. В основе ее творчества — прекрасное знание художественной традиции, артистичное владение всеми навыками и приемами жостовского письма, постоянный интерес ко всему новому. Среди ее работ можно встретить классические букеты и орнаментальные композиции с полусказочными птицами. Она с увлечением обыгрывает новые мотивы — изящные хризантемы, кудрявые веточки рябины, нарядные гирлянды и т.д., с равным мастерством выполняя полихромную живопись и узорно-плоскостные росписи по металлическим фонам. В декоративной живописи на подносах она умеет тонко передать свои впечатления от живой природы, ее поэтической красоты (поднос-панно Золотая осень).
Широта и разнообразие поисков новых декоративных композиций и новых решений традиционных мотивов отличает аворство и таких виртуозов жостовской кисти, как В. В. Кледов, В. И. Летков, М. П. Савельев. Они пишут и букеты, и венки, создают новые варианты цветочных построений.

Домникова Н.Е. Поднос Розы 1984

Домникова Н.Е. Поднос Розы 1984

Кледов В.В. Поднос Хризантемаю 1984

Кледов В.В. Поднос Хризантемаю 1984

Так, например, не букет, а гибкие, плавно изгибающиеся веточки с крупными нарядными цветами можно видеть в росписи Леткова (панно «Фантазия»). Связь с фоном, как это бывало иногда в старых петербургских подносах, дается не столько привязкой, сколько переливами красок, то высветленных, то затененных, утопленных в глубину.
Легко и выразительно построены все, даже самые густые букеты Савельева. Активную роль играет в них гладкий лаковый фон, хорошо подающий сочную живопись, узорно нарисованные цветы, то контрастно, то мягко сопоставленные
Заслуженный художник РСФСР Нина Николаевна Гончарова начинает расписывать поднос по цвету, образуют ритмически слаженное целое.
Все новые и новые варианты цветов, мотивов, приемов, в первую очередь привязки, новые решения бортов, цветных и черных фонов, композиций в целом возникают в творчестве Кледова талантливо и оригинально.
Бок о бок с маститыми работают молодые мастера. У одних за плечами уже десяток или около того лет работы в промысле, другие делают еще только первые самостоятельные шаги, лишь недавно окончив жостовское отделение Федоскинской профтехшколы.

Гогин И.С. панно Букет цветов 1981

Гогин И.С. панно Букет цветов 1981

Кледова З.А. Поднос Радуга 1984

Кледова З.А. Поднос Радуга 1984

Мастерство в Жостове дается годами. Только с годами появляется, по выражению Б. В. Графова, ум в пальцах, который и делает ремесло по-настоящему художественным и одухотворенным.
Как заметил однажды Н. П. Антипов, к одним мастерство приходит раньше, к другим позже, но обязательно приходит к тем, кто упорно к нему стремится.
Художники старшего поколения являются для молодых своего рода маяками, носителями живой традиции. Это обеспечивает преемственность в искусстве Жостова и дает молодым надежную основу для творчества.
Работы Н.Н. Антипова, О.А. Гаврилова, С. С. Гогина, М.Е.Домниковой, Л. Ю. Дятловой, А. Н. Мажаева, В. В. Ризина и других свидетельствуют о бережном отношении к традиции, понимании возможностей жостовской росписи, творческом использовании приемов письма.
В Жостове трудится много потомственных династий. Здесь, в коллективе единомышленников, спаянных многими годами совместной работы, создалась та особая атмосфера творческого единения, преданности своему искусству, которая увлекает молодежь, способствует приобщению ее к делу отцов и дедов.
Активное вступление молодых жостовских мастеров в творческую жизнь является залогом того, что у промысла есть надежное будущее.
Очень много можно было бы сказать о главном художнике фабрики Б. В Графове. В течение четверти века являясь бессменным художественным руководителем большого и слаженного коллектива, он умело направляет и организует его многогранную творческую деятельность. Обладая великолепным мастерством и неистощимой фантазией, он непосредственно участвует своими работами во всех творческих поисках, откликаясь на самые сложные и злободневные задачи, выдвигаемые жизнью перед современным Жостовом
Разнообразие индивидуальных манер, активность и широкий диапазон художественных исканий свидетельствуют
об огромных возможностях и неиссякаемой жизненной силе жостовского искусства. Впитавшее в себя опыт и талант многих поколений, оно постоянно развивается и обновляется, всегда оставаясь живым и современным, даря людям радость и красоту.

Антипов Н.Н. Поднос Розы 1984

Антипов Н.Н. Поднос Розы 1984

Вишнякова Р. А. Поднос Розы. 1985

Вишнякова Р. А. Поднос Розы. 1985

Вишнякова Р. А. поднос Фрукты 1985

Вишнякова Р. А. поднос Фрукты 1985

Вишнякова Р.А. поднос Букет цветов 1984

Вишнякова Р.А. поднос Букет цветов 1984

Гаврилова О.А. Поднос Осенний 1984

Гаврилова О.А. Поднос Осенний 1984

Мажаев А.Н. Поднос золотая осень 1984

Мажаев А.Н. Поднос золотая осень 1984

Мажаев Н.Н. поднос Калина 1974

Мажаев Н.Н. поднос Калина 1974

Н.Н. Гончарова Поднос Розы 1982

Н.Н. Гончарова Поднос Розы 1982

Савельев М.П. Помосковье 1984

Савельев М.П. Помосковье 1984