Culture and art

Культура и искусство

Искусство народов Поволжья

Искусство народов Поволжья

Сапоги женские. Конец XIX в.
Цветной сафьян, кожаная мозаика. 25 х7,5 Х36
Шелк, канитель, блестки, си­нель, вязание, шитье. 35×15 Казань. Казанские татары. Собиратель А. А. Миллер

Искусство народов Поволжья и Приуралья в собрании Государственного музея этнографии народов СССР

Музейное собрание по поволжским народам не так велико и содержит немногим более двадцати тысяч экспонатов, но все они отличаются яркой самобытностью. Среди ученых, способствовавших сложению коллекции, С. И. Сергель, С. И. Руденко, Н. В. Никольский, И. Н.Смирнов; большой вклад внесли местные учителя-просветители И. К.Зеленов, А.Ф.Теплоухов, выдающийся народный учитель мордвин М. Е.Евсевьев. Переданные им материалы мордовского быта и искусства являются лучшими из собраний нашей страны. Много сил формированию фондов отдали также сотрудники музея А. А. Миллер, Л.В. Костиков, Т. А. Крюкова и другие.

Почти все коллекции по народам Поволжья с достаточной полнотой раскрывают их дореволюционный быт, культуру и показывают расцвет народного искусства в годы Советской власти. Некоторые материалы, как, например, собрание по бесермянам, состоящее из двухсот сорока предметов, являются особо ценными, уникальными, так как ни в одном другом советском музее вещественные источники по бесермянам не представлены. Самые многочисленные — коллекции по марийцам и чувашам, каждая из которых насчитывает по четыре тысячи экспонатов.
Самым сложным был «мудреный» шов. Для работы использовалась преимущественно шелковая нить темно-красного цвета, другие тона являются незначительным вкраплением. Сегодня традиции чувашских мастериц развиваются на Альгешевской фабрике художественной вышивки, которая создана на базе артели «Пахотере», организованной в 1929 году.
В фондах и экспозициях музея прекрасно представлена марийская вышивка как в отдельных образцах, так и в предметах одежды и обихода. В этом собрании особо ценными являются свадебные платки, которые в других музеях не встречаются.
Помимо богато расшитой старинной одежды — рубах, головных уборов, передников, заслуживают упоминания многочисленные изделия крупнейшей в республике строчевышивальной фабрики «Труженица», основанной в 1927 году. Продукция этого предприятия известна далеко за пределами Советского Союза. На зарубежных выставках его полотенца и скатерти, выполненные в народных традициях, не раз получали медали и призы.
Перед свадьбой все приданое укладывали в специальные деревянные кадки «пари», украшенные орнаментальной резьбой. Укладыванию одежды сопутствовал целый ритуал, строго соблюдаемый в народе вплоть до 1930-х годов. Следует заметить, что прекрасная редкая коллекция свадебных кадок — одиннадцать «парь» — была передана музею в 1971 году мордовскими этнографами.

Искусство народов Поволжья

Карман (нагрудник). Ко­нец XIX в.
Бархат, мишура, бисер, шитье золотом и серебром. 16×7 Рязанская губерния, г. Каси­мов. Татары. Собиратель А. К. Сержпутовский

Другой вид народного орнаментального искусства — яркое красочное тканье, оно было особенно развито у удмуртов. Узорные тканые пологи, занавеси, полотенца украшали жилище удмуртов, башкир и татар. У последних, помимо вышивки и ткачества, встречаются и много других разновидностей женского рукоделия, в том числе золотное шитье, которым отделывали головные уборы, бархатные камзолы и другие предметы одежды, нередко применялась и аппликация. Характерным только для татар промыслом являлось ичежное производство — изготовление «азиатской» обуви из разноцветного сафьяна. Эти узорные сапожки и сейчас имеют широкое распространение в Татарской АССР.
По сравнению с другими народностями Поволжья у татар в прошлом были более развиты всякие ремесла, среди которых особенно славилось ювелирное дело. В коллекции музея довольно полно представлены изделия татарских ювелиров, которые отличаются разнообразием форм, техники и декоративного решения. Самыми распространенными были всевозможные шейные украшения, кольца и серьги. Создавая свои произведения, мастера чаще других техник применяли рельефную филигрань. От обычной она отличалась тем, что закрученные из проволоки бугорки рельефно выступали на поверхности предмета, придавая ему массивность и монументальность. Среди драгоценных камней излюбленными были сердолик, аметист, бирюза, которые в различных сочетаниях встречаются почти в каждом украшении.
Бродячие татарские ювелиры проникали почти во все районы Поволжья и Приуралья, наиболее часто их продукция встречается в Башкирии, где ювелирное дело никогда не достигало уровня профессионального ремесла.
Башкиры известны своими кожаными изделиями, поскольку полукочевое скотоводство, существовавшее еще в XIX веке, давало в избытке сырье. Из кожи делали охотничье и конское снаряжение, сосуды, обувь и некоторые предметы домашнего обихода. Большинство из них украшалось орнаментом в технике тиснения.

Искусство народов Поволжья

Кумган. Вторая половина XIX в.
Металл, насечка. 29 X 20 X 9 Уфимская губерния. Татары. Собиратель А. К. Сержпутовский

Почти у всех народов Поволжья широкое применение имело дерево, являвшееся основным богатством края. Жилище, орудия труда, утварь и предметы домашнего обихода — все изготавливалось из дерева. В художественном отношении выделялись ковши для пива, ручки которых покрывались затейливой резьбой. Этим особенно славились чуваши, у которых было развито хмелеводство, и необходимая посуда для напитков различалась по форме и декору.
Гончарство в прошлом было мало распространено в быту жителей Поволжья и потому представлено в фондах музея незначительно. Гончарные изделия встречались только у мордвы, были очень примитивными по технике исполнения, а художественные достоинства этих изделий были невелики.
Современное декоративно-прикладное искусство в Поволжье развивается на основе прежних традиций и обогащается новыми формами. Так, творческое объединение «Агидель», созданное в 1969 году в Башкирии, успешно осваивает приемы росписи по дереву, используя многовековой опыт хохломских мастеров. Внимание специалистов привлекают работы коллектива Ижевской фабрики художественных изделий в Удмуртии, где, помимо традиционной вышивки и ткачества, вырабатываются безворсовые ковры-паласы. Лучшие образцы их творчества пополнили фонды музея.