Culture and art

Культура и искусство

Искусство народов Северного Кавказа

Искусство народов Северного Кавказа

Кувшин для воды. Начало XX в.
Металл, насечка, гравировка. 45×95
Дагестан. Акушинский район. Аварцы. Собиратель Л. Ф. Виноградова

Искусство народов Северного Кавказа в собрании Государственного музея этнографии народов СССР

Одним из самых многонациональных уголков нашей страны является Северный Кавказ, где только в Дагестане проживает свыше тридцати народностей. Собрание предметов быта и духовной культуры этих мест не очень велико, и материал распределяется неравномерно. Наибольшее число экспонатов относится к народам Дагестана — две тысячи пятьсот памятников. По другим районам их представлено значительно меньше, что объясняется отчасти малой доступностью горных аулов.

Искусство народов Северного Кавказа

Браслет. Конец XIX в. Серебро, позолота, бирюза, филигрань, зернь. Ширина 3 Дагестан, Чох. Аварцы. Со­биратель A. J1. Млокосевич

Дагестанская коллекция музея — одна из самых полных в Советском Союзе не только по количеству вещей, но и по охвату’тем/Она’раскрывает перед нами мир необыкновенных вещей, выполненных талантливыми мастерами. Будь то керамика, оружие, украшение или просто вязаная обувь — все поражает отточенностью форм и изысканностью отделки.
В сборе коллекций, наряду с сотрудниками музея А.А. Миллером, А. К. Сержпутовским, К. А. Иностранцевым, Е.Н. Студенецкой, активно участвовали местные жители, например, Валаев, доставивший предметы по этнографии осетин. Особенно ценны произведения народного искусства, переданные кубачинцами; так, Саид Магомедов, связанный с музеем с 1913 по 1939 год. прислал сюда прекрасные образцы оружия, серебряных изделий и бытовых вещей. С 1958 года поставляет в музейные фонды иногда и весьма редкостные вещи Паша Ахмедханов.
Своеобразные природные условия оказали влияние на быт и культуру народов Северного Кавказа. Почти у всех жителей этого края основными занятиями были земледелие и отгонное скотоводство. В меньшей степени они развиты в Дагестане, ибо в этой стране гор, где существовало острое безземелье и перенаселенность, значительную роль играли кустарные промыслы. До Великой Октябрьской социалистической революции в Кабарде и Осетии, в Адыгее и Карачее большинство ремесел сводилось к обработке продуктов сельского хозяйства и скотоводства. Последнее давало «сырье», главным образом, для женских промыслов, среди которых выделялось сукноваляние, изготовление паласов, безворсовых ковров, хурджинов (переметных сум) с традиционным геометрическим узором. Из сукна делали бурки и знаменитые войлоки, которые занимали видное место в быту всех народов Кавказа, но особенно этим искусством славились карачаевцы и балкарцы. Государственный музей этнографии народов СССР обладает довольно обширной свыше сорока образцов — и прекрасной коллекцией войлоков. Многие из них являются редкими по орнаментике и технике исполнения, как, например, с ввалянным узором, чарующие мягкостью серо-черной цветовой гаммы.

Искусство народов Северного Кавказа

Ступка с пестиком. 1977 Дерево, металлическая насечка. Ступка 15×7. Пест 19 Дагестанская АССР, Унцукуль. Аварцы. Собиратели
Н. П. Соболева и Э. С. Яглинская

В жилище горца ковер заменял мебель, утварь, покрывал земляной пол. Женщины-горянки — искусные ковровщицы и вязальщицы. Их паласы и войлоки и сейчас вызывают восхищение цельностью художественного образа и сдержанной красотой цветовой гаммы. Особенно интересны сумахи — односторонние безворсовые ковры, назначение которых — застилать пол в комнате, поэтому они были больших размеров. Их узор сложен, он состоит из центрального поля и широкого бордюра; его колористическое решение строится на сочетании нескольких контрастных тонов.
Весьма разнообразны ковры Дагестана, каждый район имеет свои излюбленные традиционные типы, объединенные, однако, общим стилем, выделяющим их среди ковровых изделий Закавказья, Средней Азии и других районов страны.
Наряду с войлоками в быту северо-кавказских народов были распространены и циновки, плетенные из камыша, привлекающие изощренностью орнаментального рисунка. Среди женских занятий важное место занимала вышивка золотой и серебряной нитью, которой украшали в основном одежду, имевшую прежде ярко выраженный сословный характер. Так, богатая кабардинская или карачаевская невеста к свадебному костюму надевала высокую конусообразную шапку с золотым галуном, к обуви прикрепляла особые подставки высотой до десяти сантиметров, окованные серебром и обшитые бархатом — атрибуты ее высокого происхождения. К ним относились и специальные бархатные нарукавники, присоединявшиеся к рукавам платья, расшитые золотой нитью. Орнамент из изящно изгибающихся линий свободно располагался по всей поверхности нарукавника.
Национальную окрашенность придавала жилищу горцев и своеобразная домашняя утварь: резные деревянные солонки, расписные ложкарники, мерки для муки, украшенные затейливой резьбой из розеток, кругов и других геометрических элементов. Очень декоративны монументальные очажные цепи для подвески котлов над открытым очагом.
Большое место в быту жителей Дагестана занимали изделия из глины. Наиболее известным из существующих центров керамических промыслов является дагестанский аул Балхары, где гончарством и до сих пор занимаются женщины. Они выделывают водоносные кувшины и другие сосуды. Форма изделий проста, мягкая, плавная линия очерчивает тулово, над которым поднимается горло. Кувшины украшены росписью в виде волнистых линий белого и темно-красного цвета на спокойном терракотовом фоне обожженной поверхности. Наряду с посудой, мастерицы лепили всевозможные затейливые игрушки.

Искусство народов Северного Кавказа

Настенное блюдо. Середина XIX в.
Глина, полива, рельеф. Диа­метр 37
Дагестан, Андийский район, Верхнее Энхели. Каратинцы. Собиратель А. К. Сержпутов­ский

В коллекциях музея балхарская керамика представлена очень широко, что позволяет проследить развитие форм и декора на сосудах с прошлых веков и до наших дней.
Широкое распространение на Северном Кавказе получили изделия из драгоценных металлов; многие из них вошли в сокровищницу памятников народного прикладного искусства нашей страны. К лучшим художникам-ювелирам относятся дагестанские златокузнецы и серебряных дел мастера, а самым известным центром местной художественной культуры является аул Кубачи, где уже в ранние времена были развиты всевозможные ремесла. Их отличает совершенство технического исполнения и красота изысканного узора. В Государственном музее этнографии народов СССР есть небольшая, состоящая из восьмидесяти образцов, коллекция этих предметов.
Кубачинские мастера — создатели сложных по составу и красивых женских ювелирных украшений: серег, браслетов, пряжек, поясов, разного типа подвесок, в композицию которых они умело включали филигрань, зернь, цветные камни и стекла.
Интересны массивные нагрудные украшения лакцев в виде подвесок, застежек-пуговиц, нашивавшихся на шелковые свадебные платья. Их обилие иногда делало наряд похожим на панцирь.
В экспозициях музея значительное место занимают изделия современных ювелиров из Кубачай, творчество которых теснейшим образом связано с древними народными традициями. Таковы произведения заслуженного деятеля искусств Дагестанской АССР Расула Алиханова и других. Используя орнаментальные мотивы, выработанные мастерами предшествующих поколений, современные художники применяют и новые технические решения, например, глубокую прочеканку фона, дающую неожиданные светотеневые эффекты.