Culture and art

Культура и искусство

Искусство народов Сибири

Искусство народов Сибири

Дух охоты. Начало XX в. Дерево, резьба, раскраска. 76×42
Хабаровский округ. Удэ. Со­биратель Е. Р. Шнейдер

Искусство народов Сибири и Дальнего Востока в собрании Государственного музея этнографии народов СССР

На огромных просторах Сибири и Дальнего Востока, занимающих больше половины территории СССР, проживает более тридцати коренных народов и народностей, разных по своему этническому происхождению, языку и культурно-хозяйственным традициям. В фондах Государственного музея этнографии народов СССР хранится почти сорок тысяч экспонатов, раскрывающих все многообразие, богатство и необычайность памятников культуры и быта аборигенов сибирского региона.

Искусство народов Сибири

. Парка (верхняя мехо­вая одежда). Начало XX в. Мех, бисер, шитье. 75 X 100 Приморская область, Ана­дырский край. Эвены. Соби­ратель Н. П. Сокольников

В сложении этого редчайшего по своей полноте собрания, формирование которого началось еще в самом начале XX века, участвовали ученые Д. А. Клеменци С. И. Руденко, политические ссыльные Ф.Я.Кон, А. А.Макаренко, Э.К. Пекарский, значительную лепту внесли работавшие по заданию музея Н. П. Сокольников, А. И. Попов, К. Д. Логиновский и другие. В годы Советской власти, особенно в начале 1950-х годов, коллекции по народам Сибири пополнились сборами Е. П. Орловой, М. А. Каплан, М. С. Поповой и других сотрудников музея.
В обширных фондах Сибири и Дальнего Востока нет ни одного отдела, который бы не располагал ценными, а подчас и уникальными памятниками быта, культуры и искусства местных народов. Подлинно редкостной является коллекция по айнам, состоящая почти из тысячи экспонатов, собранная В.Н. Васильевым в первой четверти XX века на Южном Сахалине.
Большой интерес представляют коллекции по чукчам (свыше тысячи экспонатов), где все, начиная от нехитрой утвари и кончая ярангой с пологом, говорит о сложной и своеобразной жизни самых северных жителей страны. Особое внимание привлекает собрание гравированных моржовых клыков — сто двадцать пять образцов, из которых наиболее значительными являются памятники 1920-х годов, почти не имеющиеся в других музеях. Этот вид Искусства, зародившийся еще в первой половине XIX века, и до сего дня остается одним из основных видов чукотского народного творчества.
Тематически полными и богатыми по количеству экспонатов являются коллекции по якутам и бурятам. Последние были собраны крупнейшим просветителем бурятского народа Хангаловым. Особый интерес представляют коллекции по эвенкам, включающие свыше пятидесяти костюмов шаманов. Очень содержательны фонды по народам Амура — нанайцам, нивхам, негидальцам, орочам и другим; помимо бытовых предметов, своеобразной одежды, особое внимание привлекают культовые предметы. Многие из них были собраны В. К. Арсеньевым. В музее хранится около двухсот пятидесяти предметов, полученных от этого известного путешественника и знатока культуры народов Приамурья.

Искусство народов Сибири

Чорон (кубок для кумыса). Конец XIX в.
Дерево, резьба, медь. 19,5 X 14 Якутская область. Якуты. Собиратель А. И. Попов

Размеры нашего краткого обзора не позволяют дать подробную характеристику всех коллекций и видов народного творчества, поэтому в предлагаемом издании будут представлены наиболее типичные и характерные предметы быта, культуры и искусства народов Сибири и Дальнего Востока.
У жителей амурской зоны в дореволюционное время преобладала одежда из рыбьей кожи, которую обрабатывали на специальных кожемялках. Как мужские, так и женские халаты на спине расшивались прихотливым узором из окрашенных преимущественно в синий цвет кусочков кожи другой рыбы. Этот тончайший и по-своему изысканный орнамент Пришивался с помощью ниток, также изготовленных из рыбьего сырья.
Одежда тувинцев и бурятов, испытавших на себе сильное монгольское и китайское влияние, изготовлялась преимущественно из покупных шелковых тканей; особую красочность тувинскому и хакасскому костюму придавали на- грудники-пого, обильно покрытые кораллами и перламутровыми пуговицами.
Заметно выделялись украшения якутского женского костюма и особенно свадебного. Поверх тяжелой шубы, крытой сукном, надевали массивные металлические цепи, широкий металлический пояс, достигавший в ширину десять, а в длину около ста двадцати сантиметров. Состояли они из нескольких соединенных вместе металлических пластин, украшенных гравировкой. Стоимость таких поясов была двадцать пять — тридцать рублей, а в отдельных случаях доходила до ста рублей. К поясу прикреплялись колечки, за которые цепляли ухочистку, игольницу, обязательно нож и другие необходимые предметы. Эти пояса были фамильной ценностью, передавались по наследству, они ценятся у якутов и сегодня.
У бурят, тувинцев и особенно якутов было очень развито кузнечное и ювелирное дело. На этот вид ремесла заметное влияние оказала близость русских, у которых, в частности, якуты позаимствовали инструменты, технические приемы, а также некоторые орнаментальные мотивы. Помимо женских украшений — витых шейных колец, серег, цепей, которыми якуты снабжали весь Крайний Север, — они делали замечательную конскую упряжь. Особенно высоко ценились женские седла, почти целиком окованные серебром. Они являлись непременной частью приданого якутской невесты.

Искусство народов Сибири

Головное украшение невесты. Середина XIX в. Серебро, кораллы, сукно, ме­таллические бляшки, бисер, бусы, литье, гравировка. Длина 118
Якутская область, Ботурусский улус. Якуты. Собира­тель А. И. Попов

Особый интерес представляет собой одежда шамана, национальные особенности которой сказывались в покрое и украшениях. Так, характерной чертой эвенкийской шаманской одежды XVIII и вплоть до начала нашего столетия было обилие металлических подвесок, иногда их вес доходил до двух и более пудов. Интересен шаманский костюм жителей Амура, богато расписанный изображениями всевозможных животных и пресмыкающихся, которые составляют сложный узор. Частью наряда были «лечебные» нагрудники, представляющие сейчас значительный художественный интерес. Изготовленные из ровдуги или рыбьей кожи, они обильно украшались мастерски нарисованными тушью и красной краской стилизованными фигурками животных.
Предметы домашнего обихода и утвари у народов Сибири и Дальнего Востока не были так разнообразны, как у русских или народов Северного Кавказа. Низкий уровень их хозяйственного и культурного развития до Великой Октябрьской социалистической революции не способствовал распространению ремесел. В быту этих народов мы почти не встретим изделий из металла, глины, но сколько выдумки было вложено в обработку дерева, бересты, меха, рыбьей кожи и других материалов.
В повседневной жизни народов Сибири и Крайнего Северо-Востока особенно широко применялся мех. Его использовали как «строительный материал», им покрывали чумы, яранги, постилали на пол, из него делали коврики, мешки, сумки, богато украшенные меховой мозаикой и являвшиеся своеобразной «обстановкой» кочевого жилища.
Из бересты выделывались всевозможные коробки, корзинки, ведра для воды. Ею крыли летние чумы. Некоторые народы, в частности алеуты, изготавливали из бересты яркие расписные головные уборы, являвшиеся частью промысловой одежды.
У народов южной Сибири шире использовалось дерево. Из него строили жилища, внутренние части которого украшали затейливой резьбой.

Искусство народов Сибири

Обувь. Начало XX в.
Мех, замша, бисер, меховая мозаика, шитье. 74×25 Место приобретения и собиратель неизвестны. Эвенки. Поступило из Музея народов СССР

Разнообразная утварь и посуда также вырабатывались из дерева. Так, у якутов особый интерес в художественном отношении представляют чороны — ритуальные сосуды для питья кумыса на древнем празднике коневодов. Чороны имеют сохранившуюся на протяжении многих веков кубкообразную форму, слегка расширенную к низу тулова. Плавные, мягкие очертания, богатая орнаментация, выполненная глубокой гравировкой, придавали кубку праздничный вид, подобающий ритуальному предмету. На некоторых сосудах есть ножки, имитирующие конские копыта. Они служат основанием чорону, придавая ему устойчивость, что особенно было важно для больших кубков, емкость которых достигала иногда десяти литров.
Почти в каждом жилище можно было встретить фигурку медведя, культ которого был особенно распространен среди жителей сибирского региона. Как правило, это был массив плотного дерева с едва намеченными контурами тулова, конечностей, головы; глаза были обозначены бисеринками. От монументальных форм такого медведя, от примитивности техники веет архаикой. У амурских народов духа охоты символизировал тигр. Вырезанная из дерева фигурка с удлиненным туловом, как бы стелящаяся неслышным шагом на согнутых лапах, сейчас производит впечатление детской игрушки. Оно как бы подчеркивается черными полосами, опоясывающими тело тигра, и яркими голубыми глазами-бисеринками. Вера в духов, в безграничные возможности шаманов объяснялась почти поголовной неграмотностью «инородческого» населения. Однако примитивный способ передачи мыслей все же был — это так называемое пиктографическое или рисунчатое письмо. Оно встречалось у многих народов — у ненцев, коряков, селькупов, юкагиров и многих других. Наиболее яркий образец этого письма, принадлежащий эвенкам, был доставлен в музей в 1903 году А. А. Макаренко, знатоком этнографии народов Сибири. Это стес сосны; на нем изображены стоящие чумы и плывущие в лодках люди, что означает: люди откочевали вверх по реке и там поставили свои жилища.
Не только перечисленные предметы быта, одежды, украшений народов Сибири и Дальнего Востока, но и многие другие, находящиеся в фондах и экспозициях музея, с полным правом сейчас можно считать предметами народного искусства, поскольку все творчество народа теснейшим образом связано с его трудовой деятельностью, отражало его жизнь во всем многообразии, удовлетворяло эстетические потребности людей.
Советская власть внесла качественно новые изменения в жизнь и быт народов Сибири и Дальнего Востока. Широкая сеть школ, культбаз, интернатов помогла ликвидации неграмотности, а это способствовало развитию политического и национального сознания народов Сибири, их активному участию в жизни страны, в подъеме своей национальной культуры. Подтверждение тому — лучшие образцы изделий современного народного и декоративно-прикладного искусства народов Сибири и Дальнего Востока. Таковы всемирно известные произведения косторезной мастерской «Северные сувениры» в поселке Уэлен на Чукотке, работы якутских и бурятских художников по металлу, утварь из бересты жителей Амура, сохранившие традиционную форму и затейливый национальный орнамент.