Culture and art

Культура и искусство

История древнерусской живописи

История древнерусской живописи

История древнерусской живописи

История древнерусской живописи, насчитывающая семь веков, начиналась в конце X столетия. Уже в XI веке Киев становится, по свидетельству современника, «украшением Востока, соперником Константинополя». Здесь, в Киево-Печерском монастыре. жил и работал первый знаменитый иконописец Древней Руси Алимпий.

СПАСЕНИЕ ДИМИТРИЯ ОТ ПОТОПЛЕНИЯ

СПАСЕНИЕ ДИМИТРИЯ ОТ ПОТОПЛЕНИЯ

Мозаики и фрески киевских храмов создавались византийскими художниками в тесном сотрудничестве с местными учениками. О культурной жизни Киева можно судить по великолепным памятникам архитектуры, произведениям монументального и декоративно-прикладного искусства. К сожалению, ни одной иконы достоверно киевского происхождения до нас от этого времени не дошло.
XII — начало XIII столетия — период широкого расцвета древнерусской культуры. Наряду с Киевом развиваются новые центры самостоятельных княжеств Смоленск. Владимир, Галич. Великий Новгород. С последним, как предполагают, связано большинство сохранившихся произведений живописи домонгольской Руси. В основном это иконы византизируюшего направления, отразившего, очевидно, вкусы великокняжеского и архиепископского дворов. Их отличают строгая монументальность, тонкая ритмика композиционного строя, сложная моделировка форм, колористическое богатство, глубокая одухотворенность образов. Одновременно с такими произведениями в Новгороде создавались иконы, которые можно отнести к местным художественным течениям, более близким широким слоям населения.
В 30 х годах XIII века ход развития русской истории и культуры был нарушен монголо-татарским нашествием. Превратились в руины цветущие города, прервались связи с Византией, надолго прекратилось каменное строительство. Памятников живописи второй половины XIII столетия известно крайне мало. Почти все они происходят из Новгорода, сохранившего независимость, хотя и вынужденного платить дань Орде. В сложившихся условиях изоляции от развитых культурных центров формируется самобытное новгородское искусство. Усложненный строй икон византизируюшего направления сменяется более простым, несколько огрубленным, но очень выразительным.
Местные художественные течения, отчасти проявившиеся в новгородской живописи еще в домонгольскую эпоху, преобладают на протяжении всего XIV столетия и достигают расцвета на рубеже XIV XV некой, когда отличительные черты новгородской иконописи обретают устойчивость, кристаллизуются, сочетаются свободно и гармонично. Яркий, чистый, звонкий цвет с преобладанием излюбленной киновари, плоскостная, очень декоративная трактовка форм с подчеркнутыми силуэтами, четкие композиционные схемы, энергичные и мужественные образы эти особенности искусство Новгорода сохранит вплоть до XVI века.

СПАС НА ПРЕСТОЛЕ

СПАС НА ПРЕСТОЛЕ

Победы русских войск над монгола-татарами в конце XIV столетии вызвали необычайный подъем в стране. Активизируется художественная жизнь Владимира, Суздаля, Твери, Пскова и других древних культурных центров Руси. Здесь, как и в Новгороде, развиваются местные школы иконописи со своими живописными приемами, оригинальными колористическими решениями, своеобразным психологическим складом образов. Невозможно, например, принять за новгородские типично псковские иконы, которым присуща особая духовная напряженность, выраженная в динамическом движении фигур, резком сопоставлении света и тени в письме ликов, в насыщенности густо-зеленых, красно- коричневых, желто-оранжевых цветов.
Возрастание политического значения Москвы, особенно заметное после Куликовской битвы 1380 года, сопровождалось расцветом московской живописной школы, сложившейся в результате усвоения принципов византийской иконописи XIV столетия, творчески переосмысленных и ассимилированных с местными традициями. Характер московской живописи определило творчество Андрея Рублева и художников его круга.
Искусство прославленного мастера — явление общечеловеческого масштаба и значения. Произведения Андрея Рублева интересно сравнить с живописью его старшего современника Феофана Грека, исполнившего знаменитые фрески новгородской церкви Спаса на Ильине улице. Если образы Феофана пронизаны трагическим сознанием несовершенства человека, чувством постоянного противоборства духа и материи, страстным. но недосягаемым стремлением к гармонии, то искусство Рублева прежде всего гармонично и просветленно. Самоуглубленные, сосредоточенные, глубоко человечные образы Рублева утверждали идеалы справедливости, мудрости, самопожертвования и любви. Совершенство художественного языка Андрея Рублева — в единстве линейного и живописного начал, в ясности. чистоте и изяществе рисунка, в тонких созвучиях изысканного колорита, светлого даже в тенях.
Живопись великого мастера оказала большое влияние на последующее развитие древнерусского искусства. Творческое наследие Рублева усваивалось, перерабатывалось, воспринималось как образец многими поколениями художников. К рублевским традициям примыкает искусство крупнейшего живописца конца XV начала XVI века Дионисия, складывавшееся и развивавшееся в период централизации Русского государства, ликвидации зависимости от Золотой Орды, выхода на широкую международную арену. Как художнику философского склада. Дионисию было свойственно ощущение органичного единства мира. Его .многофигурные иконописные композиции отличаются великолепием цветовой и линейной ритмической организации. Произведения Дионисия воссоздают не сюжетное содержание изображенной сцены или внутреннее состояние ее участников, а духовную разумность и красоту мира. В его творчестве воплотились и получили логическое завершение лучшие черты ведущего направления московского искусства предшествующей поры.
Для живописи XVII столетия характерны самые разнообразные тенденции. В первой половине века царские мастера Прокопий Чирин, Никифор Савин и другие создают произведения, привлекающие тонкостью миниатюрного письма, изящным узорочьем, подробной повествовательностью. По фамилии крупнейших заказчиков купцов Строгановых — этот изысканный стиль получил название «строгановского». Во второй половине XVII века усиливается интерес иконописцев к объемной трактовке форм и углублению пространства изображения, что в немалой степени обусловлено влиянием западноевропейской живописи. Большое значение для развития новых тенденций русского искусства имели мастерские Оружейной палаты Московского Кремля, к середине XVII столетия ставшие художественным центром всей страны. Выдающиеся живописцы Оружейной палаты, среди которых наиболее известны Симон Ушаков, Тихон Филатьев. Иван Максимов. Кирилл Уланов. достойно завершили историю древнерусского искусства. выразив сложность и противоречивость культуры переломной эпохи перехода от средневековья к Новому времени.