Culture and art

Культура и искусство

Карлис Добрайс

Карлис Добрайс. Дети казахов. Масло. 1976

Карлис Добрайс. Дети казахов. Масло. 1976

Карлис Добрайс

Рядом с мастерской Карлиса Добрахса, расположенной на окраине рыбацкого поселка, вытянулись к небу сосны. В мерных порывах ветра, играющего жесткой травой на песке, угадывается близость моря. Художник показывает свои картины, рисунки, рассказывает подробности их создания. Ощущение раскинувшегося вокруг зеленого мира все время сопровождает беседу, словно раздвигая стены мастерской.

Чувство радостного многоцветья, многообразия земли возникает при взгляде на картины живописца. Будь то серебрящаяся снегом Заполярья картина «Собрание. На северной трассе» или дышащее зноем полотно «Газопровод Азия — Центр». И это естественно: по путевкам комсомола Добрайс побывал в самых разных уголках Советского Союза.
Не так давно он вернулся из Казахстана. Впечатления от новых, полюбившихся мест живописец передал в картине «Дети казахов». Своеобразие жизненного уклада живо схвачено и раскрыто Добрайсом в этом интересном полотне. Дети обступили огромного верблюда и терпеливо позируют художнику. Загорелые личики, яркие пятна костюмов, заполнивший чуть ли не все пространство холста верблюд, словно пропитанные солнцем стены глинобитных построек на заднем плане — изображенное на полотне становится ликующей песней жизни, сияющему небу, беззаботной радости детства. Каждая такая поездка не только обогащала молодого художника опытом, но и учила по-новому воспринимать природу родной Латвии.
Из чего складывается художник? Что приводит его к творческому успеху? Добрайс часто задумывается над этим. Он знает: рождение образа в искусстве проходит через три стадии — сознание, чувство, умение. Но началом становления каждого художника является его взгляд на окружающее, его миропонимание. Наблюдение жизни, ее изучение на основе правильного мировоззрения наполняют художника тем «образным материалом», без которого не может быть творчества. И венчает воплощение замысла в картине работа, непрекращающийся, приносящий порой и горькие минуты разочарования каждодневный напряженный труд. Вопрос о культуре профессионального мастерства, качества исполнения задуманного Добрайс решает каждым своим произведением, большим и малым, наполняя высоким смыслом то понятие, что в быту иной раз пренебрежительно именуют ремеслом.

К. Добрайс. Латвийская деревня. Тушь, перо. 1969.

К. Добрайс. Латвийская деревня. Тушь, перо. 1969.

Недавно он стал преподавателем. И работает теперь с еще большей ответственностью: стремление избавить от ошибок себя и своих студентов требует строгого анализа собственного опыта и постоянного совершенствования в искусстве.
Работа учит его понимать жизнь, тысячами нитей связывает с людьми, которые трудятся рядом. После окончания Академии художеств Латвийской ССР Карлис вместе с товарищами организует мастерские в Даугавпилсе, рисует и пишет на заводах, участвует в украшении города к праздникам, оформляет Дом пионеров.
При разработке сюжета картины, стремясь полнее выразить свой замысел, Добрайс часто прибегает к поэтической передаче явлений. Однажды он увидел детей, катающихся на «семиверстных шагах» — так в Латвии называют известные всем гигантские шаги. Живописцу захотелось выразить чувство полета над землей, столь знакомое каждому с детства. Постепенно из картины, названной им «На гигантских шагах», уходили лишние детали, исчезали глухие тона. Художник стремился наполнить произведение светом, воздухом, в котором подростки как бы парят над полями и голубеющим вдали лесом.
Одну из своих последних работ — «Завод РАФ» — художник посвятил труду рабочих Рижского завода микроавтобусов. Производственная тема хорошо знакома Добрайсу. Но всякий раз он пытается достоверно запечатлеть не только саму обстановку производства, занятых делом людей, но уловить напряженность трудового ритма, передать его звучной мелодией цветовых сочетаний, подчеркнуть колористическим строем полотна. Цветовыми отношениями он передает взаимосвязь человека и машины. Сложная техника как бы оживает в окружении людей.
Воспоминания об уже прожитых днях часто приводят к новым замыслам. Добрайс создал таким образом цикл работ, посвященных службе в армии. Ударные комсомольские стройки навеяли художнику сюжеты полотен, которые впоследствии были показаны на многих выставках. А поездка на Кубу определила замысел еще одной картины — «Народный праздник в Гаване», в которой живо переданы накопленные во время путешествия впечатления. Она была показана на юбилейной выставке «Молодая гвардия Страны Советов».
Работая над формой и содержанием, цветовым решением образов, молодой художник в каждом произведении стремится передать свое мировосприятие, показать свое отношение к действительности, воплотить радостную мелодию жизни. В период летних гроз он часто любуется радугой над взморьем. И эти самые чистые краски природы пытается перенести на свои холсты. Карлису Добрайсу есть что рассказать людям о времени, в которое мы живем. Ведь мир велик и многообразен, и его содержательность, его красота и очарование всегда будут манить художников.