Culture and art

Культура и искусство

Картина Якоба Иорданса

Якоб Иорданс. Бегство в Египет. 1640. Холст, масло. 1,32 X 2,00

Якоб Иорданс. Бегство в Египет. 1640. Холст, масло. 1,32 X 2,00

Картина Якоба Иорданса Бегство в Египет 1593—1678

Дата создания картины — 1640 — была обнаружена при недавней реставрации картины. Как и три другие работы выдающего фламандского живописца, составляющие небольшую коллекцию в картинной галерее музея, это полотно относится к периоду наивысшего расцвета творчества художника.

Якоб Иорданс родился и всю свою жизнь провел в Антверпене. Его учителем был Адам ван Ноорт, в искусстве которого увлечение идеализирующим романтизмом сочеталось с тягой к национальной реалистической традиции.
В 1616 году Иордане был принят в гильдию св. Луки, объединение антверпенских художников, а в 1621—выбран деканом гильдии, что указывает на твердо завоеванный авторитет. Слава Иорданса перешагнула далеко За пределы его родины, он получал заказы из разных стран, а после смерти Рубенса стал первым живописцем города Антверпена. Самое большое влияние на него оказали Караваджо и Рубенс, однако, будучи сильной творческой натурой, Иордане нашел свой собственный художественный стиль. Демократическое и глубоко национальное искусство Иорданса привлекает грубоватой прямотой, искренностью и оптимизмом мироощущения.

Картина Якоба Иорданса

Якоб Иорданс. Бегство в Египет. 1640.

Полотно «Бегство в Египет» написано в духе монументального жанра, которым в эти годы был увлечен Иордане. В художественном замысле картины сплелись две задачи: жанровая и живописно-декоративная. Жанровые бытовые элементы нашли отражение в усилении сюжетной линии, обрисовке типажа, передаче характерной повадки животных, фигуры ангелов более идеализированы. Хотя композиция этой картины и навеяна одноименной работой Рубенса, хранящейся в Кассельском музее, Иордане находит в ней самостоятельное решение художественного образа. Тревожное состояние бегства передало беспокойным движением обернувшегося ангела, настойчивым ритмом шага Иосифа, приглушенным колоритом. Уверенная крепкая лепка формы, работа широким мазком, размах и энергия живописного письма характерны для манеры Иорданса. Картина поступила в музей в 1924 году из Дома-музея гр. Шуваловых в Ленинграде.