Culture and art

Культура и искусство

Клод Жозеф Верне

Клод Жозеф Верне Вид парка виллы Памфилии. 1749 Холст, масло. 0,76X1,01

Клод Жозеф Верне Вид парка виллы Памфилии. 1749 Холст, масло. 0,76X1,01

Клод Жозеф Верне Вид парка виллы Памфилии

Жозеф Верне (1714—1789) был одним из самых любимых художников XVIII века, чья слава далеко перешагнула за границы его родины. Известностью этой он был обязан главным образом своим морским видам, которыми так восхищался
Дидро на выставках Салонов. Молодые годы Верне провел в Италии, где писал живописные окрестности Рима. Картины эти пользовались огромным успехом, и художник был завален заказами. В 1753 году он вернулся во Францию, где сразу же был избран в Академию живописи и получил большой государственный заказ на изображение главнейших морских портов Франции. Верне обладал подлинным талантом, о чем свидетельствуют его ранние произведения.

Клод Жозеф Верне Вид парка виллы Памфилии. Фрагмент

Клод Жозеф Верне Вид парка виллы Памфилии. Фрагмент

Все увеличивающийся спрос на картины привел его творчество к известному упадку. Работы Верне последних лет — преимущественно патетические сцены кораблекрушений— отличаются театральностью и монотонным повторением одних и тех же шаблонных мотивов.
Подобно своему великому предшественнику пейзажисту Клоду Лоррену, Верне любит широкие панорамы и различные эффекты освещения, но его пейзажи ближе к реальной жизни, что говорит о нем как об остром и заинтересованном наблюдателе. Человеческие фигурки, бывшие у Клода Лоррена простым стаффажем, становятся у Верне подлинной душой его пейзажей, что сближает их с произведениями жанровой живописи того времени. Картина «Вид парка виллы Памфили» написана Верне в окрестностях Рима в 1749 году. Как и парная к ней «Вилла Людовизи», ныне находящаяся в Эрмитаже, она была указана мастеру известным коллекционером маркизом де Вийеттом в числе других восьми картин. Изображая вид красивого итальянского парка с гуляющей в нем публикой, Верне удачно сочетает декоративный размах целого с конкретностью и правдивостью в передаче всех деталей. Широкая прямая аллея, украшенная вазами и балюстрадами, большие деревья, причудливо подстриженные по моде того времени, живые типы людей, схваченные прямо с натуры, как бы воскрешают перед нами кусочек быта XVIII века.
Картина поступила в Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в 1930 году из Государственного Эрмитажа.