Culture and art

Культура и искусство

Конный портрет

Конный портрет Французский мастер XVII века. Холст, масло. 0,46X0,35

Конный портрет Французский мастер XVII века. Холст, масло. 0,46X0,35

Конный портрет Французский мастер XVII века

Портрет неизвестного всадника в голубой одежде — это одна из загадочных картин в собрании французской живописи музея. До сих пор остаются невыясненными ни имя художника, ни имя изображенного лица, хотя тонкость письма и изысканный колорит говорят о первоклассном мастере, а пышный наряд всадника свидетельствует о высоком ранге модели.
В XVII веке в европейской живописи особое значение получает конный портрет как наиболее эффектный и репрезентативный тип парадного портрета.

Знаменитые произведения Рубенса, Ван Дейка, Веласкеса служили здесь своего рода эталоном для многочисленных подражаний менее известных мастеров. Во Франции конные портреты королей стали своего рода официальной традицией еще со времен изображенного Жаном Клуэ Франциска I. В отличие от более динамичных образов Веласкеса и Ван Дейка композиция их отличается классической строгостью и торжественностью. Почти все эти портреты, вплоть до портрета молодого Людовика XIV работы Вуэ, следуют одной и той же схеме: плавно выступающий конь и величественно-спокойная фигура всадника создают четкий профильный силуэт. По этому же принципу строится и композиция «Всадника в голубом», отличающаяся от больших королевских портретов лишь своим малым камерным форматом. Пышный костюм всадника и причудливое убранство лошади, выдержанные в единой серебряно-голубой гамме, позволяют предположить, что здесь, может быть, изображен участник одного из тех театрализованных придворных празднеств или каруселей, которые так часто устраивались при дворе молодого короля Людовика XIV. Картина поступила в ГМИИ имени А. С. Пушкина в 1924 году из Румянцевского музея в Москве.