Culture and art

Культура и искусство

Константин Мирошник

Константин Мирошник

К. Мирошник, Н . Кургузова-Мирошник Семья . 1998

Константин Мирошник художник

Отсюда и постоянное обращение художников к вековым культурным традициям русского народа, глубокий интерес к событиям национальной истории и верность живым традициям русской школы живописи.
Созданием Академии и своим творчеством выдающийся художник открыл новый этап в развитии русского искусства. По мнению И.С. Глазунова, «школа — это мировоззрение, помноженное на профессиональное мастерство. Художнику она необходима так же, как артисту балета. Школа предполагает формирование индивидуальной творческой личности художника».

К . Мирошник Старые книги. 1997 Музей Всероссийской Академии живописи, ваяния и зодчества

К . Мирошник Старые книги. 1997 Музей Всероссийской Академии живописи, ваяния и зодчества

Формирование мировоззрения художника сочетается в Академии с обретением заново русской академической школы. Это и становится ключом к пониманию специфики станковой живописи как уникального способа познания бытия, общения со зрителем, воспитания его чувств. Душевная чуткость помогает понять художнику, что реализм — это выражение идеи противостояния тьмы и света, и в эту борьбу обязательно вовлекаются сердце человека, его мысли, чувства. В сложном процессе рождения творческой личности художника, принимающем порой неожиданные обороты, наиважнейшим является его нравственное развитие. Именно это дает ему то видение мира, которое позволяет воплотить истинную красоту в творчестве. Тогда и очерчивается круг проблем и вопросов, актуальных для любого живописца.
Кроме того, при воплощении своего замысла художникам приходится решать немало других задач: поиск средств живописной выразительности, выбор цветовой гаммы в будущей работе. Именно это дает возможность ясно понять и выбрать единственно верный вариант композиционного решения.
По мнению Ильи Глазунова, в зависимости от способа отражения мира художники делятся на две условные категории — «изобразителей» и «выразителей».
Константин Мирошник
Как почти все мальчишки, Костя любил футбол, гитару. Мать будущего художника — Наталия Петровна — хотела, чтобы Костя шел в педагогическое училище.
Окончив училище с отличием, он работает сельским учителем. До поступления во Всероссийскую Академию живописи,ваяния и зодчества Константин занимался у Алексея Николаевича Горохова, с которым познакомился в Симферополе, у него будущий мастер учился мастерству мариниста. Тогда Константин Мирошник и получил напутствие поступать в Академию. Большую помощь при этом вновь оказала мать художника. Как человек верующий, она поддержала горячее желание сына поступать в Академию. Накануне вступительных испытаний вместе с матерью Константин посетил Оптину пустынь, Троице-Сергиеву лавру.
Вера в возрождение нравственных, духовных ценностей, уверенность в прекрасном будущем России находит выражение в эпических пейзажах, полных радости и оптимизма. Мы можем особо выделить такие работы художника, как Россия (1992), Волга (2001; обе — собственность художника), а также полотна на темы русской истории — Да будет стольный град Москва! (1994, собственность художника), Броненосец «Адмирал Ушаков» (1998), Гимн Петру I (1991). Все эти полотна — свидетельство неподдельного интереса к прошлому нашей Родины, отображение ярких, героических событий с чувством истинного патриотизма, которое находит свое ярчайшее воплощение практически в каждой работе художника.
Крым в творчестве Константина Мирошника
Встреча с крымской землей — это встреча с прекрасным, неизменно вызывающим подъем душевных сил. Крым для Константина Мирошника стал поистине «землей обетованной» и занимает важное место в творчестве художника.
Этому удивительному краю, где повсюду можно ощутить дыхание истории, посвящена многофигурная композиция Крымские каникулы (1994-2000, собственность художника). В написании этого полотна принимала участие и Наталия Кургузова-Мирошник.

К. Мирошник Евпатория. 2001

К. Мирошник Евпатория. 2001

В глубину веков уходит история Крыма — Тавриды. Здесь соприкасались древнейшие мировые цивилизации Восточного Средиземноморья и Ближнего Востока. Последующая затем эпоха монгольского ига также нашла свое отражение в удивительной истории этой земли: противоборство российского государства с наследником Золотой Орды — Крымским ханством и Турцией, его покровителем, завершилось только в 1783 году присоединением Крыма к России. Гражданская война, Великая Отечественная оставили свой след на многострадальной крымской земле. Драматичные события новейшей истории не обошли ее стороной.
Крымские каникулы, по словам самого художника, написаны в переломный момент новейшей истории полуострова как напоминание о его историческом прошлом. На перекрестке времен собрались вместе жившие и живущие в Крыму, они общаются между собой. Сплетение судеб насыщает эту работу размышлениями. Среди изображенных — царская семья последнего русского царя Николая II, Екатерина II, побывавшая в Тавриде в 1787 году, Александр III, хан Гирей, скифский поэт Анахарсис. Среди изображенных на полотне — мать, отправляющая сына на войну, крупнейшие политики послевоенной Европы и Америки (Рузвельт, Черчилль, Хрущев), татарский поэт Умер Ибчи, который был репрессирован, Коровин, Шаляпин, писатели Пушкин и Грин — словом, все талантливые художники из самых разных сфер искусства, кто когда-либо посещал Крым вплоть до наших дней (например, актер М. Пуговкин). В целом эта работа носит плакатный публицистичный характер и производит впечатление монументальной живописи.
В самом названии картины заключено озорство и удаль, бесстрашие и смелость.
Обращаясь к пейзажам этого художника, нельзя не отметить их удивительную музыкальность: сам художник пишет стихи, сочиняет музыку, играет на гитаре. В этом, наверное, и заключается секрет необычайной лиричности и нежности его украинских пейзажей. В них отражены щемящая душу печальная красота украинской земли, простор и напевность. Море также не беззвучно в романтических крымских пейзажах художника.
Удачное композиционное решение позволяет избегать некоей описательности.
Как и в других работах художника, нас подкупает изысканный колорит полотна: едва уловимые переходы полутонов великолепно передают прозрачность предутренней дымки над морской гладью.
«Крымские» пейзажи Мирошни- ка часто соотнесены с конкретным местом, особо памятным для художника Ялта, 2001; Феодосия, 2001, собственность художника; Евпатория, 2001; Форос, 2001). В каждом из них своеобразие пластического языка удачно сочетается с продуманностью и оригинальностью композиционного решения (Памятник погибшим кораблям, 1994; Вечер в Симеизе, 2000).
Особое место в творчестве Мирошника занимает пейзаж Украинские дали (1998, собственностьхудожника). Четыре колеи почти рядом. Две дороги. Одна прямая, другая извивается, обегая бугорки и холмики… Человек выбирает себе дорогу…
Мотив дороги появился впервые у Александра Иванова в картине Annueea дорога при закате солнца-, этот пейзаж великий художник считал исторической картиной, так как в ней возникает величественный образ времени. Уходящая вдаль дорога или тропинка встречается у многих русских художников: И. Левитана, А. Рябушкина, А. Архипова, А. Степанова.
Подобно Владимирке И. Левитана, дорога в Украинских далях определяет композиционный строй картины, является одновременно и символом, и образом. Согласно представлениям православия, дорога — это сама жизнь человека, его путь в вечность.
Благодаря развернутости пространства в глубину картины возникает обобщенный образ Родины. Бескрайние просторы, небо, занимающее почти две трети полотна, рождает ощущение безграничности, беспредельной протяженности степей и лесов.
Есть в Украинских далях и эпичность, и в то же время лиризм, который передает белеющая вдалеке небольшая колоколенка деревенской церкви, тянутся дымки с пустеющих огородов, и дорога небезлюдна. Незримая глубинная связь большого и малого ясно выражена Константином Мирошником с его верой в извечную гармонию бытия.
Портрет певца и композитора Александра Барыкина по праву можно считать творческой удачей художника, сумевшего со всей силой чувства и таланта раскрыть и передать психологическую характеристику друга. Эту работу отличают динамичная композиция, неспокойный, «мятежный» колорит. Грозовое небо, алый закат — колористика окружающего пейзажа соответствует общему романтическому настроению картины. Чувствуется глубокая симпатия и сердечное отношение живописца к своему герою. Несмотря на сосредоточенность и напряженность его лица, зритель воспринимает Александра Барыкина приподнятым, одухотворенным.
Живописное решение холста Украинской ночи построено на контрасте густо-синего, чуть светлеющего у горизонта неба, темного силуэта дерева и освещенного, выступающего из бездны ночи лица, обрамленного золотисто-пепельными прядями. Острота взгляда Константина Мирошника поразительна: это портрет не только любимой женщины, жены, но и художника.
Взгляд Наталии серьезен, сосредоточен, он словно проникает нам в душу. Вверху и сзади — глубина бархатной украинской ночи, тишина и мерцание звезд.
В портретах бабушки Мани (1994, 1998) Константин Мирошник с большой теплотой пишет лицо, руки пожилой женщины, грустя о промелькнувшем детстве, сожалея о том, как быстро летит время, сохраняя в сердце благодарность за отзывчивость и доброту родного человека.
К какой бы теме ни обращался в своем творчестве Константин Мирошник, он всегда стремится передать Истину, наполнить свои работы светом доброты, настоящего, а не «картинного» гуманизма.
Наталия Кургузова-Мирошник
Наталия Кургузова-Мирошник родилась в Калуге, городе уникальном по своему архитектурно-живописному облику. В 1984 году Наталия с отличием заканчивает детскую художественную школу, где ее педагогом был Георгий Николаевич Герасимов — знаменитый акварелист и живописец, открывший дорогу в искусство многим художникам. Благодаря ему юная Наташа получает направление в Московскую среднюю художественную школу при институте имени В.И. Сурикова. Художник вспоминает, что Георгий Николаевич был очень требовательным учителем. Блестяще владея рисунком, он дал девочке прекрасную основу для будущей учебы, приучал к верности, точности руки, учил видеть и передавать богатство цвета и тона натуры, постоянно общаться с природой, работая на пленэре.

К. Мирошник, Н. Кургузова-Мирошник ) Полевые цветы . 2002

К. Мирошник, Н. Кургузова-Мирошник ) Полевые цветы . 2002

Окружающая красота открывалась будущему художнику родителями в поездках и прогулках по родному городу: завораживало мерцание свечей в церкви, куда Наташа приходила с отцом, душа замирала от широты просторов над Окой. Постоянно посещали музеи — краеведческий, художественный. Когда ездили копать картошку в городок Одоев, что в Тульской области, девочка усаживалась неподалеку, рисовала…
С пятого класса Наташа живет в Москве в интернате, учится в МСХШ. Занятия здесь напряженные, насыщенные, рисовать интересно все: гипсы в классах, яблоки на столе, заснеженные ветви деревьев за окном… Чтобы нарисовать статую Венеры Милосской при вечернем освещении, дети однажды похитили ключи от аудитории — так хотелось удивить всех рисунками. На этюды в Новодевичий монастырь весной и осенью одноклассники ходили сами. Учеба увлекает, хотя в Москве без родителей трудно. Главной аудиторией для юных учеников становится Третьяковская галерея.
Тогда же, занимаясь в МСХШ, Наталия познакомилась с Ильей Сергеевичем Глазуновым. Его дети, Ваня и Вера, учились вместе с Наташей. Вскоре она увидела работы Ильи Сергеевича, послушала его беседы с учениками и решила продолжать учебу у него. В 1990 году Наталия с отличием заканчивает МСХШ, поступает в Институт имени В.И. Сурикова, но забирает документы и переходит учиться во Всероссийскую Академию живописи, ваяния и зодчества, где занималась у профессора Ильи Сергеевича Глазунова и в мастерской портрета профессора Лейлы Самуиловны Хасьяновой. Глазунов был всегда требователен и строг. О недочетах и ошибках говорил прямо и открыто, а если хвалил, то от всего сердца.
Учебный день в Академии требовал много сил: в шесть часов утра подъем на этюды, только потом завтрак, а с девяти часов утра и до четырех дня занятия в Академии, затем выполнение заданий преподавателей. Целый день за мольбертом! А на пленэр ходили в любую погоду — и в дождь, и в мороз.
Она обращается к сложному жанру исторического портрета. Это нравственный выбор истинного художника. Необходимость такого шага для Наталии Кургузовой-Мирошник очевидна еще и потому, что существует проблема жанра, которая заключается в объективном взгляде на изображаемые исторические лица. Это еще и интерес художника к людям, чья жизнь и деятельность является воплощением верности христианскому долгу, отражает его стремление избрать путь Истины — духовного возрождения России.
Возникновению же идеи написать патриарха Тихона предшествовало знакомство с его знаменитыми обращениями к русскому народу. Духовный подвиг великой княгини Елизаветы Федоровны и патриарха Тихона вдохновляет художника на создание глубоко волнующих образов.
Тонкая моделировка лица и рук, четкость линий рисунка, легкое движение складок облачения со вспыхивающими на них отсветами, задумчивое, но не отстраненное выражение лица Елизаветы Федоровны подчеркивают трепетную женственность и одухотворенность облика святой великомученицы.
Работа над эскизами к дипломной работе Патриарх Тихон началась во время учебы на четвертом курсе.И здесь Наталии помог отец, сфотографировавший для этой работы более сорока человек. Чтобы уловить, как развеваются на ветру складки облачения святейшего, Константин Мирошник в длиннополом одеянии забирался в грозу на крышу московской многоэтажки, — и пластику складок удалось «схватить».
В такой композиционной декларативности возникает неизбежная антитеза. Свет, прорвавшийся сквозь мятущиеся грозовые облака, — это тоже духовный символ, символ торжества Добра над преходящим Злом.

Н. Кургузова-Мирошник Эмираты . 2001

Н. Кургузова-Мирошник Эмираты . 2001

В 1997 году Наталия Кургузова-Мирошник начинает преподавать на кафедре архитектуры в Академии, продолжая при этом заниматься творчеством, в 1998 году она награждена медалью к 850- летию Москвы за вклад в искусство. Начиная с 1998 года напряженно проходит время учебы в аспирантуре, в 2000 году следует успешная защита диссертации — работа Князь Владимир Мономах. Вдохновил ее на написание этого полотна певец и композитор Александр Барыкин, познакомив Наталию Кургузову-Мирошник с произведениями Владимира Моно- маха. В его сочинениях, по словам Дмитрия Сергеевича Лихачева, отчетливо прослеживается тяготение «к осмыслению исторического существования Русского государства…». И вновь начинался сбор необходимого материала, изучение костюмов, литературных памятников, поиски натуры.
Только истинная любовь к своему герою может заставить художника так методично и самозабвенно работать над таким сложным, исторически далеким от нас образом. Период княжения Владимира Мономаха — внука Ярослава Мудрого — длился с 1113 по 1115 год и отмечен утверждением христианской культуры, неуклонным возрастанием военно-политического влияния Руси, роста ее международного престижа.
По утверждению самого художника, ей близок по духу Александр Иванов, в работах которого человек изображается в момент напряжения душевных сил и духовного озарения. Отсюда ее стремление передать ощущение предстоящего в исторической картине, и тогда образ времени не ограничивается моментом изображения и зритель чувствует связь его с прошлым и будущим.
Творческий диапазон Наталии Кургузовой-Мирошник включает в себя следующие жанровые направления: портрет, тяготеющий к исторической картине, парадный и лирический портрет, жанровая картина, натюрморт, пейзаж.
В работе над портретами неизбежно происходит совершенствование живописной техники, что и позволяет художнику блестяще справляться с осуществлением творческого замысла — передать неброскую красоту и одухотворенность в Портрете актрисы (1997, собственность художника); обаяние и мягкость натуры молодой женщины в Портрете модельера (1998); внутреннюю сосредоточенность и некоторую суровость в характере Владимира Алексеевича Кургузова Портрет отца (1995); мечтательную задумчивость и удивительную хрупкость девушки в Письме (1998), тяжесть пережитого и внутреннее достоинство человека в полотнах Слепой старик (1997), Русский крестьянин (1993, собственность художника). Композиционное построение, та роль, которую художник отводит пейзажу, интерьеру и детали в том или ином портрете, свидетельствует о желании постичь в человеке то, что обычно скрыто от не слишком пристального взгляда обывателя.
Внутренняя динамика работ Кургузовой-Мирошник всегда ощутима, ведь только так возможен подлинный диалог со зрителем.

Н. Кургузова-Мирошник Патриарх Тихон в 1917 году в Москве у памятника Александру II рядом с храмом Христа Спасителя. 1 997 Музей Всероссийской Академии живописи, ваяния и зодчества

Н. Кургузова-Мирошник Патриарх Тихон в 1917 году в Москве у памятника Александру II рядом с храмом Христа Спасителя. 1 997 Музей Всероссийской Академии живописи, ваяния и зодчества

Портрет отца (1995) — это один из ранних портретов художника, но уже в нем проявляется ее стремление выразить гармонию человека и природы. Для Наталии важно показать цельность натуры отца, его эмоциональную уравновешенность, но вместе с тем сложность и противоречивость его характера. Изображая фигуру, она тщательно прописывает руки, привыкшие к постоянному труду, к самой разной работе. Окружающий пейзаж — голубоватые лесные дали, золотистый косогор, светящаяся внизу лента Упы, что течет в окрестностях Одоева, — родины Владимира Алексеевича, смягчает некоторую внешнюю жесткость облика.
В более позднем Портрете отца уже иное композиционное решение, но здесь по-прежнему сохраняется хорошо знакомое нам направление взгляда портретируемого вдаль. Сдержанность колорита, монохромность фона позволяет зрителю полностью сосредоточиться на психологической характеристике, постигая «диалектику души» главного героя картины. Живописный язык художника через мягкость пластики,игру светотени, «живую» линию рисунка воспроизводит отнюдь не статичный, а глубоко подвижный мир человеческой души. Изображение отрывного календаря на стене — символа бесконечных забот повседневности и одновременно быстротечности времени — не случайно.
В картине Бомж (1995) поразительно передана сила характера. На лице отразились безжалостные следы житейских, невзгод и переживаний. За яркой, фактурной внешностью зрителю открывается страстная натура. Художник мастерски передает и огненный, суровый взор, и глубокую печаль в нем. Поворот фигуры на три четверти, взгляд, по-прежнему направленный не на зрителя, только обостряют интерес к тайнам жизни изображаемого.
Аналогичный композиционный прием можно увидеть в портрете Слепой старик. Мы видим сдержанность колористической гаммы, акцент сделан художником на освещенной голове и руках старика. Все это создает пронзительный и трогательный образ.
Мужским портретам, написанным в ранний период творчества Наталии Кургузовой-Мирошник, присуща живописная сдержанность, но иногда, как в Портрете отца (1995) или в Русском крестьянине, пейзаж, служащий фоном, значительно обогащает палитру. Работа Русский крестьянин находится в ряду мужских образов, созданных на реальной основе. В них подлинная объективность и в силу этого высокий психологизм и драматичность. Из этого ряда можно особо выделить работу Богатырь (1994, собственность художника). Здесь нет излишней аналитичности, анфасное изображение, спокойная поза уверенного в своей силе юноши создают ощущение устойчивой гармонии и внутренней собранности.
Галерея женских портретов начинается с Портрета модельера. Облик молодой женщины привлекает интерес художника к декоративным деталям. Расшитый бисером жакет смело контрастирует с нейтральным фоном. Колье придает завершенность всему костюму. Изящный жест тонкой руки, простая прическа, спокойный взгляд, обращенный к невидимому собеседнику, — все создает образ обаятельной, наделенной вкусом и обладающей шармом женщины.
Ее духовная жизнь скрыта от нас за спокойным выражением лица, и все же мы любуемся прихотливым узором, красотой профиля и рук женщины, легкой волной каштановых волос.
Внутренняя сдержанность по отношению к портретируемым всегда очень заметна в женских портретах художницы. Но, постепенно вглядываясь в картину, вдруг оказываешься покоренным красотой и очарованием ее моделей.
Листок бумаги, свернутый в трубку, в картине Письмо (1998) — только предлог для художника, чтобы показать всю гамму чувств от трепетной надежды до отрешенной задумчивости на лице девушки. Остается гадать, героиня ли это пьесы или романа или же просто актриса на сцене или за кулисами. Неоспоримо лишь мастерство живописца, без излишней повествовательности увлекшего нас в волшебный мир своей работы.
Жанровые композиции этих работ немногочисленны, в них самое пристальное внимание уделяется персонажам (так велика приверженность к портрету).
В работе Рыбаки (1996, собственность художника) интересно композиционное решение, когда фигуры слишком приближены к зрителю, но благодаря высокой линии горизонта оказываются удачно вписанными в пейзаж, и внимание сосредотачивается именно на увлеченных рыбаках.
В картинах Сестры (1998, собственность художника) и К празднику (1998) красочность русского костюма подчеркивает нежную, но выразительную красоту девичьих лиц. Полотно К празднику наполнено атмосферой несуетных, обстоятельных приготовлений к одному из самых ожидаемых волнительных моментов в сельской жизни — престольному празднику или, быть может, к переломному событию в личной жизни. Мягко написаны их лица, элементы костюма проработаны с этнографической точностью. В дальнейшем декоративность станет характерной чертой живописного языка портретов, написанных вместе с Константином Мирошником, и именно оттенки красного цвета будут подчеркивать нарядность костюма и создавать настроение праздника.
Пейзажи, написанные в самых разных местах (Крыму, в окрестностях Одоева городка, что в Тульской области), разнообразны по настроению, но гармоничны по мировосприятию. Порой лишенные каких-либо эффектов, они добросовестны в отношении натуры, подкупают искренностью чувства.
Пейзажи, написанные в Персидском заливе, полны умиротворенности и покоя (Эмираты, 2001; Баобаб, 2001, собственность художника).
Начало творческого пути по-истине многообещающее. Поиски средств большей пластической выразительности, постоянная жажда творчества, а также редкая самоотдача ведут к воплощению новых замыслов, которые в дальнейшем, несомненно, найдут свое яркое воплощение.

К . Мирошник, Н . Кургузова-Мирошник Старый дом в селе Медведеве. 1999

К . Мирошник, Н . Кургузова-Мирошник Старый дом в селе Медведеве. 1999

Работы в соавторстве
Эта органичность обусловлена и стремлением к философскому осмыслению действительности, выражению собственного отношения к миру, будь то мир человека или мир природы.
Потому, наверное, так широк жанровый диапазон живописцев. Необходимо отметить, что все творческие достижения художников — это результат огромной, напряженной работы, кропотливого поиска, изучения исторического и этнографического материала, литературы, исследование творчества и русских, и западноевропейских мастеров, а также результат духовной жизни художников, постоянно посещающих Троице-Сергиеву лавру и Оптину пустынь.
В ходе творческой работы постоянно происходит взаимообогащение художников, хотя стиль каждого из живописцев формируется из особенностей индивидуального изобразительного языка, личных пристрастий в выборе тем и сюжетов, неповторимых черт душевного склада.
Особенности колористического дара одного дополняют своеобразие живописного языка другого, происходит взаимопроникновение этих свойств. В диалоге рождаются новые художественные решения. Это касается и изобретательности в разработке композиции, и поэтому вполне уместно отметить то общее, что есть в творчестве каждого из мастеров.
Портреты близких и друзей отражают глубоко личностное отношение к тем людям, которые дороги художникам. Таковы, например, портреты отца Наталии Кургузовой-Мирошник, Портрет певца и композитора Александра Барыкина.
Их отличает тонкий психологизм, яркая характеристика индивидуальности человека. Если коснуться других портретов, то можно сказать, что их обаяние в другом: в сдержанности чувств авторов по отношению к тому, кто изображен на картине, в несколько приглушенной эмоциональности. Детали костюма, интерьера, фрагменты пейзажа приобретают в таком случае совершенно особое звучание.
Выполненные в соавторстве женские портреты точны в передаче зрительных впечатлений; художники постоянны в своем стремлении подчеркнуть индивидуальность модели.
В картине У рояля (2000) взгляд молодой женщины обращен прямо на зрителя, с ним устанавливается непосредственная связь, и отсюда глубина психологической характеристики. Естественность позы модели проявляется в спокойном жесте рук и тела — она слегка опирается о крышку рояля. Построение внутреннего пространства холста наполнено гармонией. Глубокий темно-синий цвет вечернего туалета оттеняется приглушенным переливчатым блеском золотистой портьеры и перламутровым сиянием гладкой поверхности рояля. Торжественность портрету придает и сочетание сложных красновато-охристых оттенков панели стены с бежевато-розовыми тонами плеч и рук женщины.
Свежестью и чистотой юности веет от полотна Полевые цветы (2002), пожалуй, одного из самых обаятельных из написанных в последнее время. Композиция портрета проста и ясна. Нейтральность фона и его тон приближают к нам очаровательное лицо девушки. Жест руки, прижимающий букет полевых цветов, грациозен и мягок. Сияние синих глаз перекликается с нежной голубизной легкой шелковой блузки. Скромность гладкой прически, легкая полуулыбка привлекательны в силу своей естественности. Неброские полевые цветы и травы (ромашки, розовый клевер, львиный зев, пижма, васильки и кашка) — олицетворение обаяния юной девушки. Пластическая гармония портрета ощутима в том, как полукруглые линии очертаний спинки кресла и плеч девушки вторят линии овала лица. Взгляд модели вновь направлен на зрителя, он покоряет нас своей ласковой нежностью.Красное платье сразу привлекает к себе внимание и уравновешивает правую и левую части картины. Некоторая статичность фигур оправдывается спецификой этого группового портрета.
Изобретательность при решении композиционного построения отмечалась нами уже неоднократно. В двух портретах Русская красавица (2002) и Зимой (2003, собственность художников) мастерство решения композиции проявляется самым замечательным образом.
Русская зима с заснеженными деревьями, пронзительными закатами и красногрудыми снегирями… Фон для изображения русских женщин выбран удачно.
Помимо разнообразия композиционного построения, для женских портретов очень характерна выразительность жеста, так как жест также выражает внутреннее состояние человека.
Глядя на полотно Русский романс (2000), у зрителя создается впечатление, будто в тишине летнего вечера над тихой рекой звучит грустная мелодия, волнующая, проникновенная. Простое лицо обращено к нам с приветной доброжелательной улыбкой. Вся женская душа в русском романсе, с пронзительно горькими словами о неразделенной любви и с надеждой на предстоящую встречу.
Портреты Оренбургский пуховый платок и Сибирячка (оба — 2001) почти одинаковы по живописно-композиционному решению — поясное изображение на нейтральном фоне. Покоряет открытость взгляда и лучащаяся из глаз доброта. Узорчатость платков выделяется на темном фоне одежды, контрастирует с монохромностью фона, создает настроение праздника в картине.
Портреты детей вообще всегда трудны для любого художника, и здесь живописцам, несомненно, будет сопутствовать удача, так как в нескольких уже написанных ясно прослеживается внимательность и любовное отношение художников к детям.
В Портрете девочки (2002, собственность художников) непосредственность и чистота души ребенка раскрывается в трогательной улыбке девочки, в веселых, живых карих глазах. Украшение — скромный цветок ромашки. Он приколот обычной булавкой, но девочку это нисколько не смущает — зато нарядно!
Торжественны и нарядны натюрморты художников. В них чистый
и звонкий цвет. Натюрморт с тыквой (2002, собственность художниов) привлекателен незамутненностью колорита, тем, что живописцы находят редко встречающиеся оттенки красного и оранжевого цветов — плоды и фрукты светятся изнутри, оттеняя зелень листьев и стеблей, бледно-голубой цветок садового вьюнка…