Culture and art

Культура и искусство

Мартирос Сарьян

Мартирос Сарьян

М. Сарьян. Автопортрет. 1943.

Мартирос Сарьян

Искусство Сарьяна вселяет в людей радость. С. Коненков
Мне посчастливилось в последние годы жизни Мартироса Сергеевича Сарьяна ежедневно быть рядом с ним, слушать его, записывать его мысли. Сарьяну в высшей степени было свойственно поэтическое ощущение величия и красоты природы. «Природа создает человека, чтоб через него видеть, познать себя. Познавая природу, мы восхваляем чудо-красоту жизни», — подчеркивал он в своих беседах.

Мартирос Сарьян

М. Сарьян. Солнечный день. Темпера. 1923

Для Сарьяна почвой этой «чудо-красоты» была его родина, с которой он чувствовал себя связанным, как дерево с землей.
Сарьян в своей долгой жизни испытал много горестей и много радости. Он был свидетелем двух мировых войн. Утверждая прекрасное, он кистью воевал против злейшего врага человечества — фашизма. В рядах Советской Армии на фронтах Великой Отечественной войны сражался его сын. Художник написал десятки портретов героев войны. Сарьян пережил смерть любимого сына, гибель многих своих картин.
Годами общаясь с ним, мы поражались беспредельной силе его духа, цельности натуры, чистоте души, скромности и доброте. Для современников он был и остался символом совершенного человека.
Я расскажу о его творчестве, приводя высказывания самого мастера. Мировоззрение художника начало формироваться в годы детства, в отцовском доме. О себе он рассказывал: «Веками армяне вынуждены были жить вдалеке от родины, но где бы они ни останавливались, создавали маленькую Армению. В конце XVIII века такой Арменией стал Новый Нахичеван, ныне Пролетарский район города Ростова-на-Дону. Мои предки приехали к берегам Дона из Крыма, а в Крым — из столицы средневековой Армении, Ани. Я родился в патриархальной семье. Нас было девять детей, я был седьмым.

Мартирос Сарьян

М. Сарьян. Арарат. Масло. 1923.

В. Серов, приехал в Армению и здесь наяву увидел все, о чем грезил в детстве. Горная, фантастическая, многоликая природа произвела глубокое, незабываемое впечатление на молодого художника. От соприкосновения с родной природой родилось творческое «я» Сарьяна, появились первые его самобытные произведения. В этом цикле, названном «Сказки и сны», он стремился выразить свое понимание природы в образах-символах. Природа необъятна и таинственна, и художник воспринимает ее словно ребенок, как чудо-сказку. Циклом «Сказки и сны», исполненным акварелью и темперой, Сарьян начал участвовать в московских выставках. В работах этого раннего периода господствует характерная для Сарьяна теплая цветовая гамма, построенная на сочетаниях золотисто-серебристых и сине-зеленых тонов. И как основное средство выражения в его живописи выступает свет, солнце. Сарьяи говорил: «То, что я пишу, цветом беру сильнее, чем вижу. Контрастно сочетая звучные цвета, я добиваюсь ощущения солнца, жизни…»
В 1909 году он отправляется в далекое путешествие — и вновь на юг, к солнцу, к своей стихии, и создает такие ныне знаменитые свои картины, как «Улица», «Полдень», «Константинопольские собаки», «Финиковая пальма. Египет». В этих произведениях художественные идеи Сарьяна получили блестящее живописное воплощение. Зрителя захватывает ощущение радости бытия.

Мартирос Сарьян

М. Сарьян. Портрет А. Мартиросяна. Карандаш. 1942.

Если в ранних произведениях любовь Сарьяна к природе воплощена в сказочных сюжетах, то здесь в сказочной красочности раскрывается реальная действительность.
Новаторство Сарьяна — в его самобытном живописном мышлении. В творческом стиле Сарьяна отразились принципы армянской средневековой живописи. Это прежде всего заметно в яркости, звучности плоских цветовых пятен ранних его работ и четком обобщенном, почти силуэтном рисунке. Композиционную ясность его картин можно сравнить с пропорциональной уравновешенностью простых форм армянской архитектуры.
В 1920 году устанавливается Советская власть в Армении, и Сарьян приезжает на родину навсегда. О неразрывности его связей с родной землей говорит его знаменитый автопортрет «Три возраста». В правой части этого полотна Сарьян изобразил себя молодым. Впереди — трудная дорога жизни. В левой части он — в среднем возрасте, твердо знающий свое назначение. В центре — мудрый старик.

Мартирос Сарьян

М. Сарьян. Портрет Маршала Советского Союза И. X. Баграмяна. Масло. 1947.

Важную роль в картине играет фон. Для трех времен, трех возрастов — молодости, зрелости и старости — фоном служит природа Армении, широко раскинувшийся склон горы, на котором стоит ереванский дом художника.
В эти же годы Сарьян создает герб Советской Армении и знаменитый занавес первого Гостеатра. Из-под его кисти выходят залитые ярким мирным светом «Горы», «Старый Ереван», «Мой дворик», «Портрет поэта Егише Чаренца» и другие известные произведения. Некоторые из них с большим успехом экспонировались тогда на международной выставке в Венеции, на которой впервые участвовали советские художники.
«Из тьмы к свету» — этим внутренним неудержимым стремлением характеризуется все его жизнерадостное, солнечное искусство.

Мартирос Сарьян

М. Сарьян. Армения. (Один из последних рисунков М. Сарьяна.) Тушь, перо. 1972.

В годы Великой Отечественной войны несокрушимую энергию придала кисти Сарьяна вера в победу. Убедительно говорят об этом портреты героев войны и мыслителей, ученых и художников. В день великой Победы, 9 Мая 1945 года, он пишет самую большую свою станковую картину «Армянам-бойцам, участникам Великой Отечественной войны. Цветы». Художник заполнил почти трехметровое полотно изображениями садовых и полевых цветов, образовав из них как бы драгоценный красочный ковер. Это необыкновенная картина: одновременно торжественная и очень скромная. В простых стеклянных банках стоят цветы. Как верно эта жизненная подробность характеризует время! Какими радостными чувствами наполнены цветовые сочетания сарьяновских букетов, как гармоничен прихотливый ритм линий и форм этой картины! Натюрморт, обладающий громадным философским смыслом. Не просто радовать, а воспитывать радостью, подымать души людей — в этом, по мысли Сарьяна, призвание художника.

Мартирос Сарьян

М. Сарьян Автопортрет три возраста. Масло 1943

Рисунков и акварелей, воспевающих родную землю и человека, прекрасные эскизы для театральных постановок, многочисленные книжные иллюстрации. Искусство его получило широкое признание. В 1961 году серия его картин «Моя родина» была удостоена Ленинской премии. Присуждение этой премии — акт всенародного, общественного признания художника. Силой своего огромного таланта Сарьян превратил пейзажи, созданные на основе поэтического постижения местного колорита, национального своеобразия Армении, в неотделимую, существенно важную часть всего нашего отечественного изобразительного искусства, всей советской культуры. Южная горная природа Армении в его полотнах так же дорога, близка, доступна нам, как задушевность среднерусской природы, как весеннее многоцветье украинской степи, как серебристо-зеленая прелесть литовского озерного края. Картины Сарьяна дороги и близки нам своей жизнеутверждающей ясностью, созвучием времени. В них поэтическое ощущение величия, силы, красоты природы. Такой природе сродни советский человек — деятельный, смелый, с добрым, полным радости сердцем. Этот человек всегда как бы присутствует в пейзажах Сарьяна.

Мартирос Сарьян

М. Сарьян. Портрет Егише Чаренца. Масло. 1923.

Своеобразен их композиционный прием. Он заключается в том, что художник выбирает высокие точки зрения, раскрывает перед зрителем обширные панорамы. «Человек поднимается над землей, чтобы лучше постичь ее», — любил повторять Мартирос Сергеевич.
Много и успешно работал Сарьян как портретист. Он достиг подлинной достоверности и настоящего раскрытия характеров в портретах академика И. Орбели, поэтов А. Исаакяна и Н. Тихонова, балерины Г. Улановой, пианиста К. Игумнова, маршала И. Баграмяна, артиста Р. Симонова, писателя И. Андроникова, художницы Т. Яблонской. Он подчеркивает в человеческом образе какую-нибудь одну, главенствующую черту характера. И этот творческий прием поэтического обобщения приводит его к ярким, необычным решениям. Этим портретам присуща та же выразительность, с какой Сарьян воплощает одухотворенность, эмоциональную взволнованность родной своей природы.
Великий мастер кисти, выдающийся советский художник, Мартирос Сарьян прожил долгую и мудрую жизнь. Своей неповторимой живописью он воспел вечную гармонию природы и человека, вечность жизни, вечность радости, вечность солнца. В этом его неугасающая сила. В этом его бессмертие.
Шаэн ХАЧАТРЯН, директор музея М. Сарьяна в Ереване

Мартирос Сарьян

М. Сарьян. Из жизни художника. Годы войны. Масло. 1941.

Мартирос Сарьян

М. Сарьян. Под абрикосовыми деревьями. Масло. 1954.

Мартирос Сарьян

М. Сарьян. Портрет балерины Галины Улановой. Масло. 1940.

Мартирос Сарьян

М. Сарьян. Старый Ереван. Масло. 1925.